Алешникова Лилиана Лазаревна

Aleshnikova-2Алешникова Лилиана Лазаревна
Заслуженная артистка РСФСР (1989)
Родилась 25 июля 1935 года.
Умерла 5 августа 2008 года.

Лилиана Алешникова родилась в Москве. Её мама Элеонора Александровна Бендак (1908–2006) была балериной, танцевала в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Отец Пётр Алексеевич Берёзов (1906–1976) в своё время был известным актёром, работал в Малом театре и Театре имени А.С. Пушкина, снимался в кино. Жену он оставил ещё до рождения дочери, поэтому своим настоящим отцом актриса всегда считала отчима Лазаря Ефимовича Алешникова (1899–1955), инженера по образованию. Его фамилию и отчество она и носила потом всю свою дальнейшую жизнь.

Войну Лилиана вместе с мамой провела в эвакуации в Свердловске. Вернувшись в Москву, стала ученицей 169-й средней школы. Во время учёбы увлекалась танцами и мечтала повторить судьбу мамы, но, в итоге, по окончании школы, в 1953 году поступила на актёрский факультет Театрального училища имени Б.В. Щукина на курс к замечательной актрисе и педагогу Цецилии Львовне Мансуровой.

На втором курсе Лилиана Алешникова получила приглашение сняться в кино. Режиссёр Юрий Егоров доверил начинающей актрисе одну из главных ролей в фильме «Они были первыми», где Алешникова сыграла Глашу, юную комсомолку, вставшую на путь революции. Фильм вышел на экраны в мае 1956 года и имел хорошую прессу. Не осталась незамеченной и работа Лилианы Алешниковой, чьё обаяние и непосредственность были по достоинству оценены как критиками, так и зрителями.

Вслед за этим сразу же последовало предложение от молодых режиссёров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля сыграть Таню Громову, главную героиню фильма «Это начиналось так…», рассказывающего о покорении целинных земель бригадами комсомольской молодёжи. Эта работа ещё более закрепила успех молодой, подающей надежды, актрисы. Перед зрителями предстала новая героиня, сочетающая в себе женское обаяние с сильным решительным характером, готовая преодолевать любые трудности ради достижения всеобщей цели.

Съёмки в кино отрицательно отразились на учёбе Лилианы Алешниковой. Она пропустила много занятий, из-за чего её оставили на второй год. Изначально поступив к Цецилии Мансуровой, заканчивала институт она уже на курсе Иосифа Матвеевича Рапопорта. Получив диплом в 1958 году, Алешникова была приглашена в труппу Московского театра имени А.С. Пушкина, на сцене которого сыграла Полину в спектакле «Медвежья шкура» А.М. Борщаговского. В этот же период актриса была утверждена на роль Шуры Митясовой в картине «Город зажигает огни», снимавшейся на «Ленфильме» режиссёром Владимиром Венгеровым. Алешниковой пришлось разрываться между Москвой и Ленинградом, но результат стоил того – её Шура Митясова получилась более мягкой и лиричной, чем предыдущие героини, и открыла новые актёрские возможности Алешниковой.

Уже в 1959 году Лилиана Лазаревна распрощалась с театром и полностью посвятила себя кинематографу. В этом же году на экраны вышел фильм Константина Воинова «Солнце светит всем», где актрисой был создан драматический образ военной медсестры Светланы, влюблённой в своего однополчанина Николая Савельева в исполнении Валентина Зубкова. Ослепшего, она его провожает домой, в семью, и мы видим, как тяжело ей дается подобный шаг. В этой роли Алешникова снова предстала в образе сильной духом героини, способной выстоять перед любыми ударами судьбы и проявить стойкость в трудные для себя минуты.

В начале 1960-х годов Лилиана Алешникова доказала, что может играть не только драматические роли, но и быть неплохой комедийной актрисой. С лихвой она это продемонстрировала в комедиях «Взрослые дети» и «Штрафной удар». В первой из них сыграла молодую мамашу, пытающуюся вместе с мужем противостоять натиску престарелых родителей, навязывающих своё представление о жизни. Во второй – бойкую журналистку, по заданию редакции выискивающую новые спортивные таланты на областной спартакиаде. С одной стороны, эти роли не стали вехами в творчестве Алешниковой, но с другой – показали её широкий актерский диапазон.

В 1960 году Лилиана Алешникова вышла замуж за кинорежиссёра Якова Сегеля, у которого до этого снималась в фильме «Это начиналось так…». Она стала для него не просто женой, но и преданным другом, соратником, разделявшей с ним все его творческие взлёты и неудачи. Начиная с фильма «Серая болезнь», Алешникова снималась почти во всех картинах мужа, чаще всего играя характерные и комедийные роли. Но были среди них и неожиданные исключения, такие, как женщина-инвалид в военной драме «Я вас дождусь», где актриса не побоялась предстать в необычном для себя образе.

С 1967 года Лилиана Лазаревна состояла в штате Киностудии имени М. Горького, где помимо актёрской деятельности, работала на дубляже и занималась военно-шефской работой.

С конца 1970-х годов Алешникову фактически перестали снимать. Видимо, режиссёры считали, что она актриса Сегеля и снимается только у него. Свою последнюю роль Лилиана Лазаревна сыграла у мужа в 1984 году в фантастической комедии «Инопланетянка». И хотя после этого она по-прежнему состояла в штате студии Горького и даже получила звание Заслуженной артистки РСФСР, новых ролей ей это не прибавило. Муж Яков Сегель также всё это время оставался не у дел, с 1986 года не сняв больше ни одной картины. В 1995 году он ушёл из жизни, как и большинство его коллег, забытый своей страной, для которой он поставил фильмы, ныне входящие в золотой фонд отечественного кинематографа.

В мае 1997 года Лилиана Алешникова уволилась с Киностудии имени М. Горького, и последующие десять лет о ней почти никто не вспоминал. Всё это время об актрисе бережно заботился сын Александр, посвящая матери редкие свободные минуты. А она, в свою очередь, ухаживала за больной мамой, изредка выходя из дома, чтобы погулять с собакой или сходить в магазин.

В начале нового тысячелетия на отечественном телевидении наметилась нездоровая тенденция «выкапывать» подробности из жизни некогда известных личностей, причём самыми варварскими способами, без согласия последних. Некоторые программы придумывают всяческие изощрённые способы, чтобы взять интервью у забытых кумиров и даже снять их скрытой камерой. Именно к такому способу и прибегли журналисты из программы Андрея Малахова «Пусть говорят». Получив отказ от Лилианы Лазаревны на предложение дать им интервью, они не придумали ничего лучшего, как подкараулить актрису во дворе собственного дома, чтобы снять её скрытой камерой во время прогулки с собакой. Происшедшее настолько потрясло саму Алешникову, что после эфира программы 25 июля 2008 года она впала в жуткую депрессию, после которой так и не оправилась. Уже 5 августа её не стало. Самих телевизионщиков, видимо, этот факт нисколько не смутил, для них главнее оказался рейтинг, а не человеческая жизнь…

Урна с прахом Лилианы Алешниковой захоронена на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1956: «Они были первыми» (Глаша), «Это начиналось так» (Таня Громова); 1958: «Город зажигает огни» (Шура Митясова); 1959: «Солнце светит всем» (Светлана); 1961: «Взрослые дети» (Люся Королева); 1963: «Штрафной удар» (Люда Милованова); 1966: «Серая болезнь» (Катя); 1967: «Разбудите Мухина» (Лида); 1970: «Две улыбки» (бабушка в молодости), «Секундомер» (Тамара); 1971: «Цена быстрых секунд» (Соня Крылова); 1973: «Капля в море» (Лиля, мама Вити); 1975: «Что с тобой происходит?» (мама Нины); 1976: «Опровержение», тв (Евгения Марченко); 1977: «Риск — благородное дело» (Лена); 1978: «Фотографии на стене», тв (мать Сергея); 1979: «В одно прекрасное детство» (мама деда Пети в детстве); 1983: «Я вас дождусь» (инвалид); 1984: «Инопланетянка» (Инопланетянка).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru