Аверин Юрий ИвановичАверин Юрий Иванович Юрий Аверин родился в Воронеже в семье учителей. Его отец Иван Васильевич Аверин преподавал физику и математику (умер в 1967 году). Мать Елена Михайловна Аверина была учительницей русского языка и литературы (умерла в 1939 году). Юрий по окончании средней школы в 1936 году поступил в Воронежское театральное училище, закончив которое в 1940 году, был принят в труппу Воронежского драматического театра, но отработал там только один сезон. В начале Великой Отечественной войны он добровольцем ушёл на фронт, для этого, по утверждению его падчерицы Алёны Галич, сильно завысив свой возраст и став по документам 1914 года рождения. Службу проходил в качестве музыканта музыкантского взвода 48-й гвардейской стрелковой дивизии на Юго-Западном, Западном, Воронежском и Степном фронтах, имел несколько ранений. С 1945 по 1946 годы Юрий Аверин работал в Ансамбле песни и пляски Красной армии в Гродно, затем, после демобилизации, ещё год в Харьковском театре. В 1947 году произошёл его переход в Иркутский драматический театр, ставший для него судьбоносным. Там он познакомился с актрисой Валентиной Дмитриевной Архангельской (1919-1999), с которой была связана вся его дальнейшая личная и творческая жизнь. В 1948 году они поженились и больше никогда не расставались. Юрий Иванович стал отчимом её дочери от брака с поэтом Александром Галичем Александры Архангельской (Алёны Галич), впоследствии также ставшей актрисой. Придя в Иркутский театр, Юрий Аверин сразу же зарекомендовал себя интересным разносторонним актёром. Мощный драматический дар, сильный темперамент, яркая фактура, выразительный голос позволили ему выйти в число ведущих артистов труппы. Но, видимо, не до конца удовлетворённый предлагаемым ему драматическим материалом, он в 1949 году перешёл в Брянский драматический театр, в котором его заметил Игорь Владимирович Ильинский, приглашённый на просмотр одного из спектаклей. Вернувшись в Москву, он рассказал об интересном молодом актёре главному режиссёру Малого театра Константину Александровичу Зубову, и приглашение Аверина в труппу прославленного театра не заставило себя ждать. Приехав на переговоры к Зубову, в его приёмной Юрий Аверин познакомился с режиссёром Борисом Ивановичем Ровенских, который, пообщавшись с актёром, решил, что именно он будет играть главную роль в его будущей постановке пьесы А.М. Файко «Дорога свободы» по книге Г. Фаста, что, в итоге, и произошло. Спектакль имел большой успех, а Юрий Аверин занял прочное место в труппе Малого театра, играя ведущие роли в его репертуаре: адмирала Макарова («Порт-Артур» А.Н. Степанова и И.Ф. Попова), Макдуфа («Макбет» В. Шекспира), Беркутова («Волки и овцы» А.Н. Островского), Скалозуба («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и другие. Юрия Аверина очень полюбила Вера Николаевна Пашенная, с удовольствием выходила вместе с ним на сцену в «Каменном гнезде» Х. Вуолийоки, а Александр Алексеевич Остужев, увидев актёра в «Дороге свободы», подарил ему свою фотографию с надписью: «Юра, теперь я спокоен. Мне есть, кому оставить роли». Через некоторое время после смерти Константина Зубова положение Юрия Аверина в Малом театре несколько пошатнулось. Под влиянием ревновавшего его к успеху Михаила Ивановича Царёва, занимавшего должность директора театра, Аверин вместо главных стал получать роли второго плана. И это происходило не только по отношению к нему. В итоге, часть труппы выступила против Царёва, добившись лишения им директорского кресла, а Юрий Аверин с супругой после этих событий покинул Малый театр и переехал в Одессу для работы в Русском драматическом театре имени А. Иванова. Там актёр сыграл Мастакова в «Старике» М. Горького, Тухачевского в «Когда оживают мёртвые» И. Рачады и мог бы воплотить ещё и другие интересные образы, если бы не его очередная встреча с Борисом Ровенских. Он позвал Аверина и Архангельскую в Театр имени А.С. Пушкина, в котором был главным режиссёром, и супруги снова вернулись в столицу. В коллективе этого театра артист получил роли, соответствовавшие уровню его драматического дарования, и оставался верен ему до конца жизни. Среди сыгранных им здесь ролей: Эдуард фон Ранкен («Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева), Степан Сыроваров («Метель» Л.М. Леонова), Антипа Зыков («Зыковы» М. Горького), Винченцо Кафарелли («Легенда о Паганини» В.Ф. Балашова), Бенкендорф («Последние дни» М.А. Булгакова), Джильберт Ратленд («Сокровище» Д.Б. Пристли), Чечева («Римская баня» С. Статиева), старик Мехоун («Герой» Д. Синга) и другие. Кинематограф, в отличие от театра, не стал для Юрия Аверина главным, хотя в этом плане всё могло сложиться иначе, учитывая, что своё первое приглашение сниматься он получил ни откуда-нибудь, а из Голливуда. Американцы, увидев Аверина на сцене в роли Макдуфа в «Макбет», позвали его на одну из ролей в экранизацию «Войны и мира» Л.Н. Толстого, но советское кинематографическое начальство поспешило ответить за актёра отказом. Тем не менее, его кинодебют не заставил себя долго ждать. В 1956 году он появился в роли немецкого генерала в фильме Захара Аграненко и Эдуарда Тиссэ «Бессмертный гарнизон» и чуть позже – в образе Геринга в «Уроке истории» Лео Арнштама. Близкие к арийским черты лица, выразительный взгляд, тембрально ярко окрашенный голос как нельзя лучше подошли для исполнения актёром подобных ролей, венцом которых стал начальник концлагеря Мюллер в «Судьбе человека» Сергея Бондарчука. Эта работа, в итоге, стала главной для Аверина на экране. Даже не смотря на то, что образ был отрицательным, сыгранным актёром в предельно жёсткой манере, он производил сильное впечатление на зрителя благодаря мощному психологическому напору, исходившего от Мюллера с экрана. Всё же, не смотря на успех «Судьбы человека», Юрий Аверин не торопился принимать предложения кинорежиссёров. Главным для него по-прежнему оставался театр, и изменять ему, пусть даже в очень выгодных проектах, он не собирался. Например, Аверин отказался, от приглашения Сергея Бондарчука сыграть Наполеона в фильме «Ватерлоо», сулившего ему большой гонорар и комфортные условия на съёмочной площадке. Сдававшийся в тот момент в Театре имени А.С. Пушкина спектакль «Зыковы» оказался для актёра гораздо важнее возможности съёмок за границей. В итоге, Наполеона сыграл американский актёр Род Стайгер. В начале 1980-х годов у Юрия Ивановича стала сильно болеть нога, мешая свободному передвижению по сцене. Сначала он решил, что «переходил» ногу на спектаклях «Метель» и «Зыковы», где ему приходилось много двигаться. Но со временем ситуация ухудшалась, и после посещения врачей актёру пришлось решиться на операцию. Сначала ему отняли ступню, а позднее – ногу выше колена. В связи с этим Аверину пришлось оставить сцену, хотя он по-прежнему числился в театре. Не желая сдаваться, Юрий Аверин стал осваивать протез, передвигаться, опираясь на палочку, но всё это ему давалось с большим трудом. В 1989 году он, уже будучи больным человеком, принял приглашение сняться в фильме «Мафия» телесериала «Следствие ведут знатоки» в роли наркоторговца Мордвинова, ставшей последней в его творческой биографии. 29 января 1990 года Юрий Иванович скоропостижно скончался у себя дома после возвращения из больницы. Похоронен на Пятницком кладбище. Фильмы и роли: 1956: «Бессмертный гарнизон» (немецкий генерал), «Крылья» (Калина), «Урок истории» (Геринг); 1959: «Судьба человека» (Мюллер); 1964: «Гранатовый браслет» (фон Фриссе), «Дочь Стратиона» (немецкий полковник), «Палата» (профессор); 1967: «Северный свет», тв (Соммервил); 1968: «И снова май», тв (ротмистр); 1970: «Зыковы», тв (Антипа Зыков); 1971: «Дни нашей жизни», тв (Эдуард фон Ранкен); 1972: «Светит, да не греет», тв (Семен Семенович Залешин); 1976: «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (член концерна); 1977: «Ты иногда вспоминай» (Бакалов); 1980: «Долгие дни, короткие недели», тв (директор завода); 1982: «Джентльмены из Конгресса», тв (Саймон Грей); 1989: «Следствие ведут знатоки. Мафия», тв (Мордвинов). Фотографии из личного архива Юрия Аверина |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru