Арсентьев Владимир Иванович

ArsentievАрсентьев Владимир Иванович
Родился 27 июля 1897 года.
Умер 13 марта 1983 года.

Владимир Арсентьев родился в Кронштадте. Его отец Иван Арсентьевич Арсентьев (умер в 1937 году) служил экономом Коммерческого собрания. Мать Анисья Валентиновна Арсентьева (умерла в 1936 году) занималась домашним хозяйством, воспитывала двоих детей.

Когда Владимиру исполнилось семь лет, его отдали в приготовительную школу, а в десятилетнем возрасте – в Кронштадтскую мужскую гимназию. Окончив её в 1918 году, он поступил в Петроградский технологический институт, но проучился совсем недолго, поскольку вскоре был призван в ряды Красной армии. В течение четырёх лет Арсентьев проходил службу в качестве стрелка в Кроштадтском караульном полку, а когда демобилизовался в 1921-м, пошёл работать от студенческой артели грузчиком в Петроградский порт. Так продолжалось два года, пока в жизни Владимира Арсентьева не наступил переломный момент. Его уже давно привлекал театр, поэтому, когда представилась возможность пойти в артисты, он немедленно ей воспользовался. В 1923 году Арсентьев стал студентом 1-го Петроградского художественного техникума. При этом продолжал работать, сам себя обеспечивать. Все четыре года молодой человек совмещал учёбу с работой болторезчика в болторезной мастерской и гримёра на кинофабрике «Совкино», а когда в 1927-м получил диплом артиста драмы, полностью посвятил себя служению сцене. Сначала он играл в театре при техникуме, а в октябре 1929 года поступил в труппу Ленинградского БДТ имени М. Горького.

С самого начала творческой деятельности Владимир Арсентьев зарекомендовал себя своеобразным актёром с интересными фактурными данными, заложником которых он в будущем и стал. В БДТ им были сыграны Присыпкин в «Клопе» В.В. Маяковского, Олимпов в «Утопии» Бр. Тур, А.П. Штейна и Я. Горева, Зуб в «Моём друге» Н.Ф. Погодина, капрал Барбару в «Интервенции» Л.И. Славина, Редуткин в «Человеке с портфелем» А.М. Файко, Рэтклифф в «Ричарде III» В. Шекспира, Мокроусов в «Достигаеве и других» М. Горького. Эти работы показали склонность Арсентьева к острой характерности, внешней выразительности, но не выдвинули его в число ведущих артистов. Помешали этому, наверное, скромность актёра и наличие более активных коллег, быстро завоевавших доверие режиссёров и внимание зрителей.

В 1936 году Арсентьев был командирован для работы в мурманском филиале БДТ, затем, спустя два сезона, он уже играл в Мурманском областном драматическом театре. Вернувшись в Ленинград в 1940 году, актёр вошёл в состав Выборгского театра, вместе с которым в сентябре 1941 года эвакуировался в Кизел Молотовской области. Там он пробыл весь период войны, сыграл ряд интересных ролей: Шмагу в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Робинзона в «Бесприданнице» А.Н. Островского, маркиза Форлипополи в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, Бобчинского в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Расплюева в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, Кокорышкина в «Нашествии» Л.М. Леонова, Чира в «Любови Яровой» К.А. Тренёва и других.

После четырёх лет успешной работы в Кизеле в 1945 году Владимир Арсентьев реэвакуировался в Ленинград, где сразу же был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола. Попав в этот коллектив, актёр остался в нём на долгих двадцать восемь лет. Здесь, как и в БДТ, Артсентьев занимал скромное положение артиста второстепенных и эпизодических ролей. Иногда ему всё же поручались выигрышные образы, такие как Силантий Романович в «Свадьбе с приданым» Н.М. Дьяконова, монах в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана или дедушка Бабурин в «Ждите у телефона» А.А. Галича и К.Ф. Исаева, но случалось подобное крайне редко. Среди других работ актёра: профессор Мерцалов («Тайна вечной ночи» И.В. Луковского), академик Писаревский («Суд чести» А.П. Штейна), Шредер («Губернатор провинции» Бр. Тур и А.П. Штейна), Трофимыч («Где-то в Сибири» И.И. Ирошниковой), старый повар («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), городовой и рабочий Дементий («Из искры…» Ш.Н. Дадиани), Митенька Малышня («Две зимы и три лета» Ф.А. Абрамова), Иозеф Елинек («Дорогой бессмертия» В.Г. Брагина и Г.А. Товстоногова), Андреа («Испанский священник» Д. Флетчера), Джузеппе («Никто» Э. де Филиппо), Алфёров («Один год» Ю.П. Германа), Джереми («Ошибки одной ночи» О. Голдсмита), доктор («Униженные и оскорблённые» Ф.М. Достоевского).

Всю свою творческую жизнь Владимир Арсентьев находился в тени более именитых коллег. Режиссёры даже не пытались взглянуть на него иначе, их устраивало, что в труппе есть идеальный артист на эпизодические роли. Таковым он и оставался до момента ухода на пенсию в июле 1973 года. Похожие отношения сложились у Арсентьева и с кинематографом. Сниматься он начал, когда его возраст уже приблизился к шестидесяти. Своеобразная фактура актёра как нельзя кстати подошла под образы кротких старичков, появлявшихся на втором плане в окружении основных персонажей. Такими были Востриков в «Дороге правды», Прокофьич в «Отцах и детях», помощник судебного следователя в «Живом трупе», экзаменатор в «Экзамене на чин». Более выигрышного материала Арсентьеву не предлагали.

С 1928 года Владимир Иванович был женат на Марии Игнатьевне Фроловой, дочери железнодорожного служащего. Их сын Игорь (1929–2018) окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, служил моряком-подводником.

Фильмы и роли:

1956: «Дорога правды» (Востриков); 1957: «Дорогой бессмертия» (Иозеф Елинек), «Смерть Пазухина» (слуга Фурначёва); 1958: «Отцы и дети» (Прокофьич); 1960: «Дама с собачкой» (эп.); 1965: «Понедельник начинается в субботу», тв (эп.); 1968: «Живой труп» (помощник судебного следователя), «Последние дни», тв (лакей); 1969: «Экзамен на чин», тв, к/м (экзаменатор); 1981: «Дело Артамоновых», тв (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru