Алёшина Тамара ИвановнаАлёшина Тамара Ивановна Тамара Алёшина родилась в Петрограде. Её отец участвовал в гражданской войне, мать трудилась в хозяйственном отделе Смольного. Помимо Тамары в их семья была младшая дочь Ольга, большую часть своей короткой жизни страдавшая полиомиелитом (умерла в возрасте двадцати лет). Тамара росла активным ребёнком. В школе вела большую общественную работу: избиралась председателем пионерского отряда, председателем пионерской базы. В 1934 году, в связи с болезнью, переводилась в Пушкин, в санаторную школу, что нисколько не повлияло на её общественные нагрузки. Юной девочкой Тамара Алёшина начала грезить актёрской профессией, а когда в 1936 году получила аттестат о среднем образовании, сразу же предприняла попытку поступить в театральный институт. Прослушивания проходила у Леонида Сергеевича Вивьена, сразу обратившего на неё внимание. Он взял её к себе на курс, на котором также преподавали Борис Павлович Петровых и Василий Васильевич Меркурьев. Вместе с Алёшиной учились Виталий Иллич, Николай Кузьмин, Мария Мамкина, Александр Рахленко, Мария Папазян, совершенно разные по своим типажным и актёрским данным. Из них на выпуске в 1940 году только Тамара Алёшина была приглашена Вивьеном в труппу Театра драмы имени А.С. Пушкина, художественным руководителем которого он являлся. Леонид Сергеевич возлагал на неё большие надежды. Уже в январе 1941 года Алёшина сыграла Софью в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, роль, о которой мечтали все начинающие актрисы. В газете «Комсомольская правда» Вивьен так отозвался о её дебюте: «Роль Софьи исполняли выдающиеся артистки русского театра – Семёнова, Савина, Мичурина-Самойлова. Тамара Алёшина блестяще справилась со своей ролью. Она – лучшая из всех Софий, которых мне приходилось видеть на московских и ленинградских сценах». Такая высокая оценка могла вскружить голову любой молодой актрисе, но Тамара Ивановна понимала: чтобы закрепить успех, необходимо доказать, что он был не случайным. И она с головой окунулась в работу, переходила от роли к роли. За первое десятилетие пребывания на Александринской сцене ей были сыграны Лиза в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Абигайль в «Стакане воды» Э. Скрибы, Параша в «Горячем сердце» А.Н. Островского, Маруся во «Фронте» А.Е. Корнейчука, Валя в «Русских людях» К.М. Симонова, Ирина Годунова в «Великом государе» В.А. Соловьёва, Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу, Тоня в «Как закалялась сталь» по роману Н.А. Островского, Виви в «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу, Наташа в «Полководце Суворове» И.В. Бахтерева. Все – выигрышные роли, раскрывавшие Алёшину с разных сторон. В те же годы Тамара Алёшина получила известность, благодаря кинематографу. Впервые актриса появилась на экране в 1940 году в фильме «Приятели», затем сыграла одну из главных героинь фильма «Фронтовые подруги». Ну а настоящую узнаваемость и популярность Тамаре Ивановне принесла роль старшего лейтенанта Светловой в музыкальной комедии «Небесный тихоход», на всю жизнь оставшаяся её визитной карточкой. Съёмки в этой картине совпали с беременностью актрисы, по окончании которых 30 марта 1945 года она родила сына Андрея. Её муж, тогда уже Заслуженный артист РСФСР Юрий Владимирович Толубеев (1906–1979), был ведущим актёром Театра драмы имени А.С. Пушкина. Вместе с Алёшиной они составляли красивую семейную пару. Ими любовались, о них говорили, но, несмотря на это, долго их союз не продержался. В 1949 году Алёшина и Толубеев расстались. При этом они продолжали работать в одном коллективе, выходить на одну сцену, участвовать в одних спектаклях («Семья Лутониных», «Бег», «Друзья и годы», «Семья Журбиных», «Дело, которому ты служишь», «Совет да любовь»). Их сын Андрей Толубеев (1945–2008), выросший в творческой обстановке, не смог устоять от соблазна продолжить актёрскую династию: окончил ЛГИТМиК, играл в БДТ. С возрастом творческие успехи Тамары Алёшиной становились менее значительными. Она по-прежнему много играла в театре, но роли ей доверяли не самые лучшие, порой в слабых, неудачных пьесах. Среди её поздних работ: Анисья Тихоновна («Золотопромышленники» Д.Н. Мамина-Сибиряка), Джулия («Заговор Фиеско» Ф. Шиллера), Варя («Одна ночь» Б.Л. Горбатова), Люська («Бег» М.А. Булгакова), Надежда («Взрыв» И.М. Дворецкого), Татьяна («Друзья и годы» Л.Г. Зорина), Анна Никитична («Из жизни деловой женщины» А.Б. Гребнева), Христя («Совет да любовь» В.Ф. Тендрякова), Пелагея Лукьяновна («Унтиловск» Л.М. Леонова), Ганна («Вечер» А.А. Дударева). Последняя роль – Аграфена Кондратьевна в «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского была сыграна актрисой в 1990 году в очередь с Людмилой Горбачёвой и Кирой Крейлис-Петровой. Похожая ситуация складывалась у Тамары Алёшиной и в кино. В 1950–1960-е годы она продолжала сниматься, но, как правило, в небольших, малозначительных ролях. Среди них: мама Алёши («Алёша Птицын вырабатывает характер»), императрица Елизавета («Михайло Ломоносов»), Мотя («Приключения Артёмки»), Вера Степановна («Ласточка»). К удачам актрисы, пожалуй, можно отнести только героинь А.Н. Островского – Парашу в экранизации спектакля Театра имени А.С. Пушкина «Горячее сердце» и Смельскую в «Талантах и поклонниках». Совершенно разные по характеру, темпераменту, социальному статусу они были сыграны Алёшиной очень ярко и эмоционально. Также в 1960–1970-е годы Тамара Ивановна неоднократно снималась в телеспектаклях Ленинградского телевидения. Похоронена Тамара Алёшина на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1938: «Корь», н/п (роль); 1940: «Приятели» (Ирина); 1941: «Подруги, на фронт!», к/м (Зина), «Скрипичный концерт», к/м (жена скрипача), «Фронтовые подруги» (Зина); 1944: «Морской батальон» (Галя); 1945: «Небесный тихоход» (старший лейтенант Светлова); 1947: «Возвращение к жизни» (врач); 1953: «Алёша Птицын вырабатывает характер» (Наталья Фёдоровна, мать Алёши), «Горячее сердце» (Параша); 1955: «Михайло Ломоносов» (императрица Елизавета), «Таланты и поклонники» (Смельская); 1956: «Приключения Артёмки» (Мотя); 1957: «Одна ночь» (Варя); 1958: «Ласточка» (Вера Степановна), «Повесть наших дней» (Синеокая); 1960: «Самолет уходит в 9» (Ксения Головко), «Третья, патетическая», тв (Настя); 1961: «Победитель», к/м (Вера); 1963: «Очарованный странник», тв (Евгенья Семеновна); 1964: «Дети Ванюшина», тв (Людмила); 1965: «Обломов», тв (Пшеницына), «Старые друзья», тв (Елизавета Ивановна); 1981: «Фамильная реликвия», тв (Тамара Михайловна); 1984: «Букет мимозы и другие цветы» (эп.), «Перегон», тв (мать Глеба). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru