Акуличева Елизавета Александровна

Akulicheva-1Акуличева Елизавета Александровна
Заслуженная артистка РСФСР (1973)
Родилась 5 февраля 1935 года.
Умерла 7 апреля 1988 года.

Елизавета Акуличева родилась в Ленинграде. Её отец Александр Николаевич Акуличев (1899–1957) был юристом. Когда началась Великая Отечественная война, он, как и большинство советских людей, проявил свои лучшие гражданские и человеческие качества – добровольцем ушёл в Красную армию, воевал на Ленинградском фронте. Получив контузию, продолжил служить в системе госпиталей в качестве капитана административной службы. Мать Раиса Ивановна Акуличева занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Вместе с двумя дочерьми она осталась в осаждённом городе, пока муж, оправившись после излечения, не помог им эвакуироваться.

В школе Елизавета Акуличева проявляла творческие наклонности: увлекалась танцами, хорошо пела и уже видела себя артисткой. Однако у её отца были свои взгляды на представительниц этой профессии, и он ни за что не хотел видеть дочь одной из них. Подчинившись его воле, Елизавета по окончании десятилетки в 1952 году поступила на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова и, наверное, стала бы хорошим микробиологом, если бы не университетская самодеятельность. Поначалу Акуличева не слишком обращала на неё внимание, но постепенно втянулась, стала заниматься в драматической студии под руководством Евгении Владимировны Карповой, участвовала в большинстве её постановок. Тогда же Елизавета Акуличева снялась в эпизодической роли одной из школьниц в фильме Яна Фрида «Дорога правды», в котором партнёрствовала со знаменитой Тамарой Макаровой. Картина получилась неудачная, но короткое появление в кадре юной актрисы не осталось незамеченным. Это придало ей уверенности в себе, упорства для дальнейших занятий актёрскому мастерству.

На четвёртом курсе университета Елизавета Александровна начала всерьёз задумываться о переходе на сцену и помог ей в этом Его Величество случай. В октябре 1956 года она вместе с драматической студией выступала в Тюмени, Тобольске и Салехарде и случайно узнала, что Кировский областной драматический театр проводит конкурс на вакантные места в труппе. Недолго думая, Акуличева решила в нём поучаствовать, и к своему счастью, была принята без опыта и образования. В Кирове она прослужила четыре сезона, после чего перешла в Музыкально-драматический театр Карельской АССР в Петрозаводске. В этих двух коллективах начинающая актриса сыграла первые значимые роли: Валю в «Иркутской истории» А.Н. Арбузова, Аню в «Вишнёвом саде» А.П. Чехова и других героинь.

Шесть лет работы в провинции помогли Елизавете Акуличевой пройти хороший актёрский тренинг, набраться опыта, заработать репутацию интересной актрисы. Когда в 1962 году в одной из постановок её увидел художественный руководитель Ленинградского театра имени В.Ф. Комиссаржевской Мар Владимирович Сулимов, то сразу отметил в ней яркую самобытность, стремление к постижению внутренней сути своих героинь. Он предложил Акуличевой вступить в руководимый им театр и очень скоро получил положительный ответ. Елизавета Александровна с радостью вернулась в родной город, в котором отсутствовала столько лет, с упоением окунулась в работу. Сулимов, а позднее сменивший его Рубен Сергеевич Агамирзян сумели из только наметившегося дарования сформировать ни на кого не похожую актрису, одну из прим труппы. Начинала Акуличева с небольших ролей юных героинь (Маша во «Время любить» Б.С. Ласкина, Женя в «Корабельной роще» Р.Б. Корнева, Алёнка в «Небо под крышами» А. Татарского), но постепенно перешла на более значительные образы. Среди них: Смит («Миллионерша» Б. Шоу), Зоя («Заглянуть в колодец» Я.И. Волчека), Зоя («Физики и лирики» Я.И. Волчека), Ева («Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта), Катя («Дым Отечества» К.М. Симонова), Пэг («Влюблённый лев» Ш. Делани), Лидия Мизинова («Насмешливое моё счастье» Л.А. Малюгина), Валька («Метель» Л.М. Леонова), Коллонтай («Большевики» М.Ф. Шатрова), Раиса Минишна Сурмилова («Театральная комедия» А.М. Бонди), Дон Жуан («Тогда в Севилье» С.И. Алёшина), Климентина («Забыть Герострата» Г.И. Горина), царица Ирина Фёдоровна («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого), фрау Больц («Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» В.К. Константинова и Б.М. Рацера), Ника («Несколько дней без войны» К.М. Симонова) и другие.

В 1977 году из-за творческих разногласий с Рубеном Агамирзяном Елизавета Александровна ушла в Ленинградский театр драмы имени А.С. Пушкина, руководимый Игорем Олеговичем Горбачёвым. Режиссёр хорошо знал Акуличеву ещё со времён драматической студии при ЛГУ, в которой сам занимался и преподавал, поэтому с радостью взял её под своё крыло, ввёл в репертуар. На сцене Пушкинского театра она сыграла Лизу в «Детях солнца» М. Горького, Раису Сергеевну в «Унтиловске» Л.М. Леонова, Сольвейг в «Пер Гюнте» Г. Ибсена, Аллу Дмитриевну Кислицыну в «Высшей мере» В.К. Арро, Алю Батюнину в «Молве» А.Д. Салынского, Веру Михайловну в «Машеньке» А.Н. Афиногенова и другие роли.

В кино Елизавете Акуличевой не суждено было раскрыться так, как в театре. На экране она появилась несколько раз в небольших второплановых ролях. В фильме «На диком бреге» сыграла жену инженера-карьериста, в молодости совершившего подлый поступок; в единственной режиссёрской работе Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» мелькнула за стойкой буфета; в телевизионной экранизации произведений Константина Федина «Первые радости» и «Необыкновенное лето» появилась в образе мудрой матери молодого революционера; ещё меньшей по объёму оказалась роль матери главного героя в фильме «Правда лейтенанта Климова». Намного интереснее и ярче актриса выступала в телеспектаклях ленинградского телевидения, режиссёры которых выигрышно использовали её драматическое дарование («Жизнь Галилея», «Несерьёзный человек», «Дон Кихот ведёт бой», «Стакан воды», «Рудин» и др.).

Елизавета Александровна оставила о себе хорошую память не только как о потрясающей актрисе, но и замечательном человеке. Все когда-либо с ней общавшиеся характеризуют её как доброго, отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь. Акуличева любила свою семью, была прекрасной матерью. В браке с оператором Валентином Борисовичем Игнатьевым у неё родился сын Андрей, который сам теперь отец двоих детей. Во втором, гражданском браке Акуличева была женой режиссёра Юлия Борисовича Дворкина.

В сентябре 1987 года Елизавета Акуличева сыграла в Театре имени А.С. Пушкина свою последнюю премьеру – квартирантку в «Морали пани Дульской» Г. Запольской в постановке Владимира Далина. Уже тогда она была нездорова, страдала онкологическим заболеванием. Ей тяжело было играть, но она стойко переносила недуг, выходила на сцену до конца своих дней. К сожалению, наступили они очень скоро, забрав актрису из жизни в возрасте пятидесяти трёх лет. Похоронили её на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Фильмы и роли:

1956: «Дорога правды» (Валя); 1965: «Жизнь Галилея», тв (Вирджиния); 1966: «Долгая счастливая жизнь» (буфетчица), «На диком бреге» (Дина); 1967: «Несерьёзный человек», тв (Таня); 1968: «Дон Кихот ведёт бой», тв (Таня), «Пядь земли», тв (Орлова); 1971: «На даче», тв, к/м (жена Выходцева); 1977: «Первые радости», тв (Вера Никандровна Извекова); 1979: «Необыкновенное лето», тв (Вера Никандровна Извекова); 1981: «Правда лейтенанта Климова» (Зоя, мать Павла); 1982: «Рудин», тв (Ласунская), «Следы стираются», тв (Галкина); 1985: «Встретимся в метро» (Серафима Николаевна, секретарша).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru