Байков Виктор Алексеевич

Baykov-1Байков Виктор Алексеевич
Заслуженный артист РСФСР (1974)
Заслуженный деятель культуры Польши (1976)
Родился 10 ноября 1922 года.
Умер 3 июля 1993 года.

Виктор Байков родился в деревне Дровники Смоленской области. Его родители Алексей Иванович Байков (1889–1956) и Мария Ефимовна Байкова (в девичестве Ефимова; 1895–1971) были крестьянами, ранние годы своей жизни прожившими в деревне. В 1923 году они приехали на заработки в Москву, где остались на постоянное место жительства. На тот момент они были родителями двоих сыновей – Николая и Виктора, а в столице их семья пополнилась двумя дочерьми – Татьяной и Тамарой. Детство их пришлось на трудные годы НЭПа, когда в молодой стране советов всем жилось крайне непросто. Алексей Иванович стал водителем трамвая. Мария Ефимовна трудилась уборщицей вагонов, затем перешла в кондукторы. Каждый день, уходя на работу, они оставляли детям по куску хлеба, смоченным постным маслом и посыпанным крупной солью. Это и составляло их дневной рацион. Росшие среди трущоб, ребята дружили с местной шпаной, сами постепенно превращаясь в хулиганов. Многих такая жизнь до добра не довела, но Николая и Виктора сия чаша миновала. Виктор в 1929 году пошёл учиться в 316-ю среднюю школу, доставив немало хлопот своим родителям. Однажды он загремел в милицию, откуда сбежал, прихватив висевший на стене фотоаппарат. Но постепенно Виктор остепенился, вступил в комсомол, активно участвовал в работе школьного драматического кружка, увлекался джазом, хорошо танцевал чечётку. Когда же в 1939 году Байков окончил школу, то решил продвигаться исключительно в творческом направлении. Дело в том, что его старший брат Николай в тот момент учился на актёрском факультете Театрального училища имени М.С. Щепкина на курсе Ильи Яковлевича Судакова, поэтому ему тоже хотелось как можно быстрее попасть в театральный вуз. Байков поступил в студию при знаменитом Камерном театре, параллельно пытаясь получить практические навыки на стороне. Видимо, по чьей-то подсказке он стал осаждать главного режиссёра Центрального театра Красной армии Алексея Дмитриевича Попова с просьбой взять в его коллектив. И ему таки удалось добиться аудиенции Попова, который прослушав молодого человека, принял его во вспомогательный состав. Что происходило дальше, не совсем понятно. Предполагаю, что в студии, узнав о несогласованной работе студента, просто его отчислили. Но, как не странно, данное обстоятельство только пошло Байкову на руку. В ноябре 1940 года он был призван в ряды РККА и службу проходил в составе команды артистов-военнослужащих ЦТКА. Вместе с ней он встретил войну, затем эвакуировался в Ижевск. Сначала служил в сформированной на основе команды маршевой роте, потом – стрелком в 23-м запасном стрелковом полку и 11-м запасном железнодорожном полку. С августа 1943 года по январь 1944 года Байков был артистом-стрелком джаз-ансамбля железнодорожных войск в Троицке Челябинской области, далее – старшим писарем на автобазе генерального штаба в Москве, где и встретил победу.

Демобилизовавшись в 1945 году, Виктор Байков решил продолжить прерванное актёрское образование. Он прошёл прослушивания на актёрский факультет ГИТИСа, насмешил комиссию своим исполнением стихотворения К.М. Симонова «Убей его» и был принят на курс Николая Сергеевича Плотникова. В дальнейшем всё у него шло бы хорошо, если бы не случившийся конфликт с преподавательницей танцев. Пожилая дама пыталась поставить нерадивому студенту правильное положение руки при движении, но Байков, имевший опыт в танцевании чечётки, воспротивился такому натиску и обозвал преподавательницу профурсеткой. Естественно всё закончилось отчислением. Плотников, отсутствовавший в институте, не смог за него заступиться, а когда вернулся, посоветовал бывшему студенту податься к Валентину Плучеку, в Театр сатиры, который, как он считал, подходил ему по творческому направлению. Плучек, почитав рекомендацию, прослушал Байкова и определил его во вспомогательный состав. Молодой актёр стал выходить на сцену в небольших ролях (Сыромятов – «Женитьба Белугина» А.Н. Островского, Н.Я. Соловьёва; повар – «День отдыха» В.П. Катаева; Мося – «Время, вперёд!» В.П. Катаева), но продержался в театре только три сезона. А причина была проста: на тот момент Виктор Алексеевич был уже женатым человеком, в июне 1948 года у него родился сын Алексей. Нужно было содержать семью, а на зарплату артиста вспомсостава это было крайне затруднительно, поэтому он решил изменить направление творческой деятельности. Последующие семь месяцев Байков руководил художественной самодеятельностью в 1-м Госстройтресте МВД СССР, затем около года – на фабрике детской книги (п/я 2429). Это позволяло зарабатывать больше, чем в театре, но не спасало от тоски по актёрской профессии. Через два года, в сентябре 1950-го, Виктор Байков снова вернулся в Театр сатиры, теперь уже навсегда. Постепенно он стал плотнее задействоваться в репертуаре, а когда в 1956 году заочно окончил ГИТИС, то получил другой статус и более крепкое положение в труппе. Играл Байков много, с присущим ему юмором и озорством, но, всё же, занимал положение исполнителя вторых ролей, оставаясь в тени более именитых коллег. Ситуация изменилась только когда Виктор Алексеевич начал сниматься в кино. В 1961 году он с блеском исполнил роль скромного и тактичного Ксан Ксаныча, жениха героини Инны Макаровой, в популярной поныне комедии «Девчата» Юрия Чулюкина, открывшей ему дорогу на экран. Но буквально сумасшедшую популярность принесла актёру не эта работа, а роль пана Вотрубы в телеспектакле «Кабачок “13 стульев”», не сходившем с телеэкранов на протяжении четырнадцати лет. Пан Вотруба помог Байкову получить узнаваемость, звание Заслуженного артиста РСФСР и более значимые роли в театре. На сцене Театра сатиры он играл Козлевича в «Золотом телёнке» И.И. Ильфа и Е.П. Петрова, Борзикова и Напойкина в «Гурии Львовиче Синичкине» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Петю в «Интервенции» Л.И. Славина, Коробкина в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Кренделева в «Таблетку под язык» А.Е. Макаёнка, Кочевряжнева в «Пене» С.В. Михалкова, Абарюса в «Клеменсе» К. Саи, Паисия и дряхлого игумена в «Беге» М.А. Булгакова, отца Елпидия в «Самоубийце» Н.Р. Эрдмана, Джока в «Крамнэгеле» П. Устинова, тестя в «Родненьких моих» А.С. Смирнова и других.

Виктор Алексеевич, как и многие артисты, смыслом своей жизни считал работу, поэтому никогда ни от чего не отказывался. Играл в театре, снимался в кино, на телевидении, озвучивал анимационные фильмы, занимался концертной деятельностью. Но была у него, всё же, одна страсть, которой он всецело отдавался в минуты отдыха. Байков был большим любителем преферанса, входил в элитные круги заядлых преферансистов, которые составляли люди, занимавшие высокое положение в обществе. В этом деле, как и в своей профессии, он также добился отличных результатов, пользовался авторитетом среди других игроков.

К концу 1980-х годов Виктора Алексеевича стало подводить здоровье. Его мучил сахарный диабет, затем к нему прибавился облитерирующий эндартериит, давший осложнение на одну из ног. Он пытался его лечить, с помощью близкого друга Александра Ефимовича Хаскина доставал из-за границы необходимые лекарства, но всё это происходило нерегулярно и, в итоге, Байков остался без ноги. Для артиста это могло бы стать настоящим приговором, но надо отдать должное Валентину Плучеку, который сохранил для Виктора Алексеевича место в труппе и даже нашёл для него роль в пьесе А. Дюма «Молодость Людовика IV», в которой ему не приходилось двигаться по сцене. Эта работа стала последней в творческой биографии артиста. Он ушёл из жизни на семьдесят первом году жизни, до конца оставаясь актёром Театра сатиры. Похоронен Байков на Преображенском кладбище Москвы вместе с родителями и сестрой.

Несмотря на простое происхождение, многие члены семьи Байковых оказались творческими людьми. Старший брат Николай Байков в 1942 году окончил Щепкинское училище, ушёл на фронт и погиб в 1945-м. Младшая сестра Тамара Байкова (1925–1998) была актрисой, в молодые годы играла в Театре имени Ленинского комсомола, затем ушла в администраторы, заведовала труппой Театра имени Моссовета, получила звание Заслуженного работника культуры РСФСР. Свою супругу Виктор Алексеевич тоже выбрал из среды актёров. Людмила Ароновна Байкова (в девичестве Цофина; 1923–?) играла в Московском областном театре драмы, имела звание Заслуженной артистки РСФСР. Сын Виктора Алексеевича и Людмилы Ароновны Алексей Байков пошёл по стопам родителей: окончил Школу-студию МХАТ, работал в Театре имени Н.В. Гоголя, Московском областном театре драмы, Новом драматическом театре. После смерти супруги он ставил профессию и ведёт образ жизни обычного пенсионера.

Фильмы и роли:

1961: «Девчата» (Ксан Ксаныч); 1962: «Яблоко раздора» (Мьяло); 1963: «Выстрел в тумане» (Самарин), «Короткие истории», тв (муж); 1965: «Человек без паспорта» (Галкин); 1966–1980: «Кабачок «13 стульев»», тв (пан Вотруба); 1967: «Весна поёт», тв (Птичкин), «Софья Перовская» (Булатов); 1968: «Золотой телёнок» (лектор), «Освобождение» (В.М. Молотов); 1969: «В тринадцатом часу ночи», тв (домовой); 1970: «Эксперимент», тв (отец Лены); 1971: «Где вы, рыцари?», тв (Егор Голубчик), «Женский монастырь», тв (участник мужского совещания), «Когда море смеётся», тв (Дельгадо), «Старики-разбойники» (сотрудник бухгалтерии); 1972: «Всмотритесь в это лицо», тв (Курилов, Матрёна, дедушка Севастьянов, кассир Сидельников), «Чиполлино» (кум Тыква); 1974: «Анискин и Фантомас», тв (шофёр Свиридов); 1977: «Пена», тв (Кочевряжнев); 1978: «Таблетку под язык», тв (Кренделев); 1979: «Поездка через город. Любовь под псевдонимом», тв (отец Митрушкина); 1980: «Странный отпуск», тв (роль); 1982: «Ревизор», тв (Коробкин); 1985: «Золотая рыбка», тв (гость «Золотой рыбки»).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru