Аржанов Пётр МихайловичАржанов Пётр Михайлович Пётр Аржанов родился в Самаре. Его отец Михаил Александрович Аржанов (1879–1930), выходец из мещан, до революционных событий 1917 года был кустарём-торговцем, затем – служащим самарского военного госпиталя. В 1929 году он попал под раскулачивание и был выслан из Самары. Мать Дарья Петровна Аржанова (в девичестве – Новикова; 1881–?) занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Помимо Петра в их семье были ещё младшие сыновья Николай и Виктор. Николай Аржанов (1906–?) впоследствии стал скрипачом, играл в Государственном симфоническом оркестре. Виктор Аржанов (1914–?) трудился шофёром. Пётр Аржанов в 1918 году окончил 1-е Самарское высшее начальное училище и классы живописи и рисования профессора П.А. Краснова, после чего продолжил обучение в Пензенском художественном училище. Параллельно он подрабатывал художником-декоратором в Самарском театре имени К. Маркса, что, видимо, не давало ему возможности хорошо себя обеспечивать. В июне 1919 года Аржанов перешёл в качестве счетовода и помощника контролёра на 6-е военно-полевое строительство, а уже в декабре по ведомству военно-полевого контроля (инспекции) был призван в ряды РККА в должности помощника инспектора. Сначала проходил службу у себя в Самаре, затем, в 1920–1921 гг., – в Самарканде, в 1921–1922 гг. – в Ашхабаде, с 1922 по момент демобилизации в 1923 году – снова в Самаре. В этот же период у Аржанова произошло увлечение драматическим искусством, он стал принимать участие в постановках театра-студии под руководством Л.А. Юренева, что в значительной мере сказалось на выборе его будущей профессии. С 1923 по 1925 гг. Пётр Аржанов работал в объединённом комитете профсоюзной организации, одновременно играя в профсоюзном театре имени В.В. Воровского. Сделав для себя окончательный выбор в сторону актёрской профессии, Аржанов в 1925 году оставил работу и поступил на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства (ГИТИСа). Учёбу в нём совмещал с участием в спектаклях театральных коллективов «Синяя блуза» и «Живая газета» при московском совете «Безбожник». Окончив техникум в 1928 году, Аржанов один год в качестве артиста-практиканта служил во МХАТе, затем вошёл в состав Реалистического театра, где очень быстро стал одним из ведущих актёров. На его сцене в 1935 году прославился ролью Кости-капитана в спектакле «Аристократы» по пьесе Н.Ф. Погодина, обратив на себя внимание всей театральной общественности. Однако популярность актёра по независящим от него причинам долго не продлилась. В 1937 году Реалистический театр был слит с Камерным, и спектакль, прославивший Аржанова, прекратил существование. У Таирова актёр продолжил играть, в основном, положительных социальных героев. Одной из лучших в тот период для него стала роль Кочубея в одноимённой пьесе А.А. Первенцева, затем он заменил ушедшего в Малый театр Михаила Жарова в роли следователя Ларцева в поставленном им спектакле «Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина. Помимо этого он сыграл Степана в «Золоте» А.А. Филимонова и В.В. Дистлера и Джеральда Крофта в «Он пришёл» Дж.Б. Пристли. В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941-го, Пётр Аржанов по мобилизации работал на трудовом фронте по обороне Москвы, затем, в ноябре, в составе 1-й фронтовой бригады ВТО обслуживал воинские части. В декабре 1941 года распоряжением Комитета по делам искусств он был переведён в Московский театр имени Ленсовета, а из него в 1943 году перешёл в состав Московского театра драмы, который возглавил Николай Павлович Охлопков. Именно ему актёр был обязан своим успехом в роли Кости-капитана, и Охлопков, помня это, в 1956 году решил возобновить «Аристократов» с Аржановым в той же роли на сцене Театра драмы, однако былого резонанса спектакль уже не вызвал. В 1946 году Пётр Аржанов уходил в Камерный театр, но в июле 1948-го снова вернулся в Театр драмы (с 1958 года – Театр имени Вл. Маяковского), оставшись там до конца жизни. Ярких ролей, каким был когда-то Костя-капитан, у него больше не случилось. Николай Охлопков, а затем и сменивший его Андрей Гончаров занимали актёра в новых постановках, но те роли, которые ему предлагали, уже не становились значимыми для Аржанова. Он сыграл Оскара в «Леди и джентльменах» Л. Хелман, Хо-Чуна в «Сампанах голубой реки» В.Д. Пушкова, Кудряша в «Грозе» А.Н. Островского, Трояна в «Гостинице «Астория»» А.П. Штейна, Синтаро в «Украденной жизни» К. Моримото, Сердюка в «Иркутской истории» А.Н. Арбузова, повара в «Мамаше Кураж и её детях» Б. Брехта и другие роли. В кино Петру Аржанову повезло гораздо меньше, чем в театре. Первой его ролью стал начальник политотдела в горемычном «Бежином луге» Сергея Эйзентштейна, жестоко изруганном и уничтоженном. Последующие две роли актёра также не дошли до зрителя – жулик в «Отце и сыне» Маргариты Барской и диверсант в «Госте» Герберта Раппопорта, поскольку картины не были выпущены на экран. До войны Аржанов успел ещё сыграть двух японцев, а после – двух румынских генералов и иностранного геолога. Только лишь небольшая роль разведчика Карповского-Штюбинга в «Подвиге разведчика» Бориса Барнета сумела разбавить эту галерею отрицательных иностранцев. Первые стоящие киноработы появились в послужном списке Петра Аржанова только лишь в конце его жизни. Актёром удачно были сыграны Горемыкин в «Агонии» Элема Климова, князь Бартемьев в «Последней жертве» Петра Тодоровского и учитель Николай Артёмович в «Чужих письмах» Ильи Авербаха, красиво завершивших кинокарьеру Аржанова. Пётр Михайлович был женат на актрисе Софье Васильевне Кебрен (1903–1981). Вместе они похоронены на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1935–1937: «Бежин луг» (начальник политотдела); 1936: «Отец и сын» (жулик); 1937: «Ущелье аламасов» (директор нефтяной компании); 1938: «Морской пост» (японский офицер); 1939: «Гость» («Гость», диверсант); 1940: «Небеса» (товарищ Саши Орешкина); 1947: «Подвиг разведчика» (Карповский-Штюбинг); 1948: «Третий удар (Теодореску); 1949: «Сталинградская битва» (Станеску); 1950: «Огни Баку» (Гарсия); 1956: «Урок истории» (сыщик); 1957: «Братья» (иностранец), «Партизанская искра» (начальник жандармского поста); 1969: «Здравствуйте, наши папы!», тв (Петр Петрович Сверчков); 1972: «За твою судьбу» (адмирал); 1974: «Агония» (Горемыкин); 1975: «Последняя жертва» (князь Бартемьев), «Чужие письма» (Николай Артемович). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru