Алексеев Анатолий АлександровичАлексеев Анатолий Александрович Анатолий Алексеев родился в Иркутске. Его отец Александр Григорьевич Алексеев работал фасовщиком на аптечном складе (умер в 1922 году). Мать Ирина Яковлевна Алексеева в молодости служила поварихой у господ, в советское время – работала в столовой (умерла в 1954 году). Анатолий с детства увлекался чтением, принимал участие в дачных спектаклях, разыгрывал с друзьями диалоги в лицах. Его влекла творческая стихия, но позволить себе продвигаться в излюбленном направлении в тот момент он не мог. После смерти отца Алексеевы находились в затруднительном материальном положении, и Анатолий, чтобы не быть обузой матери, в семнадцатилетнем возрасте бросил учёбу в школе и пошёл работать учеником печника. Через год он перешёл в ученики кондитера на Иркутскую кондитерскую фабрику, но затем снова вернулся к изначальной специальности. В 1929 году Анатолий Алексеев по путёвке профсовета был направлен учиться на актёрский факультет театрального техникума при Ленинградском ТРАМе, окончил его в 1933 году и был оставлен в труппе этого театра. С 1934 по 1935 годы служил в РККА в качестве артиста-красноармейца в команде Смоленского Дома Красной армии. После демобилизации снова вернулся в ТРАМ, который с 1936 года, в результате слияния с Красным театром, стал именоваться Театром имени Ленинского комсомола. Играл здесь самые разнообразные роли – от характерных до героико-драматических. Среди них: Павел Власов («Мать» М. Горького), Алёша («Земля» Н.Е. Вирты), Васька Пепел («На дне» М. Горького), Афоня («Первая конная» В.В. Вишневского), Беннигсен («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва) и другие. В период Великой Отечественной войны Анатолий Алексеев трудился в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, активно снимался в небольших ролях и эпизодах. Улыбчивый, весёлый, немного простоватый, он идеально подходил для воплощения образов рядовых военных и людей из народа, которые больше, чем какие-либо другие, преобладали в его послужном списке: Володя («Парень из нашего города»), Ваня Смоляк («Секретарь райкома»), лётчик Соловьёв («Жди меня»), Петя («Дни и ночи»), лётчик Первушин («Небо Москвы»). По окончании войны Анатолий Алексеев не стал возвращаться в театр, полностью посвятив себя работе в кино. Снимался по договорам на «Ленфильме», занимался концертной деятельностью. В 1957 году вошёл в труппу вновь созданной Студии киноактёра при киностудии «Ленфильм» и работал там до 1963 года. Его амплуа осталось прежним, только герои на экране, как и сам актёр, стали старше и солиднее: Тимофей («Герои Шипки»), Тарас Пятихатка («Девушка-джигит»), солдат («В дни Октября»), Фёдор Фёдорович («В твоих руках жизнь»), казак («Поднятая целина»). Анатолий Алексеев был дважды женат. От первого брака у него родилась дочь Лидия (1947–2016), впоследствии переехавшая в Канаду. Со второй супругой Анной Александровной, монтажёром, он познакомился в период съёмок фильма «Герои Шипки». Она пережила блокаду Ленинграда, часто болела, и врачи рекомендовали ей сменить суровый климат северной столицы на более подходящий её здоровью. Ради жены Анатолий Александрович решился на отчаянный и, вместе с тем, благородный поступок – ушёл с «Ленфильма», обменял своё жильё на квартиру в Ялте и уехал туда на постоянное место жительства вместе с Анной Александровной и семилетней дочерью Ириной. Тем самым намного продлил супруге жизнь. Сам же, отдалившись от центра кинопроизводства, не сидел, сложа руки, концертировал от Ялтинской филармонии, выступал с творческими встречами, читал произведения Василия Шукшина, Александра Твардовского и других авторов. Изредка его вызывали на небольшие и эпизодические роли, среди которых были вполне достойные работы: портовый надзиратель («Морские рассказы»), начальник стражи («Весёлое сновидение, или Смех и слёзы»), Платоныч («Люди и дельфины»). Переехав в Ялту, Анатолий Алексеев больше, чем когда-либо, стал ценить дом и семью. Куда бы он ни уезжал – на гастроли, съёмки – всегда стремился быстрее вернуться домой, не забывая привезти своим близким подарки. Свободное время предпочитал проводить рядом с ними, организовывал семейные прогулки в горы, лес, на море. Очень любил внука, уделял ему много внимания. Анатолий Александрович страдал стенокардией, особенно в последние годы. В январе 1988 года, после очередного приступа, он скончался. Похоронили актёра на одном из ялтинских кладбищ. Фильмы и роли: 1937: «Возвращение Максима» (рабочий); 1938: «Одиннадцатое июля» (русский); 1940: «Небеса» (Андрон, комсомольский секретарь); 1942: «БКС № 12. Ванька» (партизан), «Котовский» (боец), «Оборона Царицына» (Спирька), «Парень из нашего города» (Володя), «Секретарь райкома» (Ваня Смоляк); 1943: «Жди меня» (летчик Соловьев), «Фронт» («Печенка»); 1944: «Дни и ночи» (Петя), «Небо Москвы» (летчик Первушин); 1946: «Остров Безымянный» (штурман БО); 1949: «Александр Попов» (моряк), «Константин Заслонов» (Алексеев); 1951: «Наши песни» (Ленька); 1954: «Герои Шипки» (Тимофей); 1955: «Девушка-джигит» (Тарас Пятихатка), «Дело Румянцева» (шофер), «Михайло Ломоносов» (управляющий заводчика); 1956: «Дорога правды» (рабочий на собрании), «Солдаты» (Калужский); 1957: «Балтийская слава» (солдат), «Всего дороже» (председатель колхоза); 1958: «В дни Октября» (солдат), «Голубая стрела» (капитан Метелкин, член Военного совета); 1959: «В твоих руках жизнь» (Федор Федорович); 1961: «Две жизни» (солдат), «Поднятая целина», 3-я серия (казак); 1962: «Мальчик с коньками», к/м (санитар); 1963: «Когда казаки плачут», к/м (Анисим); 1964: «Хотите – верьте, хотите – нет» (сосед); 1966: «Не самый удачный день» (народный заседатель), «Сказка о царе Салтане» (виночерпий); 1967: «Морские рассказы» (портовый надзиратель); 1973: «Черный капитан» (господин из свиты королевича); 1975: «Шторм на суше» (священник); 1977: «Улан» (механик грузовоза); 1978: «Мятежный “Орион”» (матрос); 1981: «Яблоко на ладони» (рыбак); 1983: «Высокая проба», тв (Трофим Никифорович), «Люди и дельфины», тв (Платоныч, капитан шхуны). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru