Белов Гавриил НикитичБелов Гавриил Никитич Гавриил Белов родился в деревне Волковойня Тверской губернии в крестьянской семье. До 1907 года жил в деревне, затем был отправлен отцом на заработки в Москву, трудился башмачником у кустаря, учеником типографа и литографом в типографиях Галкина и И.Д. Сытина. В 1912 году в столицу перебралась и его семья. Родители устроились на текстильную фабрику Истоминых, позднее отец перешёл упаковщиком в аптечное управление, некогда принадлежавшее Келлеру. Скончался в 1923 году. Мать Е.Н. Белова умерла после 1945 года. С 1911 по 1914 годы Гавриил Белов, параллельно работе, учился на Пречистенских вечерних курсах. В 1915 году был призван на военную службу в царскую армию, участвовал в боях на польском фронте, затем, с 1918 по 1922 годы, служил в Красной армии в качестве политработника. После демобилизации устроился литографом в Первую образцовую типографию, работу в которой совмещал с учёбой в театральной студии имени Ф.И. Шаляпина. Окончив её в 1927 году, Белов полностью посвятил себя актёрской деятельности, вошёл в труппу знаменитого в 1920-е годы Театра Пролеткульта и работал там до 1932 года. Роли получал небольшие, но соответствующие революционной идеологии этого коллектива. Сыграл кулака во «Власти», Федунова в «Брусках», делегата в «Малиновом варенье», секретаря в «Галстуке», негра в «По ту сторону щели», Карпушина в «Гляди в оба». В 1932 году Гавриил Белов стал артистом Московского театра Революции, которым в тот момент руководил Алексей Дмитриевич Попов. Здесь, как и в предыдущем театральном коллективе, его репертуар составили роли второго плана и эпизоды, среди которых: Ладыгин («Мой друг» Н.Ф. Погодина), Балтазар («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Адамыч («После бала» Н.Ф. Погодина), Кауров («Концерт» А.М. Файко), полковник («Правда» А.Е. Корнейчука), Авдеич («Иван Болотников» Г.В. Добржинского), секретарь парторганизации («Павел Греков» Б.И. Войтехова и Л.С. Ленча). 7 апреля 1940 года, за опоздание на сорок минут на спектакль «Таня», Гавриил Белов был уволен из Театра Революции, после чего полностью сосредоточился на работе в кино. Его типаж социального героя нашёл практическое соответствие с основной тематикой выпускаемых в тот период картин, что позволило ему быть востребованным на экране именно в этом качестве. Актёр много снимался, изображая людей из народа, рабочих, военных. Среди его наиболее заметных работ: Островнов («Поднятая целина»), Бартенев («Первопечатник Иван Фёдоров»), Нарыжный («Кавалер Золотой Звезды»), Яковлев («За власть Советов»), Потап («Муму»). Также Белов неоднократно выступал на экране в образе М.И. Калинина. 23 июня 1941 года Гавриил Белов добровольцем ушёл на фронт, прошёл всю войну в качестве политработника полевого эвакогоспиталя. За свои боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды (1945), медалями «За оборону Москвы» (1944) и «За победу над Германией» (1945). В ноябре 1945 года Гавриил Никитич был демобилизован, а в декабре этого же года принят в труппу вновь организованного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), в котором трудился до ухода на пенсию в феврале 1957 года. Играл в спектаклях: «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (Нарежный), «Нахлебник» И.С. Тургенева (Карташёв), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (Ухтин), «Остров мира» Е.П. Петрова (доктор), «Бесприданница» А.Н. Островского (Гаврила), «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Финагей Прохорыч Баев), «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского (Пахомыч) и других. Продолжал разово участвовать в постановках театра и после ухода из его труппы. Гавриил Белов был убеждённым коммунистом, членом ВКП(б) с 1925 года. Помимо творческой деятельности он много времени уделял общественной работе. В Театре-студии киноактёра являлся членом партбюро и председателем месткома. Работал народным заседателем в суде. Гавриил Никитич был женат на Феодосии Петровне Беловой. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1938: «Выборгская сторона» (М.И. Калинин); 1939: «Ленин в 1918 году» (М.И. Калинин), «Ночь в сентябре» (делегат), «Поднятая целина» (Островнов); 1940: «Светлый путь» (М.И. Калинин), «Яков Свердлов» (М.И. Калинин); 1941: «Первопечатник Иван Федоров» (боярин Бартенев); 1943: «Лермонтов» (дядька Леормонтова); 1946: «Клятва» (М.И. Калинин), «Первая перчатка» (болельщик); 1947: «Поезд идет на Восток» (дед на вокзале), «Сельская учительница» (крестьянин), «Сказание о земле Сибирской» (посетитель чайной); 1948: «Молодая гвардия» (Шевцов), «Путь славы» (М.И. Калинин), «Страницы жизни» (Власов); 1949: «Кубанские казаки» (председатель колхоза), «Падение Берлина» (М.И. Калинин), «Сталинградская битва» (М.И. Калинин); 1950: «Донецкие шахтеры» (М.И. Калинин и шахтер), «Кавалер Золотой Звезды» (Нарыжный); 1951: «Спортивная честь» (Петрович); 1952: «Композитор Глинка» (дворник), «Ревизор» (купец); 1954: «Верные друзья» (хозяин баржи); 1955: «Сын» (кассир); 1956: «За власть Советов» (Яковлев), «Илья Муромец» (боярин); 1957: «Гуттаперчевый мальчик» (старый солдат), «Саша вступает в жизнь» («Тугой узел») (председатель сельсовета), «Тайны мудрого рыболова», к/м (Лещатник); 1958: «Очередной рейс» (пчеловод); 1959: «Муму» (Потап); 1960: «Северная повесть» (секундант); 1961: «Человек идет за Солнцем» (рабочий на стройке); 1963: «Понедельник – день тяжелый» (понятой), «Улица Ньютона, дом 1» (рыбак); 1965: «Пакет», тв (командир части); 1966: «Дядюшкин сон» (лакей). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru