Арди Надежда Александровна

Ardi-1Арди (Аксёнова) Надежда (Нэда) Александровна
Родилась 10 (23) декабря 1915 года.
Умерла 8 мая 1974 года.

Надежда Арди родилась в Москве в семье артистки балета Веры Сергеевны Лянче (1894–не ранее 1977). Её родной отец Георгий Аркадьевич Лонгинов, юрист, оставил жену, когда дочери не было и года. Поэтому когда Вера Сергеевна вторично вышла замуж за артиста Александра Николаевича Арди (1888–1973), он удочерил Надежду, дав ей свои отчество и фамилию.

Ввиду того, что родители Надежды постоянно гастролировали, она была вынуждена учиться в школах разных городов: с 3 по 5 классы – в Махачкале, 5-й класс – в Туле, с 6 по 7 классы – в Москве. С детства наблюдая закулисную жизнь, она и сама пристрастилась к искусству, однако по окончании семилетки решила попробовать другое направление и поступила в вечерний техникум при Московском институте инженеров нового железнодорожного строительства. Оставив его по болезни, в 1932 году Надежда стала работать в отделе регулирования уличного движения, где театр неожиданным образом захватил её сознание. Попробовав свои силы в милицейском драматическом кружке, Арди поняла, что сцена – её призвание. В 1933 году она держала вступительные экзамены в Театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре и была принята на курс Николая Феодосиевича Костромского и Константина Павловича Хохлова. Обладая прекрасными внешними данными, утончённая, статуарная, она сразу обратила на себя внимание. Уже со второго курса её стали занимать в спектаклях Малого театра, а в 1935 году она была введена на роль Дездемоны в постановку «Отелло» В. Шекспира. В этот же период Надежда Арди сыграла главную роль в комедии Александра Мачерета «Частная жизнь Петра Виноградова», довольно успешно прошедшей по экранам.

В 1936 году Надежда Арди окончила институт уже известной актрисой. Она сразу же была принята в основной состав труппы Малого театра, играла на его сцене ведущие роли: Софью в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Луизу в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Сильвию в «Игре интересов» Х. Бенавенте-и-Мартинеса, Клару в «Пигмалионе» Б. Шоу, Оливию в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира. В 1937 году ещё раз появилась на экране в роли Ганки в фильме «Соловей», но картину тогда мало кто видел, она прошла ограниченным прокатом, поэтому актриса решила сосредоточиться исключительно на театральной деятельности.

Придя в Малый театр, Надежда Арди познакомилась с актёром Всеволодом Николаевичем Аксёновым (1898–1960), который вынашивал идею создания тогда ещё маловостребованного направления – литературно-музыкального театра. Выйдя за Аксёнова замуж в 1937 году, Надежда Александровна стала его полной соратницей в начатом им деле, вместе с ним выступала в концертах, занималась подборкой литературно-музыкального материала. Вполне возможно, что увлечение этим направлением каким-то образом повлияло на положение Аксёнова и Арди в Малом театре. Они стали мало востребованы, и вскоре приняли обоюдное решение – покинуть театр. Произошло это в сентябре 1946 года. С одной стороны – уйти из Малого театра было тогда смелым поступком, с другой – у них появилось больше времени для развития собственных идей. Вместе они перешли в Московскую государственную филармонию, работали как совместно, так и сольно. Надежда Александровна выступала в образах Нины из «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, Марины Мнишек из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина (сцена у фонтанов), записывалась на радио (радиокомпозиции: «Поэзия арабских стран», «Поэзия Китая», «Поэзия солнечной Болгарии», «Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Сергей Васильевич Рахманинов»).

К середине 1950-х годов Всеволод Аксёнов и Надежда Арди собрали вокруг себя небольшой коллектив, который стал называться Музыкально-драматическим ансамблем при Московской государственной филармонии. В своих спектаклях они сочетали драматические и музыкальные произведения без привычных для театра постановочных средств с участием минимального количества исполнителей. Когда ансамбль уже встал на ноги, к нему проявился интерес со стороны театральной общественности, 29 марта 1960 года Всеволод Аксёнов скоропостижно ушёл из жизни. Это стало настоящим ударом для Надежды Арди. На его фотографии она сделала следующую надпись: «Самому любимому, единственному, самому лучшему в мире. Прости меня за всё на всю жизнь, до конца моих дней. Самая светлая память о тебе. Ты жив всегда, и я лягу с тобой рядом в твою могилу». Так, в итоге, и произошло, но гораздо позже. А пока Надежда Александровна всеми силами решила сохранить созданное мужем направление. Она сама возглавила ансамбль, где продолжила ставить новые спектакли. Так появились «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира на музыку Ф. Мендельсона, «Арлезианка» В.Н. Аксёнова по новелле А. Доде, «Легенда о Паганини» Вл. Балашова, «Пер Гюнт» Г. Ибсена на музыку Э. Грига, «Эгмонт» И.В. Гёте, «Рембрандт» Д.Б. Кедрина. В некоторых из них Арди участвовала как актриса, как, например, в «Пере Гюнте» (Озе) и «Эгмонте» (Маргарита Пармская). «Эгмонт» в 1969 году был снят для телевидения, что сегодня даёт возможность судить о постановке и о драматическом таланте самой Надежды Арди.

Найдя счастье в замужестве, Надежда Арди, не обрела полной гармонии в материнстве. Оба её сына – родной и приёмный – выросли неблагополучными, попортив немало нервов своим родителям. Первый, Александр, родившийся в 1939 году в браке с Всеволодом Аксёновым, никак не мог найти своё место в жизни. В итоге, он, всё же, окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, работал в коллективе своей матери, сыграл Принца в «Рембрандте», но в профессии так и не состоялся, что спровоцировало его ранний уход из жизни в 1983 году. Приёмный сын Андрей, которого супруги усыновили во второй половине 1950-х, также ничем не хотел заниматься, сидел на шее своей матери, тогда уже нездоровой женщины. Надежда Александровна страдала онкологическим заболеванием, и все волнения, доставляемые детьми, ещё больше усугубляли её недуг. В итоге, Надежда Арди скончалась в возрасте 58 лет. Согласно её завещанию, она была похоронена рядом с мужем Всеволодом Аксёновым на Новодевичьем кладбище.

К сожалению, после ухода из жизни Надежды Александровны, музыкально-драматический ансамбль прекратил своё существование. Дело, начатое Аксёновым, оборвалось. В 1977 году должна была выйти книга журналистки Агнессы Максимовой, посвящённая истории ансамбля, но, к сожалению, она так и не состоялась.

Фильмы и роли:

1934: «Частная жизнь Петра Виноградова» (Тоня); 1937: «Соловей» (Ганка); 1969: «Эгмонт», тв (Маргарита Пармская).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru