Белов Афанасий Севастьянович

Belov-2Белов Афанасий Севастьянович
Заслуженный артист РСФСР (1982)
Родился 25 января 1909 года.
Умер 30 октября 1989 года.

Афанасий Белов родился в деревне Восты Калужской губернии Козельского уезда в крестьянской семье. Его отец работал по найму на кирпичных заводах в Москве, а в 1920 году переехал туда на постоянное место жительства, устроившись сторожем на кирпичный завод и перевезя с собой семью. После того, как завод был ликвидирован, Белов-старший перевёлся в Медведково, где жил и работал до своей смерти в 1939 году.

Афанасий в 1928 году окончил школу-девятилетку на станции Лосиноостровская. Осенью этого же года по конкурсу поступил на химическое отделение физико-математического факультета Московского государственного университета, параллельно обучаясь в театральной студии имени Ермоловой. Такое совмещение продолжалось до осени 1930 года, пока Белов, наконец, не выбрал то, что ему оказалось ближе всего – театр. Уже перейдя на третий курс, он покинул университет, став учеником театральной школы при Московском театре Революции. Его дипломным спектаклем стал «Недоросль», в котором он сыграл Простакова, продемонстрировав яркое комедийное дарование. В этом же ключе Белов был использован и в театре Революции, куда он был принят после окончания театральной школы в 1934 году. На его сцене сыграл кузена Риго («Лестница славы»), Фабио («Собака на сене»), Семкина («Павел Греков»), Двоеточиева («Пёстрые рассказы»), певца («Отважный трус»), Соловья («Весна в Москве») и другие роли.

В середине 1940-х годов Афанасий Белов попробовал свои силы на эстраде, подготовив несколько самостоятельных номеров. В них он использовал не только свои речевые возможности, но и пантомиму и вокал, в результате чего его репризы приобрели своеобразный индивидуальный оттенок. В 1946 году Афанасий Белов принял участие во II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, ставшим фактически судьбоносным в его судьбе. В 1949 году он ушёл из театра, освободившись от его ограниченных рамок, и полностью посвятил себя эстрадной деятельности. Теперь Белов выходил на сцену, используя свой многогранный творческий багаж, включающий выступления и в качестве конферансье и в качестве исполнителя сатирических куплетов и фельетонов собственного сочинения. Со временем он соединил воедино и то и другое, придав своим номерам характер миниспектаклей, в которых ему так удачно пригодился опыт театрального артиста. В 1960 году Белов принял участие в постановке Марии Мироновой и Александра Менакера «Кляксы», исполнив в нём шесть ролей, а с 1962 года выходил на сцену Московского мюзик-холла с собственными авторскими спектаклями, самыми известными из которых были «Тик-так, тик-так» и «Сто и один день в Париже».

Также Афанасий Белов проявил себя и как интересный острохарактерный киноактёр. Впервые появившись на экране в 1942 году, он позднее запомнился зрителям по ролям Лубяго в «Первой перчатке», Одинокова в «Госте с Кубани», Ушатова в «Добром утре», Картонкина в «У тихой пристани». Все эти работы были блистательно сыграны актёром с долей эксцентрики в похожем сатирическом ключе. Но, вероятно, такая «заштампованность» не слишком удовлетворяла самого Белова, поэтому в дальнейшем он уделял кино не слишком много внимания.

Помимо актёрской и эстрадной деятельности Афанасий Севастьянович зарекомендовал себя хорошим литератором, написав ряд фельетонов и рассказов. В конце жизни, в 1986 году, в журнале «Октябрь» он опубликовал свой автобиографический роман. Также Белов написал несколько сценариев, из которых нашли воплощение на экране «У тихой пристани», «Незнакомый наследник» и «Законный брак».

Фильмы и роли:

1942: «Александр Пархоменко» (матрос); 1943: «Два бойца» (эпизод); 1946: «Первая перчатка» (Лубяго); 1955: «Гость с Кубани» (Одиноков), «Доброе утро» (Ушатов), «Песня табунщика» (Конкин); 1958: «Очередной рейс» (Филимонов), «У тихой пристани» (Картонкин); 1972: «Цирк зажигает огни», тв (Одиссей); 1974: «Северная рапсодия» (швейцар).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru