
Балакин Олег Александрович
Артист Олег Балакин прожил короткую жизнь и оставил о себе добрую память. Сведений о нём сохранилось немного, но все друзья, коллеги вспоминают о его безграничной доброте, открытости, трогательности характера, силе таланта. В театре он сыграл много ярких, интересных ролей. Кино же дарило ему случайные встречи, не всегда удачные. Жаль, что в советское время не было традиций съёмок спектаклей провинциальных театров, поэтому судить о театральных работах Балакина можно только по редким отзывам и статьям в прессе. Родился и вырос Олег Балакин в Саратове. Провинциальному мальчишке, вместо военных подвигов и полётов в космос, мечталось попасть на сцену, и он воплотил в реальность свои стремления. В 1960 году Балакин поступил в студию при Саратовском ТЮЗе, которую набрал главный режиссёр театра Юрий Петрович Киселёв. Маленького роста паренёк привлёк его внимание, оказавшийся талантливой, незаурядной личностью, одним из самых одарённых студийцев. Уже на старших курсах Олег Балакин обратил на себя внимание исполнением роли Никиты в толстовской «Власти тьмы», продемонстрировал глубокое погружение в образ, понимание сущности создаваемого характера. Когда в 1963 году срок учёбы подошёл к концу, молодой артист по праву занял место в труппе театра. Юрий Петрович делал на него ставку, доверяя самые разные роли. Балакин оказался синтетическим актёром, огромного творческого диапазона, свободно чувствовавшего себя в любых образах. Редкий самородок, он для каждой роли находил необходимые штрихи, импульсивно выстраивал линию поведения героев, часто пренебрегал внешними атрибутами. В памяти саратовских зрителей остались сыгранные им Швандя в «Любови Яровой» К.А. Тренёва, Степан Барабаш в «На улице Счастливой» Ю.Я. Принцева, Стародум в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Никита Богатов в «Весенних перевёртышах» В.Ф. Тендрякова, Лука в «На дне» М. Горького, Жарков в «С вечера до полудня» В.С. Розова, Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильева, Андрей Селезнёв в «Четырёх каплях» В.С. Розова, Рувим Свицкий в «В списках не значился» Б.Л. Васильева, Кот Базилио в «Золотом ключике» А.Н. Толстого, Антон-работник в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова и многие другие. На экране Олег Балакин впервые появился в 1973 году в фильме Михаила Богина «Ищу человека». Режиссёру хотелось задействовать в картине новые, малоизвестные лица, и одна из ассистенток пригласила Балакина попробоваться на роль Николая Михайлова. Так артист впервые снялся в кино. Простодушный герой Балакина, потерявший во время войны мать и двух сестёр, получился очень трогательным и искренним. На Киностудии имени М. Горького, где снималась картина, актёра сразу запомнили и уже во время съёмок «Ищу человека» он получил предложение сыграть в «Анискине и Фантомасе» отца одного из юных героев картины. Фильм прошёл по телеэкранам в апреле 1974 года и сразу сделал Балакина узнаваемым. В родном Саратове, где многим он был известен по работе в театре, ему не удавалось пройти по улице незамеченным. За «Анискиным» последовала роль бывалого гонщика Александра Беломорова в фильме Игоря Шатрова «Закрытие сезона». Слабый сценарий, персонажи которого выкроены словно по шаблону, не позволили Балакину блеснуть ярким актёрским мастерством. После этого в его кинокарьере наступила долгая пауза. Главный режиссёр театра Юрий Киселёв, ревниво относившийся к работе своих артистов в кино, не поощрял частые отсутствия Балакина на съёмках, поэтому актёру приходилось отказываться от предложений. Не смог он удержаться только однажды, когда режиссёр Владимир Саруханов утвердил его на роль красного командира Егора Остапенко в приключенческую картину «Конец императора тайги». Фильм успешно прошёл в кинотеатрах, а сам Балакин вновь оказался в центре зрительского внимания. Не смотря на это, Остапенко стал его последней ролью в кино. Артист продолжал проходить пробы, но ни одна из предполагаемых работ так и не состоялась. Последние три года жизни стали для Олега Балакина тяжёлыми в творческом и моральном плане. Познав успех в кино, узнаваемость, было очень трудно от этого отказаться. Преданный Киселёву, уважавший его как учителя и режиссёра, он, всё же, держал на него обиду за то, что тот не отпускал его на съёмки. К этому добавились проблемы в семье. Частые ссоры с женой Валентиной, недолюбливавшей профессию мужа, выбивали Олега Балакина из колеи. Всё это копилось не один год и однажды обернулось трагедией. 15 октября 1981 года во время гастролей театра в Балаково Саратовской области Олег Александрович покончил с собой. В этот холодный, дождливый вечер он должен был вместе с другом, актёром Владимиром Красновым, пойти к общему приятелю в баню, но неожиданно передумал и отправился на улицу. На следующее утро всех облетела страшная весть: Олег Балакин бросился под колёса огромного КрАЗа. Водитель заметил в потёмках метнувшуюся фигуру, дал по тормозам, но было уже поздно. Смерть заслуженного артиста, известного в Саратове человека вызвала переполох в руководящих кругах. В город срочно приехал начальник областного управления культуры И.Н. Курганов и в строгом порядке приказал посвящённым в детали трагедии не распространяться об её истинных обстоятельствах. Была придумана благородная версия: Олег Балакин погиб, спасая жизни другим людям. Её и озвучили в прессе. Похоронили актёра рядом с отцом Александром Антоновичем на Увекском кладбище Саратова. Для окружающих гибель Олега Балакина стала настоящим потрясением, поскольку многие помнили его весёлым, жизнерадостным человеком, любимцем женщин, разносторонней творческой личностью, прекрасно читавшим стихи, занимавшимся живописью. У него осталось двое детей: от первого, гражданского брака с актрисой Натальей Поповой – сын Антон (погиб в 1980-е годы на военной службе в Афганистане), от второго, официального брака – сын Алексей. Фильмы и роли: 1973: «Ищу человека» (Николай Михайлов); 1974: «Анискин и Фантомас», тв (Василий Опанасенко, отец Петьки), «Закрытие сезона» (Александр Беломоров); 1978: «Конец императора тайги» (Егор Остапенко). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru