
Барташевич Константин Михайлович
Константин Барташевич родился в Москве в семье художника-ретушёра. С 1906 года учился в Московском реальном училище Святого Михаила и окончил его в 1916 году. После этого поступил юнкером в Алексеевское военное училище, прошёл его сокращённый курс и в октябре 1916 года был выпущен в звании прапорщика. Затем до мая 1918 года служил на Северном фронте, в районе Двинска, участвовал в боях против Германии, дослужившись до звания подпоручика. После демобилизации Константин Барташевич окончил автокурсы, а в сентябре 1918 года снова поступил на военную службу – теперь уже в Красную армию. Проходил её в Москве в качестве секретаря штаба войск ВОХР. Тогда же началось его увлечение театром, вылившееся в участии в постановках художественной самодеятельности. В мае 1921 года Барташевич стал артистом Санпросветстудии при Московском санитарном управлении и параллельно обучался в Киностудии имени Б.В. Чайковского. Итогом этого обучения стала роль Василия в фильме «В тылу у белых», зачтённая начинающему артисту как его дипломная работа. Одновременно с октября 1922 года Константин Барташевич учился в 1-й Студии МХАТа, где получал азы драматического искусства. Однако заключённый им в мае 1924 года контракт с ленинградской кинофабрикой «Севзапкино» для съёмок в картине «В тылу у белых» прервал его обучение в студии. По завершении съёмок Барташевич вошёл в коллектив Московского театра Санпросвета, прослужил там один сезон, а затем перешёл в драматический коллектив Клуба Народного Комиссариата иностранных дел в качестве режиссёра художественной самодеятельности. Затем, после четырёх проведённых там лет, он был артистом Московского театра «Комедия» (бывший Корш), Московского театра «Интернациональный рабочий», Центрального театра Красной армии (барон Нолькен – «Мстислав Удалой» И. Прута; Ватагин – «Испытание» А. Давурина; Берг – «Бойцы» Б. Ромашова; Козьма Иванович Голубов – «Я вас люблю» И. Прута; генерал – «Год 19-й» И. Прута). Параллельно изредка снимался в кино, играя роли героических персонажей, среди которых была одна главная – польский коммунист Кошкевич в фильме «Рядом с нами». В октябре 1938 года Константин Барташевич перешёл в качестве актёра и режиссёра в Московский театр миниатюр, в котором прослужил девять лет. После его расформирования в 1947 году по одному сезону отработал в Драматическом трудовом коллективе и Московском музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Затем вернулся к начатой в театре миниатюр эстрадной деятельности, выступая от Мосгосэстрады и Московской областной филармонии. Наконец, в ноябре 1951 года Константин Михайлович был принят в труппу Театра-студии киноактёра, где состоял до момента ухода на заслуженный отдых в апреле 1964 года. Играл в спектаклях: «Попрыгунья» А.П. Чехова (Дымов), «Директор» Ю.М. Нагибина (Покаржельский-отец), «Иван Васильевич» М.А. Булгакова (шведский посол), «Русские люди» К.М. Симонова (Васин) и других. В кино Константин Барташевич начал активно сниматься с середины 1950-х годов. Его основными героями были военные, руководящие работники, представители интеллигенции, иностранцы. При довольно среднем росте (175 см) он обладал яркой представительностью, статностью, интеллигентностью, позволявшими ему на экране быть правдивым и запоминающимся. Среди его лучших работ: генерал Назаров («Звёзды на крыльях»), Русанов («Тайна вечной ночи»), командующий флотом («Голубая стрела»), Гюнтер («Девочка ищет отца»), профессор Кузьминых («Хмурый Вангур»), Кузнецов («Люди и звери»). С 1940 года Константин Михайлович также занимался литературной деятельностью, сочиняя миниатюры, а позднее став соавтором писателя Сергея Антонова. Константин Барташевич был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За освоение целинных земель». Был женат, имел дочь. Похоронен Константин Барташевич на Николо-Архангельском кладбище. Фильмы и роли: 1925: «В тылу у белых» (Василий); 1931: «Рядом с нами» (Кошкевич); 1937: «Глубокий рейд» (Павел), «Два брата» (Джума); 1938: «Болотные солдаты» (немецкий коммунист); 1946: «Глинка» (кавалергард); 1948: «Мичурин» (поклонник Мичурина); 1949: «Падение Берлина», 2-я серия (генерал армии Соколовский); 1951: «Незабываемый 1919 год» (эп.); 1953: «Адмирал Ушаков» (эп.); 1954: «Анна на шее» (господин на балу), «Дамы», к/м (директор народных училищ), «Надежда», к/м (Василий Павлович, секретарь райкома); 1955: «Звезды на крыльях» (генерал Назаров), «Педагогическая поэма» (председатель народного образования), «Салтанат» (Беляев), «Сын» (директор школы), «Тайна вечной ночи» (Русанов), «Урок жизни» (секретарь райкома); 1956: «Мы здесь живем» (Кудряш), «Невеста» (эп.); 1957: «Его время придет» (капитан); 1958: «Голубая стрела» (командующий флотом); 1959: «Девочка ищет отца» (немецкий комендант), «Небо зовет» (Кларк), «Хмурый Вангур» (Кузьминых); 1961: «Две жизни» (полковник Константин Михайлович), «Жизнь сначала» (профессор Андреев), «Чистое небо» (эп.); 1962: «Люди и звери» (директор завода Кузнецов), «Семь нянек» (директор завода), «Цепная реакция» (немец), «Я буду танцевать» (Павлов); 1964: «Космический сплав» (генерал), «Я – “Береза”», тв (немецкий генерал); 1965: «Люди остаются людьми», тв (немецкий командир), «Путешественник с багажом» (эп.), «Сердце матери» (эп.); 1967: «Дай лапу, Друг!» (хозяин Шмеля); 1968: «Крах» (Булак-Балахович); 1974: «Скворец и Лира» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru