Альперова Клеопатра СергеевнаАльперова Клеопатра Сергеевна Клеопатра Альперова родилась в Нижнем Новгороде в семье цирковых артистов. Её отец Сергей Сергеевич Альперов (1859–1923) – известный клоун , выступавший на различных цирковых аренах в клоунском дуэте «А. и Бернардо». Мать Анна Степановна Альперова (в девичестве Соловьёва; 1874–1941) занималась домашним хозяйством и воспитанием восьмерых детей. Раннее детство Клеопатры Альперовой прошло в переездах, поскольку отец постоянно гастролировал по стране с различными цирковыми коллективами. Не смотря на сложившуюся в семье преемственность, родители не стали принуждать дочь к продолжению цирковой династии, а прислушались к её собственным пожеланиям. В возрасте десяти лет Клеопатра была отдана в балетную школу при Большом театре, в которой помимо основной профессии обучалась всем общеобразовательным предметам. В 1930 году она вышла из его стен профессиональной балериной, но не смогла начать танцевальную карьеру из-за болезни ноги. Так, неожиданным образом, Клеопатре пришлось расстаться со своей детской мечтой. Чем она себя занимала в последовавшие два года, не совсем понятно. Видимо, пыталась найти работу, которой могла посвятить всю дальнейшую жизнь. И такое дело, пусть не сразу, но нашлось. В 1932 году Клеопатра Альперова начала работать помощником режиссёра на кинофабрике «Техфильм», а в 1936 году перешла во вновь созданную киностудию «Союздетфильм» (позднее – Киностудия имени М. Горького), которая на долгие годы стала её родным домом. Сначала трудилась тем же помощником режиссёра, затем тарифицировалась на ассистента. В довоенные годы Альперова работала с Маргаритой Барской («Отец и сын», 1936), Владимиром Шнейдеровым («Гайчи», 1938), Яковом Протазановым («Салават Юлаев», 1940) и другими. В начале Великой Отечественной войны Клеопатра Альперова вместе с «Союздетфильмом» эвакуировалась в Ташкент, где участвовала в создании фильмов «Дорога к звёздам» (1942, режиссёр Эдуард Пенцлин) и «Два бойца» (1943, режиссёр Леонид Луков). В 1944 году Альперова вернулась в Москву и продолжила работать на студии, постепенно нарабатывая профессиональные качества. С 1947 года началось её плодотворное сотрудничество с режиссёром Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым, который ценил её деловую хватку и твёрдый характер. Сначала он взял Клеопатру Сергеевну ассистенткой на «Молодую гвардию» (1948) и «Сельского врача» (1951), а позднее, начиная с «Журналиста» (1967), приглашал её вторым режиссёром на многие свои картины: «У озера» (1969), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974), «Красное и чёрное» (1976). Также Клеопатра Альперова работала с Исидором Анненским («Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957), Юрием Егоровым («Они были первыми», 1956; «Добровольцы», 1958; «Простая история», 1960), Вениамином Дорманом («Весёлые истории», 1962; «Штрафной удар», 1963; «Лёгкая жизнь», 1964; «Ошибка резидента», 1968), Владимиром Вайнштоком («Вооружён и очень опасен», 1978) и другими. В начале 1980-х годов Клеопатра Альперова перешла в дубляжный цех и работала там в качестве режиссёра до ухода на пенсию в июле 1988 года. Постоянно связанная с поиском актёров, Клеопатра Сергеевна и сама однажды появилась на экране. В 1957 году, работая с Яковом Сегелем и Львом Кулиджановым, она сыграла мать Гали, героини Жанны Болотовой, в созданном ими фильме «Дом, в котором я живу». Роль была небольшая, состоявшая из нескольких фраз, но благодаря проникновенному звучанию картины, искренности в отношениях её героев, Альперова сумела запомниться в яркой галерее актёрских образов. Мужем Клеопатры Альперовой был артист Театра имени Евг. Вахтангова Надир Михайлович Малишевский (1918–1977), в браке с которым она прожила более двадцати лет. Появившийся на свет 30 января 1950 года сын Сергей, как и отец, стал актёром. Обладая жёстким, властным характером, Альперова внутри семьи слыла неизменным лидером. Все подчинялись её порядкам. Может быть, именно поэтому во второй половине 1960-х гг. Надир Михайлович обратил внимание на добрую, кроткую женщину, работавшую в поликлинике при театре, и стал за ней ухаживать. Всё это не могло не отразиться на внутренних взаимоотношениях супругов. Постоянно занятые работой, они уделяли мало внимания сыну, переживавшему сложный подростковый период. Чтобы Сергей не болтался без дела, Клеопатра Сергеевна проявила настойчивость и привлекла его к изучению французского языка, которым сама хорошо владела. Дело в том, что её родной брат Константин Альперов эмигрировал во Францию, стал там состоятельным человеком, имел собственное кабаре, и Клеопатра Сергеевна не раз к нему выезжала. После его смерти в 1976 году у него осталось хорошее состояние, долю которого московские родственники, не смотря на все строгости советской системы, всё же смогли получить. Со временем у матери и сына сложились сложные отношения. Клеопатра Сергеевна вмешивалась в его дела, корректируя каждый шаг. Когда же Сергей женился, привёл в дом супругу Марину, Альперова нарочито подчёркнуто называла её деточкой. Узнав о беременности невестки, она с недоумением посмотрела на молодых и произнесла коронную фразу: «Зачем вам это нужно?». С появлением внучки Ани Клеопатра Сергеевна не изменила высокомерной позиции, запретив называть себя бабушкой. И хотя ей пришлось жить в одной квартире с сыном и его семьёй, была к ним достаточно холодна. До конца дней она следила за своим внешним видом, не отказывала себе в любимых сигаретах. Скончалась в возрасте восьмидесяти одного года. Похоронена на Хованском кладбище. Фильмы и роли: 1957: «Дом, в котором я живу» (Елена Петровна Волынская, мать Гали). Фотографии из личного архива Клеопатры Альперовой |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru