
Арди Александр Николаевич
Имя Александра Арди фактически ушло сегодня в небытие. Говоря о Ленинградском большом драматическом театре, никто никогда его не вспоминает, хотя служению этой сцене он отдал около двадцати лет своей жизни. Расцвет актёрской карьеры Александра Арди пришёлся ещё на дореволюционные годы в ряде провинциальных театров. Актёр объездил немало городов своей Родины, работая в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве, но настоящее признание он получил именно в Ленинграде. Прославившийся в ролях характерно-комедийного плана, Александр Николаевич достиг положения одного из ведущих характерных актёров труппы БДТ дотовстоноговского периода. Но на смену ему пришли другие, более успешные и яркие артисты. Их имена прочно вошли в историю отечественного театрального искусства, а имя Арди известно ныне, пожалуй, лишь только театроведам. Поэтому, чтобы восстановить по отношению к нему справедливость, хочется вспомнить Александра Николаевича, пускай немногочисленными, но всё же добрыми словами. Александр Арди родился в Таганроге в семье известных театральных актёров Николая Ивановича Арди (настоящая фамилия — Нечаев; 1834–1890) и Ольги Васильевны Светловой-Арди (1868–1947). После смерти мужа из-за постоянных гастролей Ольга Васильевна не имела возможности заниматься воспитанием сына, поэтому, когда он достиг восьмилетнего возраста, определила его в закрытый пансион при 2-й харьковской гимназии, откуда после 4 класса Александр был переведён во 2-ю казанскую классическую гимназию, которую закончил экстерном в 1904 году. После этого он поступил на юридический факультет Казанского университета, но отсутствие средств к существованию и увлечённость театром вынудили Арди на втором курсе оставить учёбу и пойти на сцену. Первым театральным коллективом на пути Александра Арди стала драматическая труппа Н.И. Собольщикова-Самарина, в которой он отыграл три сезона. Затем были Гродненский театр, Санкт-Петербургский театр «Кривое зеркало», Санкт-Петербургский народный дом. С 1912 года Александр Арди стал совмещать обязанности актёра и режиссёра. В этом качестве работал в Театре миниатюр С.Ф. Сарматова в Харькове и Ростове-на-Дону, Одесском театре, Николаевском театре, Херсонском театре миниатюр С.М. Писаренко, 1-м Киевском красноармейском театре, Киевском театре Политуправления, Киевском театре миниатюр, Харьковском малом театре и других. С 1926 по 1927 годы был художественным руководителем Владикавказского театра, с 1927 по 1929 годы – Наркомпроса Махачкалы, с 1929 по 1931 годы – директором Московского театра «Рабочая Москва», с 1931 по 1933 годы – начальником оперативного отдела Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ) в Москве. Начиная с 1933 года, фактически вся дальнейшая жизнь Александра Арди была связана с Ленинградом. Сначала до 1935 года он был артистом Ленинградского Дома Красной армии, затем с 1935 по 1939 годы – Ленинградского театра Комедии. Наконец, в 1939 году он был приглашён в труппу Ленинградского БДТ, в которой работал (с перерывом) вплоть до ухода на заслуженный отдых в 1961 году. Среди сыгранных им на этой сцене ролей: Гаев («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Беркутов («Волки и овцы» А.Н. Островского), Кречинский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Панин («Русские люди» К.М. Симонова), Корнелиус («Корнелиус» Д. Пристли), И.В. Сталин («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина), Ван-Роза («Любовь земная и небесная» Б. Балаша), профессор Гайгер («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана) и другие. Параллельно с 1946 по 1948 годы Александр Арди был художественным руководителем русского драматического театра в Лигнице, с 1948 по 1950 годы – артистом Ленинградской государственной филармонии, с 1951 по 1952 годы – директором Ленинградского театра музыкальной комедии. Кино в отличие от театра не стало основным призванием Александра Арди. Снимался он немного, играя небольшие роли представителей высшего общества: Генри Алисона («Красная заря»), мистера Кука («Мистер Кук»), главнокомандующего («Любовь Яровая»), Лиознова («В дни Октября») и других. Гораздо более ярче и интереснее артист проявил себя на эстраде, выступая в дуэте с Еленой Маврикиевной Грановской с миниатюрами по рассказам А.П. Чехова. После прихода в БДТ Георгия Александровича Товстоногова отношения актёра и режиссёра не сложились. Выйдя в 1961 году на пенсию, Александр Николаевич, как человек деятельный и преданный театру, не смог сидеть без дела и стал руководить театральной самодеятельностью в Ленинградском доме культуры имени Ф.Э. Дзержинского. Однако возраст уже брал своё, и как бы Арди не стремился к работе, силы его уже были не те, что прежде. В этот момент, как и всегда, рядом с ним была семья, которая поддерживала его в самые трудные мгновения жизни. Супруга Дагмара Евгеньевна Арди (в девичестве Василенко; 1910–2002) в молодости была актрисой, но затем оставила профессию и посвятила себя мужу. Их сын Никита (1942–1988) окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище и стал моряком. В возрасте 46 лет он облучился на одном из судов и безвременно ушёл из жизни. У Александра Николаевича также была приёмная дочь Надежда (1915–1974), которая стала драматической актрисой. Надежда (Нэда) Арди играла в Малом театре, а затем выступала на эстраде в дуэте с мужем Всеволодом Аксёновым. Скончался Александр Арди в январе 1973-го, менее двух недель не дожив до своего 85-летнего юбилея. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1915: «Потоп» (роль), «Красная заря» (роль), «Гранатовое ожерелье» (роль); 1918: «Ее послал ад» (главная роль), «Исповедь монахини» (роль), «Красная заря» (мистер Генри Алисон, жених мисс Кэти), «Мисс Мэри» (роль), «Три капли крови» (роль), «Цыганская симфония» (дирижер цыганского оркестра); 1918-1919: «Тайна июльской ночи» (Луи, слуга банкира, шантажист), «Черная хризантема» (роль); 1919: «Чахотка» (роль); 1929: «Мистер Кук» (мистер Кук); 1946: «Во имя жизни» («Арбенин»); 1953: «Любовь Яровая» (главнокомандующий); 1955: «Овод» (врач у больного Овода); 1957: «Балтийская слава» (немецкий адмирал); 1958: «В дни Октября» (миллионер Лиознов), «Красные листья» (польский офицер); 1959: «Достигаев и другие» (адвокат); 1965: «Залп “Авроры”» (министр); 1966: «Три толстяка» (генерал). Фотографии из личного архива Александра Арди |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru