Андриевский Пётр Ильич

Andrievskiy-2Андриевский (Васильев) Пётр Ильич
Родился 24 августа (5 сентября) 1885 года.
Умер 27 мая 1961 года.

Пётр Васильев родился в Санкт-Петербурге. Его отец Илья Иванович Васильев (1839-1913) был совладельцем Санкт-Петербургского лакокрасочного завода. Мать Татьяна Дмитриевна Васильева (в девичестве – Ефимова) (1849-1941) – домашняя хозяйка.

Пётр после окончания в 1902 году Санкт-Петербургского Анненского училища работал в конторе своего отца. Параллельно с 1900 года участвовал в любительских спектаклях, а начиная с 1904 года, играл за оплату в качестве профессионального артиста на клубных сценах и дачных театрах в окрестностях Санкт-Петербурга. Илья Иванович не разделял увлечение сына театром, считая, что он должен заниматься исключительно его делами, поэтому Петру приходилось удовлетворять свою страсть к сцене втайне от него. В конце концов, желание быть артистом пересилило в молодом человеке страх перед гневом отца – в 1907 году он оставил работу в его конторе и посвятил свою дальнейшую жизнь служению театральному искусству.

Первым в творческой биографии Петра Васильева стал театральный коллектив при Санкт-Петербургской фабрике «Госзнак», работу в котором до 1915 года он совмещал с игрой на сценах театров при Путиловском заводе и Пороховом заводе. Затем, с 1915 по 1918 годы, Васильев, снимая в аренду театр в Лесном, был его руководителем, актёром и режиссёром.

С сентября 1918 года Пётр Ильич работал в Петроградском народном доме, где, помимо выступлений в качестве актёра, занимал должность председателя художественного совета. Через два года, в апреле 1920-го, он получил предложение создать в городе Череповце Губернский показательный театр, в котором служил до августа 1921 года, совмещая сразу три ипостаси – художественного руководителя, актёра и режиссёра. Параллельно в этот же промежуток времени в Череповце Васильевым было открыто, отсутствовавшее там, отделение Союза работников искусств (Рабис).

Ранний период творческой жизни для Петра Васильева был очень плодотворным: им было сыграно более 300 ролей и поставлено более 150 пьес, что сделало его имя довольно известным в ленинградских театральных кругах. После исполнения актёром в августе 1921 года роли Президента фон Вальтера в пьесе Шиллера «Коварство и любовь» на сцене Ленинградского академического театра драмы он был принят в труппу этого прославленного коллектива, в котором впредь выступал под сценическим псевдонимом – Андриевский. Среди его ранних ролей на сцене Акдрамы: Борис Годунов («Царь Фёдор Иоаннович», «Смерть Иоанна Грозного»), Стародум («Недоросль»), Никита («Власть тьмы»), Казарин («Маскарад»), Подколёсин («Женитьба») и другие.

После личной трагедии – смерти сына – в октябре 1929 года Пётр Ильич покинул Ленинград и обосновался сначала в Бакинском рабочем театре (летние сезоны работая в Харьковском рабочем театре), затем – Смоленском городском театре.

В 1932 году Андриевский вернулся в северную столицу и работал сначала в Ленинградском окружном театре Красной армии, а с августа 1933 года продолжил служение Ленинградской Акдраме (с 1937 года – Ленинградский театр драмы имени Пушкина), добавив к своим работам Кручу в «Банкире», герцога Альбу в «Фландрии» и другие роли.

С конца десятых годов Пётр Андриевский, параллельно с работой в театре, периодически снимался в кино, играя, чаще всего, представителей высшего общества и военных. Среди его киноработ: отец Серафим («Отец Серафим»), генерал Юденич («За власть Советов»), цесаревич Константин («Декабристы»), Васька Таз («Карьера Спирьки Шпандыря»), Бэлза («Шахтёры»), генерал-полковник Виноградов («Великий перелом»).

В октябре 1937 года, в разгар сталинских репрессий, Пётр Ильич был арестован, получив обвинение в антисоветской пропаганде по статье 58 пункту 10, к счастью, не имевшее для него серьёзных последствий. 15 июня 1939 года он по суду был оправдан и освобождён, вернувшись на прежнее место работы.

В начале Великой Отечественной войны Пётр Андриевский остался в Ленинграде, полностью пережив всю блокаду. Сам он выстоял, но члены его семьи – мама Татьяна Дмитриевна и супруга Александра Ивановна – погибли. Пережить актёру двойную трагедию помогла работа – творческая и общественная. Как режиссёр в организованном Комитетом по делам искусств Блокадном театре он поставил «Коварство и любовь» и «Женитьбу Белугина». Как актёр сыграл Горлова («Фронт»), Таланова («Нашествие»), Тычкова («Обрыв»). Провёл большое количество концертных выступлений, работал на радио. Будучи членом месткома театра организовал кассу взаимопомощи.

После войны Пётр Ильич женился вторично. От первого брака (помимо рано умершего сына) имел трёх дочерей – Татьяну, Наталью (актрису оперетты, игравшую в Ленинградском, Ивановском, Хабаровском театрах оперетты и музыкальной комедии, Калининградском драматическом театре) и Ираиду.

В театре Пётр Андриевский служил до 1957 года, затем вышел на заслуженный отдых. Закончил свои дни в Ленинградском доме ветеранов сцены имени М.Г. Савиной.

Фильмы и роли:

1915: «Тайна великосветского романа» (роль); 1918-1919: «Чертово гнездо» (роль); 1922: «Отец Серафим» (отец Герасим, он же отец Серафим); 1923: «Дворец и крепость» (комендант Петропавловской крепости), «Комедиантка» (брат помещика); 1924: «За власть Советов» (генерал Юденич); 1926: «Декабристы» (цесаревич Константин), «Карьера Спирьки Шпандыря» (Васька Таз); 1934: «Секрет фирмы» (Шульц, мастер); 1937: «Большие крылья» (председатель аварийной комиссии), «Шахтеры» (Бэлза); 1938: «Детство маршала» (Герасимов, богатый казак); 1945: «Великий перелом» (генерал-полковник Виноградов, начальник штаба фронта); 1946: «Во имя жизни» (председатель ученого совета); 1949: «Счастливого плавания» (начальник Нахимовского училища).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru