
Агапова Нина Фёдоровна
Нина Агапова родилась в Москве. Её отец торговал в частном магазине. Мать Мария Васильевна работала на ткацкой фабрике. После женитьбы их счастье продлилось недолго – отец заболел туберкулёзом, а вскоре эту же болезнь обнаружили и у старшего сына Владимира. Некогда весёлый и жизнерадостный человек, Агапов-отец стал пить, из-за чего в семье постоянно не хватало денег. После смерти отца в августе 1945 года брату Нины Агаповой Владимиру врачи фактически подписали смертный приговор, отказав в лечении. Только один врач не отчаялся и решился на сложнейшую операцию, которая спасла Владимиру жизнь и позволила ему дожить до преклонного возраста. Нина с самого детства была очень артистичной, обладала прекрасным голосом. В 15 лет она поступила в русский народный хор имени П.Г. Яркова, в составе которого объездила всю страну. В одном из представлений под названием «Русская свадьба» ей даже доверили главную роль Невесты. Самой юной артистке эта роль не нравилась, так как по сюжету ей нужно было громко плакать, чего она ужасно не любила делать. Работая в хоре, Нина неоднократно слышала от окружающих советы, что ей нужно учиться на артистку. После очередного такого совета она показалась известному кинорежиссёру Юрию Таричу, и тот согласился готовить её к поступлению. Под его руководством Агапова подготовила отрывки из «Женитьбы» Н.В. Гоголя и «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, с которыми и пришла на приёмные экзамены во ВГИК. Курс тогда набирали режиссёры Сергей Юткевич и Михаил Ромм. Яркая и импозантная абитуриентка произвела на них впечатление и была зачислена. По окончании ВГИКа в июле 1951 года Нина Фёдоровна вошла в штат Театра-студии киноактёра, который на долгие годы стал её вторым домом. В отличие от кино, театр дал ей возможность максимально реализовать свои актёрские способности. На сцене она не просто жила – она царила. Природная музыкальность, прекрасный голос, эффектная внешность, склонность к буффонаде и эксцентрике – все эти качества помогли блистательной актрисе наделить её героинь сочными красками, незабываемыми для тех, кто хоть раз её видел на сцене. Может быть, именно поэтому режиссёры больше остальных актрис занимали Агапову в своих спектаклях, так как из любой роли, даже самой крошечной, она делала событие. Всего Нина Фёдоровна сыграла в 30 спектаклях Театра-студии киноактёра. Среди самых известных: «День приезда, день отъезда» В.К. Черных (Олимпиада), «Восемь женщин» Р. Тома (Огюстин), «Бабий бунт» М.С. Пляцковского и К.В. Васильева (Дуняша), «Да здравствуют дамы!» Б. Нушича (госпожа Лазич). Особо стоит отметить постановку «Целуй меня, Кэт» К. Портера, который стал одним из первых мюзиклов, поставленных на отечественной сцене. Здесь Агапова в полной мере продемонстрировала свои вокальные данные, что особо отметили и критики и зрители. К сожалению, кино почти вовсе не оценило прекрасных возможностей Нины Агаповой. Актрисой не сыграно ни одной главной роли, лишь только крохотные эпизоды и роли второго плана. Из целой сотни фильмов наберётся лишь десяток, где режиссёры не поскупились и выделили ей небольшой кусочек экранного пространства, в котором ей была дана возможность «развернуться». Среди таких работ стоит вспомнить Ирину («Доброе утро»), Бирюкову («К Чёрному морю»), официантку Зинаиду («Дайте жалобную книгу»), Задонскую («Душечка»), Зинулю («По семейным обстоятельствам»), миссис Гриффит («Тайна «Чёрных дроздов»), Нину Андреевну («Небеса обетованные»). После ухода в феврале 1990 года из Театра-студии киноактёра Нина Агапова несколько лет не имела возможность выходить на сцену, пока, наконец, в 1995 году судьба не свела её с корифеем отечественной сцены и экрана Даниилом Сагалом. Вместе с ним она сыграла в спектакле на двоих «Игра в джин» Д.Л. Кобурна. Постановка просуществовала два года и имела большой зрительский успех. С 1997 года творческая биография Нины Агаповой связана с драматической труппой «Блуждающие звёзды» под руководством режиссёра Павла Тихомирова. Здесь актриса вновь блеснула своим неувядаемым талантом, продемонстрировав зрелое мастерство большого Мастера. Агаповой сыграны: Улита Никитична в «Не сошлись характерами» А.Н. Островского, боярыня в «Солдате и царице» А. Платонова, стареющая Сильва в «Театральной фантазии», старуха Шапокляк в «Рождественском бале» ГАБТ и другие роли. Последние годы Нина Фёдоровна выходила на сцену в роли матери Есенина в спектакле «Листки из сожжённой тетради», который периодически шёл на сцене Дома актёра имени А.А. Яблочкиной, а также участвовала как актриса миманса в опере Большого театра «Евгений Онегин». Мужем Нины Агаповой был кинооператор Сергей Сергеевич Полуянов (1924–1983), снявший такие известные фильмы, как «Чистое небо», «Жили-были старик со старухой», «Золотой телёнок», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Рождённый в 1953 году сын Александр так же, как и отец, окончил операторский факультет ВГИКа, но надолго в этой профессии не задержался, попробовав себя в разных ипостасях. К сожалению, Александр трагически ушёл из жизни в середине 1990-х годов. Похоронена Нина Агапова на Кунцевском кладбище. Использованы материалы статьи Сергея Капкова «Актриса на роли иностранок»Фильмы и роли: 1953: «Застава в горах» (офицерская жена), «Нахлебник» (эп.); 1955: «Доброе утро» (Ирина), «Мексиканец» (болельщица); 1956: «Как он лгал ее мужу», к/м (горничная); 1957: «К Черному морю» (Бирюкова), «Рядом с нами» (эп.); 1958: «Смена начинается в 6» (Любаша); 1959: «Неподдающиеся» (массовик-затейник); 1960: «Время летних отпусков» (Шурочка), «Мертвые души» (дама на балу у губернатора), «Мичман Панин» (светская дама); 1961: «Воскресение», 2-я серия (баронесса), «Чужой бумажник», к/м (секретарь директора); 1962: «Цепная реакция» (ограбленная тетка); 1963: «Именем Революции» (мать Жени), «713-й просит посадку» (пассажирка); 1964: «Зеленый огонек» (ветеринар); 1965: «Бывает и так» (Находкина-Приходкина), «Дайте жалобную книгу» (официантка Зинаида), «От 7 до 12» (мама), «Чистые пруды» (Кульчицкая Любовь Сергеевна); 1966: «Душечка», тв (Задонская, примадонна театра), «Дядюшкин сон» (дама), «Черт с портфелем» (секретарь редакции); 1967: «Доктор Вера» (задержанная), «Щит и меч» (Ауфбаум); 1968: «Зигзаг удачи» (продавщица), «Семь стариков и одна девушка», тв (Кравцова, врач), «Урок литературы» (родительница); 1969: «Неподсуден» (пассажирка самолета), «Старый знакомый» (Рита из Ростова-на-Дону), «Чайковский» (гостья на приеме); 1970: «А человек играет на трубе», тв (Елена Васильевна), «Вас вызывает Таймыр», тв (артистка филармонии), «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (американка с попугаем), «О друзьях-товарищах», тв (Родичева, эсерка), «Опекун» (судья), «Приключения желтого чемоданчика» (мама девочки с книгой), «Серебряные трубы» (свидетельница в суде); 1971: «Возвращение к жизни» (фрау Мейзи), «Двенадцать стульев» (солистка театра «Колумб»), «Ехали в трамвае Ильф и Петров», тв (жена Капитонова), «Нюркина жизнь» (мать Юры), «Сестра музыканта» (мама), «Старики-разбойники» (смотрительница музея); 1972: «Перевод с английского», тв (Люся Коробова); 1973: «Дела сердечные» (медсестра), «Нейлон 100%» (Серафима Федоровна, сестра Инги), «Человек в штатском» (жена Гехта); 1974: «Кыш и Двапортфеля» (соседка), «Северная рапсодия» (роль), «Скворец и Лира» (дама); 1975: «Чудо с косичками» (Астахова, тренер); 1976: «Слово для защиты» (портниха), «Расписание на завтра», тв (Надежда Васильевна); 1977: «По семейным обстоятельствам», тв (Зинуля), «Трактир на Пятницкой» (покупательница кольца), «Трясина» (Фаина), «Ты иногда вспоминай» (Нина Ивановна); 1978: «Живите в радости» (секретарша); 1979: «С любовью пополам» (секретарша), «Сцены из семейной жизни» (Раечка, пассажирка), «Утренний обход» (женщина в электричке); 1980: «Всадник на золотом коне» (Мясекай), «Коней на переправе не меняют» (Ариадна Сергеевна),1981: «Любовь моя вечная» (режиссер кинохроники); 1982: «Берегите мужчин» (секретарша), «Не хочу быть взрослым» (ассистент режиссера); 1983: «Тайна “Черных дроздов”» (миссис Гриффит); 1984: «Герой ее романа» (Анна Петровна Берсенева, мать Вики), «Нам не дано предугадать» (секретарь директора), «Человек-невидимка» (миссис Холл), «Через все годы» (переводчица); 1985: «Из жизни Потапова» (мать Севы), «От зарплаты до зарплаты» (эп.); 1986: «Зина-Зинуля» (секретарша), «Мой нежно любимый детектив», тв (дама в кинотеатре); 1987: «Где находится нофелет?» (тетя Эммы), «Забытая мелодия для флейты» (секретарша), «Крейцерова соната» (Леокадия Петровна, модистка), «Ссуда на брак» (переводчица); 1989: «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» (цыганка); 1990: «Место убийцы вакантно» (мать следователя Игнатова); 1991: «Небеса обетованные» (Нина Андреевна), «Графиня» (туристка); 1994: «Свистун» (соседка), «Частная история», к/м (роль), «Черные береты» (дама с собачкой); 1995: «Какая чудная игра» (учитель английского языка), «Любить по-русски» (Анна Александровна, мать Татьяны); 1996: «Любить по-русски 2» (мать Татьяны); 1997: «Все то, о чем мы так долго мечтали» (Полина), «Самозванцы», тв (врач-психиатр); 2000: «Зависть богов» (Калерия); 2002: «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя. Пуд золота», тв (хозяйка собаки), «Тайна лебединого озера», тв (слепая старуха); 2004: «Нежное чудовище», тв (Оболенская Нина Николаевна), «Я люблю тебя» (соседка Тимофея); 2005: «Не хлебом единым» (соседка); 2006: «Испанский вояж Степаныча» (эп.). Фотографии из личного архива Павла Тихомирова |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru