Александров Иван Николаевич

Aleksandrov-1Александров Иван Николаевич
Заслуженный артист РСФСР (1947)
Родился 1 мая 1904 года.
Умер 27 июня 1962 года.

Иван Александров родился в Нижнем Новгороде в семье машиниста железной дороги Николая Степановича (умер в 1935 году) и домашней хозяйки Пелагеи Андреевны (умерла в 1937 году) Александровых. Отец в начале Первой мировой войны был призван в армию, поэтому Ивану, дабы не быть обузой матери, по окончании четырёхклассного городского училища пришлось устроиться сапожником на обувную фабрику. Николай Степанович через два года вернулся, поступил в московскую милицию и уже вскоре был выдвинут в её начальники. Пробыв в этом качестве совсем недолго, он получил назначение в Самарскую губернию для организации местной милиции, и его семья отправилась вместе с ним. Иван, во всём поддерживая отца, поступил в Пугачёвский районный продовольственный комитет в качестве сельского инспектора по продовольственному налогу, внеся свою лепту в развитие нового советского порядка. Время тогда было неспокойное, повсюду свирепствовали белогвардейские банды, поэтому Ивану с отцом приходилось работать в довольно сложных условиях. Однажды они даже попали в плен, и только лишь благодаря счастливой случайности остались живы и невредимы. Так продолжалось целых три года, пока напряжённая работа не подорвала здоровье Николая Степановича. Он заболел нервной болезнью и по распоряжению пугачёвского уездного комитета был откомандирован в Москву.

Возвращение в столицу позволило Ивану Александрову реализовать свою давнюю мечту стать артистом. Ещё в Пугачёве он участвовал в любительских спектаклях сельского драмкружка, и с тех пор постоянно думал о сцене. Поработав некоторое время на той же обувной фабрике, он при первой же возможности ушёл в артисты. В 1921 году Александров поступил в театральные мастерские Пролеткульта, где попал в руки будущего классика советского киноискусства Сергея Эйзенштейна. Новатор по своей природе, он, наряду с Всеволодом Мейерхольдом, занимался революционными по тем временам сценическими экспериментами, вовлекая в них учащихся мастерских и артистов труппы. Александров в течение двух лет играл в ряде спектаклей Пролеткульта, в том числе, и в постановках Эйзенштейна, пока, наконец, не понял, что ему интересно более традиционное направление театрального искусства. В 1923 году, когда открылись Государственные экспериментальные театральные мастерские (Вгэктемас) при Камерном театре, он сразу же перешёл в число их учащихся. И не ошибся, поскольку обрёл именно тот театр, к которому стремился: театр синтетический, сочетавший в себе драму, пластику, музыку, сценическую выразительность. Окончив мастерские в 1925 году, он был зачислен в труппу Камерного театра и работал там до его трагического закрытия в 1949 году. В крепких руках А.Я. Таирова Иван Александров превратился в интересного артиста, который, как губка, впитывал в себя всё, что пропагандировал мастер, ярко и изящно воплощая его идеи в актёрских работах. Уже в 1929 году он сыграл свою самую знаменитую роль – Джима Гарриса в пьесе Юджина О’Нила «Негр», прогремев в этом образе на всю Москву. Постановка пользовалась огромным успехом не только на территории Советского Союза, но и за его пределами. Вместе с Алисой Коонен они создали яркий дуэт, на ура принимавшийся зрителем. Так на гастролях во Флоренции благодарная публика завалила их букетами фиалок, и на поклонах по окончании спектакля они буквально утопали в цветах.

Джим стал визитной карточкой Александрова на многие годы. Невзирая на то, что на сцене Камерного театра он сыграл ещё около двух десятков ролей, и зрители и коллеги всегда вспоминали именно «Негра». Хотя работы в других постановках были сделаны актёром на должном профессиональном уровне, соответствовали режиссёрским задумкам Таирова. Другой вопрос, что не все спектакли принимались общественностью, некоторые из них нещадно критиковались, особенно в 1930–1940-е годы. Однако к работам Александрова претензий не предъявлялось, и артист продолжал совершенствовать своё актёрское мастерство. Им были сыграны: Вася Охлопков («Укрощение мистера Робинзона, или Потерянный рай» В.А. Каверина), Иван Орлов («Линия огня» Н. Никитина), Ваня («Не сдадимся» С. Семёнова), Гнат Середенко («Дума о Британке» Ю.И. Яновского), Жуков («Генконсул» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), Медведенко («Чайка» А.П. Чехова), лейтенант Ухтомский («Адмирал Нахимов» И.В. Луковского), Жора («Раскинулось море широко» В.В. Вишневского, А.А. Крона и А. Азарова), Миловзоров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Эльяс («Ветер с юга» Э. Грина), Яков («Старик» М. Горького), господин Ренэ Вивьен («Лев на площади» И.Г. Эренбурга) и другие роли.

Наступившая Великая Отечественная война заставила столичные театры отправиться в эвакуацию. Камерный театр уехал в Барнаул, но Иван Александров по каким-то причинам не смог покинуть Москву. В течение полугода он руководил областным театром комедии и эстрады, потом вошёл в состав Театра имени Ленсовета под руководством Н.М. Горчакова. Сыграл там с большим успехом Петра Огонькова в пьесе в стихах В.М. Гусева «Москвичка», а когда театр прекратил своё существование, перевёлся в Театр Сатиры. Это было совершенно иной, чуждый ему коллектив, поэтому, как только Камерный театр реэвакуировался в столицу, он поспешил вернуться в его стены.

1 июня 1949 года Александр Яковлевич Таиров был снят с должности художественного руководителя Камерного театра, а сам театр был закрыт. Некоторые артисты труппы остались работать в созданном на его основе Театре имени А.С. Пушкина, но Александрова среди них не оказалось. Он не смог поступиться именем мастера и предпочёл уйти в недавно созданный Московский драматический театр (будущий Театр на Малой Бронной). Конечно, того положения, какое он имел в Камерном, он там не получил, но и без ролей не остался. Одной из первых работ актёра на этой сцене стал разведчик Николай Кузнецов в военно-приключенческой пьесе «Сильные духом» Д.Н. Медведева и А.Б. Гребнева. Затем последовали Полозов в «Кануне грозы» П.Г. Маляревского, аукционист в «Мёртвой хватке» Д. Голсуорси, шут Оливии в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Гентон Майлс в «Нищем и принце» С.В. Михалкова, Кодар в «Поэме о любви» Г.М. Мусрепова, Саквояж в «Светите, звёзды» И.К. Микитенко, Сантьяго Сабала в «Семи криках в океане» А. Касона, Чан Хай в «Южнее 38-й параллели» Т. Дян Чуна, Филипп Буляр в «Мести Вотрена» О. де Бальзака, Агишин в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва и другие роли.

В 1950-е годы Ивана Николаевича стало подводить здоровье. Ему, одному из первых в СССР, сделали операцию на сердце, и этим ненадолго продлили жизнь. Однако уйти из профессии он не мог. Актёр продолжал выходить на сцену, правда, со временем всё реже и реже, а вскоре ему дали понять, что театр в нём не нуждается. Обиженный Александров не стал просить и унижаться, предпочёл уйти в никуда. К счастью, у него остался хороший тыл – концертная деятельность и съёмки в кино. Режиссёры заметили актёра довольно поздно, когда он уже перешагнул сорокалетний рубеж. Обладая типажом социального героя, Александров идеально подходил на роли военных, руководящих работников, коих и стал воплощать на экране. Роли были, в основном, эпизодические, носившие служебный характер, но артист старался быть убедительным в любом предложенном образе. Самые заметные его работы – старые большевики в «Огненных вёрстах» и «Ветре», милиционер в фильме «Друг мой, Колька!».

В 1962 году режиссёр Евгений Карелов пригласил Александрова на роль почтальона в свою картину «Третий тайм». После нескольких малозначительных эпизодов для актёра эта была первая, по-настоящему стоящая работа. Он уехал на съёмки в Калининград, работал с упоением. В перерывах давал концерты, читал стихи и прозу. 27 июня, во время очередного выступления в калининградском госпитале, Иван Николаевич, не дочитав строки из стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», упал замертво. В Москву его тело доставили в цинковом гробу. Похоронили артиста на Кузьминском кладбище.

Иван Александров был дважды женат. Первая его супруга – актриса Камерного театра Екатерина Николаевна Штейн-Талалаева (1902–?). Вторая – выпускница Института иностранных языков Тамара Даниловна Элькина (1922–конец 2000-х).

Фильмы и роли:

1957: «Огненные версты» (раненый большевик); 1958: «Ветер» (старый большевик); 1959: «Люди на мосту» (Василий Григорьевич), «Соната Бетховена», к/м (профессор); 1960: «Ровесник века» (директор машиностроительного завода «Запорожец»); 1961: «Водяной», к/м (эп.), «Друг мой, Колька!» (милиционер), «Человек ниоткуда» (член спортивного общества).

Фотографии из личного архива Ивана Александрова. Предоставлены Павлом Тихомировым

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru