
Адашевский Константин Игнатьевич
Константин Игнатьевич Адашевский был одним из корифеев ленинградской драматической сцены, хотя имя его, в отличие от таких мастеров, как Василий Меркурьев, Юрий Толубеев, Николай Симонов, было менее известным. Более 60 лет он отдал служению одному театру, в котором вырос в прекрасного характерного артиста, сочетавшего в своём искусстве яркую палитру сочных актёрских красок, лирические тона, эксцентрику, глубину переживаемых чувств. Нечасто игравший на сцене главные роли, а в кино довольствовавшийся, в основном, эпизодическими появлениями, Константин Игнатьевич всегда запоминался благодаря глубокому проникновению в исполняемый образ, стремлению к предельной достоверности, органике своей актёрской природы. Константин Адашевский родился в селе Тулешково Конинского уезда Калишской губернии в семье Игнатия Романовича Адашевского, приехавшего из Польши, и Ольги Александровны Адашевской, вышедшей из купеческого сословия. Один из братьев отца увлекался оперой и театром, в его дом были вхожи многие знаменитые артисты, поэтому Константин, с юных лет близко познакомившийся с театральной богемой, в итоге, сам стал проявлять интерес к лицедейству. Отучившись в Ямбургском общем коммерческом училище, он ушёл служить в качестве культработника в ряды Красной армии, а затем после демобилизации в 1922 году поступил в Петроградскую школу инструкторов театрального дела при Политуправлении Балтийского Флота, по окончании которой руководил драматическим кружком железнодорожного рабочего клуба. Но, видимо, неудержимое стремление к высокому искусству, желание добиться больших результатов в этом направлении привели его в Школу русской драмы при Петроградском государственном академическом драматическом театре, в которой он стал учеником Евтихия Павловича Карпова. Окончив её в 1925 году, Константин Адашевский был принят в труппу этого театра (с 1937 года — Ленинградский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина), которому был верен до конца своих дней. На его сцене сыграл более ста ролей, по большей части, характерного плана, наиболее яркие из которых: Бальзаминов («За чем пойдёшь, то и найдёшь» А.Н. Островского), Шибаев («Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского), Афремов («Живой труп» Л.Н. Толстого), Хлынов («Горячее сердце» А.Н. Островского), Блохин («Сказки старого Арбата» А.Н. Арбузова), Тюремщик («Беседы с Сократом» Э.С. Радзинского), Бурцев («Пока бьётся сердце» Д.Я. Храбровицкого) и другие. Параллельно театральной карьере Константин Адашевский с 1925 года много снимался в кино, играя небольшие роли характерных персонажей, социальных героев, военных, аристократов, представителей интеллигенции. Среди его лучших работ на экране: Чернявский («Лунный камень»), Белебухин («Маска»), Авдеев («Великий гражданин»), священник («Человек в футляре»), Иван Иннокентьевич («Запасной игрок»), Леонард Эйлер («Михайло Ломоносов»), адмирал Свешников («Балтийская слава»), фельдфебель Мокрый («Музыканты одного полка»), Брюханов («Начальник Чукотки»), Викулов («Хозяин»), царь Дормидонт («Горя бояться – счастья не видать»), Волшебник («Соловей») и другие. В жизни Константин Игнатьевич был весёлым общительным человеком. Дружил с Владимиром Честноковым, Юрием Толубеевым, Валентином Янцатом, по-дружески называвшим его весёлым пессимистом. Актёр был дважды женат. От первого брака с преподавательницей математики Еленой Владимировной в 1927 году у него родилась дочь Марина, которая продолжила дело отца и стала актрисой. Вторая супруга Адашевского – Народная артистка РСФСР Ольга Яковлевна Лебзак (1914-1983), вместе с ним работавшая в Ленинградском академическом театре драмы имени А.С. Пушкина. Константин Игнатьевич был всецело предан театру, не мыслил своей жизни без служения сцене. Поэтому когда в последние годы его стала одолевать болезнь ног, мешавшая нормально передвигаться, это стало для него большой трагедией. В итоге, Адашевскому пришлось лечь на лечение в Военно-медицинскую академию, из которой он уже не вышел. Узнав вердикт врачей, предрекавший ему постельный режим, актёр с грустью сказал своим близким: «Если я не смогу выходить на сцену, тогда и жить мне незачем». Вскоре после этого он заболел воспалением лёгких, ускорившим его уход из жизни. Похоронен Константин Адашевский на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1925: «Девятое января» (рабочий); 1927: «Кастусь Калиновский» (раненый гренадер); 1935: «Лунный камень» (Чернявский), «Подруги» (пристав); 1938: «Враги» (Пологий), «Маска», к/м (Белебухин); 1939: «Великий гражданин», 2-я серия (Авдеев), «Человек в футляре» (священник); 1940: «Разгром Юденича» (Попов); 1941: «Отец и сын» (Мартьянов), «Фронтовые подруги» (военврач); 1942: «Огонь по врагу», док. (боец), «Сибирь – фронту», док. (боец); 1945: «Простые люди» (повар); 1946: «Солистка балета» (отец Ольги); 1947: «Золушка» (герольд); 1949: «Академик Иван Павлов» (отец Павлова); 1950: «Мусоргский» (Ржевский); 1951: «Белинский» (Офеня и Бологовский-племянник); 1952: «Джамбул» (губернатор), «Живой труп» (Афремов); 1953: «Горячее сердце» (Хлынов), «Лес» (Карп), «Ранние повести Гоголя» (чтец); 1954: «Запасной игрок» (Иван Иннокентьевич, директор завода), «Кортик» (филателист); 1955: «Два капитана» (выступающий), «Михайло Ломоносов» (Эйлер), «Овод» (австрийский офицер), «Следы на снегу» (Винокуров); 1956: «Дорога правды» (Рыбаков); 1957: «Балтийская слава» (Свешников), «Драматургия Островского» (Лыняев в эпизоде из «Волков и овец»), «Его время придет» (Уэстерби), «Тамбу-ламбу», к/м (кассир цирка), «Улица полна неожиданностей» (швейцар), «Это случилось на Некрасовской», к/м (профессор Ребриков); 1958: «В дни Октября» (генерал Краснов), «День первый» (Кишкин), «Красные листья» (адвокат), «Шли солдаты» (городской голова); 1959: «Театр зовет», к/м (Пал Палыч), «Темные люди», к/м (Дятлов), «Токтогул» (губернатор); 1960: «Василий Докучаев» (сановник), «Осторожно, бабушка» (начальник строительства); 1961: «Две жизни» (министр), «Первые испытания», 2-я серия (губернатор); 1965: «Музыканты одного полка» (Мокрый, фельдфебель); 1966: «12 стульев», тв (Тихон, дворник), «Катерина Измайлова» (священник), «Начальник Чукотки» (Брюханов); 1967: «Браслет-2» (бритоголовый), «Мятежная застава» (Власьев), «Татьянин день» (председатель); 1968: «Ошибка Оноре де Бальзака» (Сент-Бев); 1969: «Берег юности» (эп.), «Мертвые души», тв (Губернатор), «Преступление и наказание» (извозчик); 1970: «Зеленые цепочки» (Воронов), «Угол падения» (Завадский), «Хозяин» (Викулов); 1971: «Красный дипломат», тв (министр юстиции), «Тень» (самый старший лакей); 1972: «Двенадцать месяцев», тв (начальник королевской стражи); 1973: «Горя бояться – счастья не видать», тв (царь Дормидонт и скоморох), «Здесь наш дом» (строитель); 1974: «Все улики против него» (главбух), «Царевич Проша» (палач герцога); 1975: «Что человеку надо» (Юровский); 1978: «Ограбление в полночь», тв (полицейский инспектор), 1979: «Соловей» (волшебник); 1980: «Рафферти», тв (Фарроу), «Я — актриса» (эп.); 1981: «Вот такая музыка» (дед Максим), «Путешествие в кавказские горы» (эп.); 1982: «Ослиная шкура» (мудрец); 1984: «И вот пришел Бумбо» (доктор), «Пусть цветет иван-чай», тв (дедушка Лены); 1985: «Соперницы» (дядя Федя). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru