Адельгейм Тамара ФридриховнаАдельгейм Тамара Фридриховна Тамара Адельгейм родилась в Киеве в семье адвоката Фридриха Яковлевича Адельгейма и домашней хозяйки Галины Яковлевны Адельгейм. Мать после смерти отца вторично вышла замуж за Адольфа Давыдовича Шварцборта, носила его фамилию. Дяди Роберт Львович (1860–1934) и Рафаил Львович (1861–1938) Адельгеймы в предреволюционные годы были известными театральными актёрами, что, вероятно, во многом повлияло на выбор Тамарой своей будущей профессии. В 1922 году Тамара Адельгейм уехала из Киева в Одессу, поступила в Одесскую музыкальную академию Общества музыкальных деятелей, но уже через год устремила свои взоры в Москву в надежде стать киноактрисой. Сначала училась в киностудии «Новь», затем – в первой московской коллективной киностудии под руководством Абрама Матвеевича Роома. С 1924 года начала сниматься в эпизодических ролях в кино, в том числе в одном из первых фильмов Роома «Что говорит «мос», сей отгадайте вопрос», не дошедшим до наших дней. В 1925 году актриса сыграла свою первую значительную роль – еврейскую девушку Бейлу в фильме Алексея Грановского «Еврейское счастье», в котором заявила о себе как о неплохой драматической актрисе. Маленькая (147 см), худенькая, она идеально подходила на роли травести, но, всё же, благодаря кино, смогла немного расширить свои актёрские возможности. Во второй половине 1920-х она снялась в ряде заметных картин у хороших режиссёров: Григория Рошаля («Его превосходительство»), Николая Охлопкова («Митя»), Эдуарда Иогансона («Гафир и Мариам»), у того же Роома («Предатель»). В 1930 году Тамара Адельгейм написала либретто «Хромоножка» о трудной судьбе хромой девочки-подростка, нашедшей себя в пионерском движении. На его основе режиссёром Юрием Винокуровым был поставлен одноимённый фильм, смотревшийся на фоне других картин того периода довольно средним. Тем не менее, Адельгейм понемногу набирала обороты, правда, в основном, как общественный деятель. В январе 1929 года она переведена в действующие члены АРРК (Ассоциация работников революционной кинематографии), избрана в состав Бюро актёрской секции. В декабре 1932 года в качестве делегата участвовала в общемосковской конференции киноактёров. Но вся эта общественная суета, так её захватывавшая, не давала ей возможности реализоваться в качестве актрисы. С приходом звука в кино, с появлением новых экранных героев, спрос на Адельгейм значительно упал. В 1933 году она снялась на Украинфильме в небольшой роли Жени, подруги главной героини, в фильме «Любовь», все материалы которого, после ареста режиссёра Александра Гавронского, были уничтожены. В звуковом кино Тамара Адельгейм затем появилась только однажды, да и то под кукольной маской своей героини Мальвины в киносказке Александра Птушко «Золотой ключик», ставшей финалом её кинокарьеры. Невостребованная в кино, Тамара Адельгейм пробовала свои силы в театре. Несколько лет играла на сцене Московского ТЮЗа (Генрих – «За океаном» Я.М. Гордина; Эмма – «Семья преступника» П. Джакометти; Мимиш – «Трильби» Гр. Ге; Дези – «Старая Англия»), участвовала в постановках драматического коллектива своих дядей, братьев Адельгейм, но к концу 1930-х её актёрская деятельность сошла на нет. В 1939 году она была избрана председателем бюро актёрской секции Дома кино. В 1941-м вместе с киностудией «Мосфильм» эвакуирована в Алма-Ату, где выступала в госпиталях с написанным специально для неё писателем Рувимом Фраерманом скетчем «Маленький разведчик». Это событие помогло ей определиться с будущей творческой деятельностью. Вернувшись в Москву в феврале 1943 года, Адельгейм стала выходить на эстраду в ролях травести, а позднее и как мастер художественного слова. В её репертуар входили скетчи: «Чужая старушка», «Таня и Ваня», «Достоверный источник» и другие. В 1950-е годы актриса поставила для себя программу-киноочерк «Дорога мира», гастролировала с ней по регионам СССР (Сибирь, Урал, Кузбасс, Украина). Выйдя на пенсию, похоронив мужа, во второй половине 1970-х Тамара Фридриховна решила переселиться в Дом ветеранов кино в Матвеевском, став одной из первых его жительниц. Весной 1979 года Тамара Адельгейм, проигнорировав запрет врачей, сетовавших на её плохое здоровье, уехала отдыхать в один из ялтинских санаториев, где ей вскоре наскучило, и она решила вернуться домой. К несчастью, обратное путешествие окончилось для неё трагически: на станции Синельниково актриса скоропостижно скончалась. Средств для транспортировки её тела в Москву не оказалось, поэтому похоронили Адельгейм там же, на местном синельниковском кладбище. Тамара Фридриховна была дважды замужем. Её первый супруг – критик и драматург Хрисанф Николаевич Херсонский (1897–1968). Второй супруг – кинорежиссёр Александр Леонидович Соловьёв (1898–1973), снявший Адельгейм в своём фильме «Пять невест». Фильмы и роли: 1924: «Аэлита» (соседка на похоронах), «Что говорит “Мос”, сей отгадайте вопрос», к/м (моссельпромщица); 1925: «Еврейское счастье» (Бейла); 1926: «Блуждающие звезды» (воспитанница баронессы), «Предатель» (девочка Лиля); 1927: «Его превосходительство» (Ривеле), «Митя» (Софочка); 1928: «Гариф и Мариам», к/м (Мариам), «Хочу быть летчицей» (Таня); 1929: «За ваше здоровье», к/м (сестра), «Пять невест» (Мирра, первая невеста); 1930: «Хромоножка» (Илька); 1931: «Кто лучше?» (Роза); 1933: «Любовь» (Женя, подруга Ксении); 1939: «Золотой ключик» (Мальвина). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru