Альперова Клеопатра Сергеевна

Alperova-1Альперова Клеопатра Сергеевна
Родилась 17 мая 1912 года.
Умерла 12 октября 1993 года.

Клеопатра Альперова родилась в Нижнем Новгороде в семье цирковых артистов. Её отец Сергей Сергеевич Альперов (1886–1923) – сын известного клоуна Сергея Альперова, выступавшего на различных цирковых аренах в клоунском дуэте «А. и Бернардо». Мать Анна Степановна Альперова (в девичестве Соловьёва; 1878–1941) занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.

Раннее детство Клеопатры Альперовой прошло в переездах, поскольку отец постоянно гастролировал по стране с различными цирковыми коллективами. Не смотря на сложившуюся в семье преемственность, родители не стали принуждать дочь к продолжению цирковой династии, а прислушались к её собственным пожеланиям. В возрасте десяти лет Клеопатра была отдана в балетную школу при Большом театре, в которой помимо основной профессии обучалась всем общеобразовательным предметам. В 1930 году она вышла из его стен профессиональной балериной, но не смогла начать танцевальную карьеру из-за болезни ноги. Так, неожиданным образом, Клеопатре пришлось расстаться со своей детской мечтой. Чем она себя занимала в последовавшие два года, не совсем понятно. Видимо, пыталась найти работу, которой могла посвятить всю дальнейшую жизнь. И такое дело, пусть не сразу, но нашлось. В 1932 году Клеопатра Альперова начала работать помощником режиссёра на кинофабрике «Техфильм», а в 1936 году перешла во вновь созданную киностудию «Союздетфильм» (позднее – Киностудия имени М. Горького), которая на долгие годы стала её родным домом. Сначала трудилась тем же помощником режиссёра, затем тарифицировалась на ассистента. В довоенные годы Альперова работала с Маргаритой Барской («Отец и сын», 1936), Владимиром Шнейдеровым («Гайчи», 1938), Яковом Протазановым («Салават Юлаев», 1940) и другими.

В начале Великой Отечественной войны Клеопатра Альперова вместе с «Союздетфильмом» эвакуировалась в Ташкент, где участвовала в создании фильмов «Дорога к звёздам» (1942, режиссёр Эдуард Пенцлин) и «Два бойца» (1943, режиссёр Леонид Луков). В 1944 году Альперова вернулась в Москву и продолжила работать на студии, постепенно нарабатывая профессиональные качества. С 1947 года началось её плодотворное сотрудничество с режиссёром Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым, который ценил её деловую хватку и твёрдый характер. Сначала он взял Клеопатру Сергеевну ассистенткой на «Молодую гвардию» (1948) и «Сельского врача» (1951), а позднее, начиная с «Журналиста» (1967), приглашал её вторым режиссёром на многие свои картины: «У озера» (1969), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974), «Красное и чёрное» (1976). Также Клеопатра Альперова работала с Исидором Анненским («Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957), Юрием Егоровым («Они были первыми», 1956; «Добровольцы», 1958; «Простая история», 1960), Вениамином Дорманом («Весёлые истории», 1962; «Штрафной удар», 1963; «Лёгкая жизнь», 1964; «Ошибка резидента», 1968), Владимиром Вайнштоком («Вооружён и очень опасен», 1978) и другими. В начале 1980-х годов Клеопатра Альперова перешла в дубляжный цех и работала там в качестве режиссёра до ухода на пенсию в июле 1988 года.

Постоянно связанная с поиском актёров, Клеопатра Сергеевна и сама однажды появилась на экране. В 1957 году, работая с Яковом Сегелем и Львом Кулиджановым, она сыграла мать Гали, героини Жанны Болотовой, в созданном им фильме «Дом, в котором я живу». Роль была небольшая, состоявшая из нескольких фраз, но благодаря проникновенному звучанию картины, искренности в отношениях её героев, Альперова сумела запомниться в яркой галерее актёрских образов.

Мужем Клеопатры Альперовой был артист Театра имени Евг. Вахтангова Надир Михайлович Малишевский (1918–1977), в браке с которым она прожила более двадцати лет. Появившийся на свет 30 января 1950 года сын Сергей, как и отец, стал актёром. Обладая жёстким, властным характером, Альперова внутри семьи слыла неизменным лидером. Все подчинялись её порядкам. Может быть, именно поэтому во второй половине 1960-х гг. Надир Михайлович обратил внимание на добрую, кроткую женщину, работавшую в поликлинике при театре, и ушёл к ней. Сын Сергей, переживавший сложный подростковый период, остался с матерью, которая, постоянно занятая работой, уделяла ему мало внимания. Только лишь в одном она проявила настойчивость – привлекла сына к изучению французского языка, которым сама хорошо владела. Дело в том, что её родной брат Константин Альперов эмигрировал во Францию, стал там богатым человеком, имел собственное кабаре, и Клеопатра Сергеевна не раз к нему выезжала. После его смерти в 1976 году у него осталось большое состояние, получить долю которого московские родственники просто не могли ввиду строгих правил советской политической системы. Когда же границы открылись, и появилась возможность свободного выезда за рубеж, Клеопатра Альперова, пребывавшая в преклонном возрасте, не захотела этим заниматься.

Со временем у матери и сына сложились сложные отношения. Клеопатра Сергеевна вмешивалась в его дела, корректируя каждый шаг. Когда же Сергей женился, привёл в дом супругу Марину, Альперова нарочито подчёркнуто называла её деточкой. Узнав о беременности невестки, она с недоумением посмотрела на молодых и произнесла коронную фразу: «Зачем вам это нужно?». С появлением внучки Ани Клеопатра Сергеевна не изменила высокомерной позиции, запретив называть себя бабушкой. И хотя ей пришлось жить в одной квартире с сыном и его семьёй, была к ним достаточно холодна. До конца дней она следила за своим внешним видом, не отказывала себе в любимых сигаретах. Скончалась в возрасте восьмидесяти одного года. Похоронена на Хованском кладбище.

Фильмы и роли:

1957: «Дом, в котором я живу» (Елена Петровна Волынская, мать Гали).

Фотографии из личного архива Клеопатры Альперовой

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru