Баранцевич Зоя ФёдоровнаБаранцевич Зоя Фёдоровна Зоя Баранцевич входила в число самых знаменитых актрис русского дореволюционного кинематографа. На недосягаемой высоте тогда находилась Вера Холодная, но Баранцевич не отставала от неё. Незамысловатые мелодрамы о несчастной любви, в которых она снималась, пользовались большим зрительским спросом, а сыгранные ей героини всегда вызывали сочувствие женщин и восхищение мужчин. Зоя Фёдоровна была хороша собой: стройная, элегантная, утончённая, одевавшаяся по последним модам, с хорошими актёрскими задатками. В отличие от Веры Холодной, она пришла в кинематограф уже имея небольшой опыт игры в театре и быстро приспособилась к особенностям работы перед камерой. Однако странная вещь. Деятельность Веры Холодной всегда широко освещалась в прессе, о ней сохранилось множество свидетельств, а о Зое Баранцевич – почти ничего. Многие десятилетия оставались неведомыми подробности её жизни. Даже дата смерти во всех справочных изданиях указывалась неправильная – 1953 год. И вдруг – о, чудо! – неожиданным образом нашлась племянница Зои Баранцевич – Алевтина Николаевна Жирнова (1936–2021), которая хорошо помнила не только саму тётку, но и любопытные подробности её быта. Эти свидетельства оказались бесценными, поскольку никто в наше время не может похвастаться знакомством с одной из звёзд немого кино. Безвозвратно ушли люди той эпохи, унеся с собой все воспоминания. Если попытаться разобраться в начале жизни Зои Баранцевич, тогда сразу возникает несколько вопросов. Один из них – дата её рождения. Как мне кажется, актриса в документах убавила себе возраст. В своих мемуарах «Люди и встречи в кино», вспоминая о периоде учёбы в Ростове у Константина Александровича Марджанова, Зоя Фёдоровна упоминала, что «ему было лет 45, а среди нас не было никого старше 22-х лет». Марджанов работал в Ростове в сезон 1914/15 гг. Соответственно ему тогда было сорок два года, а Баранцевич, если верить официальной дате рождения – 1896 год, едва должно было исполниться восемнадцать лет. То есть вполне вероятно, что три-четыре года (а, может, и больше) она себе подсократила. Второй момент – место рождения. Во многих источниках указывается Москва. Но если верить сохранившейся в семейном архиве Жирновых справке, брат Зои Баранцевич – Евгений Фёдорович родился в 1897 году в Одессе. Вполне вероятно, что и сама актриса появилась на свет именно там. О родителях Зои Фёдоровны не сохранилось никакой информации, кроме той, что мать её звали Людмилой Донатовной, и умерла она в 1938 году. Правда, Алевтина Николаевна вспоминала, что в детстве видела портрет отца Баранцевич, на котором он был изображён в сюртуке и цилиндре, с тростью в руке. Из этого можно заключить, что происхождение он имел благородное. О детстве и юности Баранцевич тоже нет никаких сведений. В дошедших до нас коротких мемуарах повествование она начинала с момента приезда в Ростов, куда впервые отправилась без родителей. Прибыла она туда не ради развлечений, а специально для службы в местном театре, где уже обосновался Марджанов. Баранцевич наблюдала за его репетициями, училась у него мастерству, бывала в его доме. Режиссёр тогда доверил ей роль Леночки в постановке «Детей Ванюшина» С.А. Найдёнова, за которую она получила положительный отзыв в местной прессе. Однако оказалось, что к моменту приезда в Ростов в 1914 году Баранцевич уже попробовала себя в кино. Один из первооткрывателей русских кинозвёзд, режиссёр Владимир Гардин снял её в роли Китти в экранизации «Анны Карениной» Л.Н. Толстого (в которой также впервые появилась Вера Холодная). Эта означает, что до Ростова Баранцевич уже проживала в Москве. Туда же по окончании театрального сезона она и вернулась. С театром в тот момент у неё была неопределённость, поэтому кинематограф быстро заманил её в свои сети. Зоя Баранцевич начала сниматься в картинах Торгового дома «Русь» («Дочь истерзанной Польши», «Катерина-душегубка», «Любовь и забава», «Миллионеры»), а в 1916 году получила приглашение от Александра Ханжонкова войти в труппу его кинофабрики. Предложение это было весьма лестное, поскольку Ханжонков слыл одним из успешных кинопредпринимателей, а все фильмы его Акционерного общества пользовались неизменным зрительским успехом. Зоя Фёдоровна заключила с ним контракт на двенадцать картин в год. Первым режиссёром, у которого актриса начала работать, стал Евгений Францевич Бауэр, один из самых одарённых, благодаря которому русский кинематограф вышел на совершенно иной качественный уровень. В его фильмах снимались многие звёзды того периода: Вера Холодная, Вера Каралли, Вера Юренева и другие. Баранцевич посчастливилось появиться в нескольких его картинах («Смерч любовный», «Марионетки рока», «Нина», «Загадочный мир», «Нелли Раинцева» и др.). Также она успешно снималась у других режиссёров: Александра Уральского, Петра Чардынина, Никандра Туркина, Бориса Чайковского, Александра Чаргонина. Параллельно с 1916 года Зоя Баранцевич занималась литературной деятельностью, писала сценарии (иногда под псевдонимом Людмила Случайная). Наиболее успешные из них: «Кто загубил?» (1916), «Легенда чёрных скал» (1916), «Марионетки рока» (1916), «Сказка синего моря» (1916), «Умирающий лебедь» (1916). Когда после революционных событий 1917 года часть кинематографистов покинула пределы России, Зоя Баранцевич в числе немногих своих коллег осталась на Родине. Она продолжала сниматься, не смотря на трудные условия, установившиеся с приходом к власти большевиков. Фильмы производила старая гвардия кинематографистов, начинавшая до революции, и делала это по привычным им канонам. Соответственно стиль режиссуры, манера игры артистов оставались прежними, хотя сюжеты картин постепенно менялись в угоду новому времени. Ища себе творческое применение, Зоя Баранцевич попробовала заняться педагогикой. По приглашению режиссёра Александра Ивановского в 1921 году она начала преподавать в его частной киношколе, располагавшейся на Тверском бульваре напротив Камерного театра. Вот как об этом вспоминала бывшая её ученица, актриса Елена Егорова: «Зоя Баранцевич, женственная и привлекательная актриса, много рассказывала нам про свою работу на съёмках, а потом мы играли один и тот же длинный этюд с оригинальным названием – «В вихре вальса». <…> Вскоре Зоя Баранцевич уехала куда-то сниматься и уроки её прекратились». До 1924 года Баранцевич играла у знакомых ей режиссёров: Александра Чаргонина («В вихре революции»), Владимира Гардина («Призрак бродит по Европе», «Последняя ставка мистера Энниока», «Атаман Хмель», «Слесарь и канцлер»), Петра Чардынина («Не пойман – не вор», «Хозяин чёрных скал»). Когда же на смену им пришло новое поколение кинематографистов, отвергавшее все прежние художественные устои, места в их фильмах Баранцевич не нашлось. Слишком уж она была для них архаична и не интересна. В последний раз актриса появилась на экране в 1927 году в картине «Трое» производства ВУФКУ (Ялта) по сценарию Владимира Маяковского. Новые реалии заставили Зою Фёдоровну отказаться от карьеры киноактрисы и вернуться на драматическую сцену. Уже в 1930 году она состояла в труппе Государственного театра импровизации «Семперантэ». Думаю, произошло это не случайно. Театром руководили его создатели – супружеская пара Анатолий Владимирович Быков и Анастасия Александровна Левшина, начинавшие творческий путь до революции. Наверняка они знали Баранцевич и позвали её в свой коллектив, желая помочь ей в трудную минуту. Позднее «Семперантэ» был преобразован в Московский государственный драматический театр (Мосгордраму), а к его руководству привлечён Валентин Сергеевич Смышляев. Там Зоя Фёдоровна сыграла Ирэн в «Чёрном золоте» Н.В. Айзиковича и А.В. Быкова, Поплавскую в «Головоногом человеке» по рассказу Ф.В. Гладкова, Карпинскую в «Луне слева» В.Н. Билль-Белоцерковского, Кэт в «Казни» Г.Н. Ге и другие роли. В 1938 году приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР несколько столичных театров были ликвидированы. В том числе и Мосгордрама. Чтобы не терять творческую форму, Зоя Баранцевич уехала в Серпухов, поступила в городской театр, где в сезон 1940/41 гг. сыграла Анну Каренину в инсценировке романа Л.Н. Толстого, приуроченной к тридцатилетию смерти писателя. В местной газете актриса так охарактеризовала свою работу: «Передать правдиво образ Анны Карениной, передать страдания и несчастье русской женщины в жестокой действительности прошлого столетия – такова задача, которую я поставила перед собой в данном спектакле». В связи с началом Великой Отечественной войны труппа Серпуховского театра была расформирована. Зоя Баранцевич вернулась в Москву. Видимо, не найдя себе применение как актриса, она устроилась кондуктором трамвая, затем – продавщицей в магазин ВТО на улице Горького. Сколько она там проработала, неизвестно. Скорее всего, весь период войны. Её родной брат Евгений Фёдорович тогда служил в армии в качестве красноармейца-тракториста 21-го отдельного парка инженерных машин на Белорусском фронте. Нужно было помогать его семье и содержать себя. Племянница Алевтина Николаевна вспоминала, что тётка часто к ней приходила, приносила карандаши, рисовала японских гейш, артистично, в лицах читала басни И.А. Крылова. После того, как в 1945 году Евгений Фёдорович вернулся домой, награждённый медалью «За отвагу», всё пошло обычным чередом. Он был склонен к технике, трудился электриком. Зоя Фёдоровна, видимо, уже нигде не работала, хотя, возможно, пыталась вернуться в профессию. Известно, что в 1948 году она снялась в эпизоде фильма Абрама Роома «Суд чести», но он не вошёл в окончательный вариант картины. Последний период жизни Зоя Баранцевич прошёл тихо и спокойно. Проживала она в двухэтажном домике в районе Патриарших прудов, занимала комнату на мансарде. Её обстановку составляли большая, широкая кровать, шкаф из карельской берёзы, большой, круглый стол, жёлтое, с чёрными прожилками трюмо, маленький диванчик в белом чехле. Над столом висел огромный абажур, над кроватью – картина. Баранцевич держала таксу, кобелька, который скрашивал её одиночество. Каждое воскресенье она приходила в гости к брату, ласково называла его Жекой, а он её – Зоинькой. Зоя Фёдоровна по-прежнему хорошо выглядела, тщательно следила за собой, аккуратно одевалась. Обязательными атрибутами её одежды всегда оставались шляпка и перчатки. Скончалась Зоя Баранцевич внезапно, что стало неожиданностью для близких ей людей. К сожалению, культурная общественность об этом не узнала. О смерти бывшей звезды экрана не сообщила ни одна из газет. В последний путь её провожали несколько человек. Похоронили актрису на Ваганьковском кладбище, в могилу матери. Примечательно, что через шестьдесят лет потомкам Зои Баранцевич пришлось судиться с кладбищем и доказывать, что они имеют к ней родственное отношение, а в могиле похоронены именно те, кто обозначен на памятнике. Причиной этому стала утеря документов и проведённая в 1991 году инвентаризация, в результате которой изменились обозначения участков. Так могила Зои Баранцевич, изначально зарегистрированная на одиннадцатом участке, стала относиться к десятому. Администрация Ваганьковского кладбища предъявила родственникам претензию, что они самовольно заняли участок земли, попросив его освободить и убрать надгробные сооружения. В итоге, пришлось вскрывать захоронение, доставать урну с прахом Евгения Фёдоровича, внутри которой обнаружился жетон с номером кремации. Сверив его с документами крематория, удалось доказать, что найденный прах соответствует указанному на памятнике имени. К улаживанию конфликта между кладбищем и Жирновыми вскоре подключилось телевидение. На двух каналах вышли посвящённые этой истории сюжеты, во многом благодаря которым состоялся её благополучный исход. Могила осталась на своём месте, а поклонники творчества Зои Фёдоровны Баранцевич по-прежнему имеют возможность возложить на неё цветы. Фильмы и роли: 1914: «Анна Каренина» (Китти), «Девушка из подвала» (роль); 1915: «Дочь истерзанной Польши» (роль), «Катерина-душегубка» (роль), «Любовь и забава» (Зоя Залесина); 1916: «Бухгалтер Торбин» (Ира Конасевич), «Жизнью смятые души» (Елена), «Загадочный мир» (Ванда), «Золотая туфелька» (Тот, воспитанница графини), «Кто загубил?» (Люба, дочь лесника), «Курсистка Таня Скворцова» (Таня Скворцова), «Легенда Чёрных скал» (Итта, невеста рыбака), «Люди и страсти» (Катя Бурцева), «Марионетки рока» (Виктория), «Месть женщины» (роль), «Нелли Раинцева» (Нелли), «Нина» (Нина Астафьева), «О, ночь волшебная, полная неги» (Лиза, дочь Гардениной от второго брака), «Сказка синего моря» (Ева, дочь виноградаря), «Смерч любовный» (Викта, жена инженера Налковского), «Сын мой, где ты?» (Китти, воспитанница Карнеева), «У голубого озера» (Фелиция Гревс); 1917: «Аннушкино дело» (роль), «Княжна Лариса» (Лариса), «Набат» (Зоя, дочь Железнова), «Революционер» (дочь «дедушки»), «Сумерки» (Ганка), «Тени любви» (Зоя Ярцева), «Чёрная любовь» (Агни); 1918: «Вдова» (Марианна), «Мисс Мэри» (Мэри Фальклэнд), «Последний вальс» (роль), «Поэт и падшая душа» (Соня Муратова), «Эпизод любви» (Ирина); 1919: «Володя и Володька» (роль), «Герасим и Муму» (Татьяна), «Два гусара» (Анна Фёдоровна Зайцева и её дочь Лиза), «Доктор Паскаль» (роль), «Любовь всегда побеждает» (Жанна д’Ора), «Мы выше мести» (дочь генерала), «Настоящая женщина» (Тэсс Дубервильд), «Тереза Ракен» (Тереза), «Фауст (роль), «Чаша искупления» (Евгения Александровна); 1920: «На мужицкой земле» (роль), «Народ – сам кузнец своего счастья» (невеста кузнеца); 1921: «Всё в наших руках» (жена Демьяна); 1922: «В вихре революции» (Клавдия Сергеевна), «Последняя ставка мистера Энниока» (Кармен Редж, куртизанка), «Призрак бродит по Европе» (Императрица); 1923: «Атаман Хмель» (Анна Загарина), «Не пойман – не вор» (Норис, жена банкира), «Слесарь и канцлер» (графиня Митси), «Хозяин чёрных скал» (Арменла); 1927: «Трое» (Журавкова). Фотографии из личного архива Сергея Жирнова |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru