Беляева Тамара СергеевнаБеляева Тамара Сергеевна Тамара Беляева (в первом браке – Баташёва) родилась в Москве в семье служащего и домашней хозяйки. В марте 1936 года её отца арестовали и осудили на пять лет без права переписки. Отбыв строк, он вернулся в Москву в марте 1941 года. Тамара Беляева росла артистичной девочкой, утончённой, привлекательной. В школе, где она училась, все обращали на неё внимание и советовали пойти в артистки. Она и сама об этом мечтала, поэтому, как только в 1935 году окончила школу-девятилетку, сразу решила поступать в театральный вуз. Счастье ей улыбнулось в театральной школе при Московском театре Революции (будущем Театре имени Вл. Маяковского), тогда уже известном коллективе, со своей творческой репутацией. С первых же шагов в учёбе Беляева зарекомендовала себя способной, перспективной студенткой, а на последнем курсе была введена на роль жены командированного инженера в постановку «Моего друга» Н.Ф. Погодина, в котором играла в одной сцене с Михаилом Астанговым и Марией Бабановой. Дебютантку оценили и после окончания ей училища в сентябре 1939 года взяли в труппу театра. Беляеву сразу стали вводить в репертуар, доверять разноплановые роли. Ей были сыграны: Маша Крымова в «Павле Грекове» Б.И. Войтехова и Л.С. Ленча, Алеева в «Клевете, или Безумных днях Ивана Антоновича» Н.Е. Вирты, Берта в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера и другие. Там же, в Театре Революции, Тамара Сергеевна нашла личное счастье, выйдя замуж за артиста Бориса Александровича Баташёва (1906–1999). Как это часто случалось, настоящую известность Тамаре Беляевой принёс не театр, а кинематограф. В первой половине 1941 года на Одесской киностудии она удачно снялась сразу в двух картинах на морскую тему – «Танкер “Дербент”» и «Дочь моряка». В первой из них она сыграла жену главного героя, постоянно занятого службой, не уделявшего ей должного внимания. Во второй – молодую героиню, осуществившую мечту стать капитаном большого морского судна. Яркая, привлекательная актриса хорошо смотрелась в разных по характеру образах, вполне могла претендовать на счастливую экранную судьбу, но по каким-то причинам её фильмография ограничилась только этими работами. Существенные коррективы в творческую и личную жизнь Тамары Беляевой внесла война. В ноябре 1941 года, когда театр выезжал в эвакуацию, актриса не смогла вместе с ним покинуть столицу и осталась в Москве. В течение полугода она играла в Московском областном театре политобозрения, затем, в мае 1942 года, поступила во фронтовой театр ВТО, в составе которого выезжала на фронт, выступала перед бойцами Красной армии. В декабре 1942 года Тамара Беляева перешла в Театр драмы под руководством Николая Михайловича Горчакова, состоявший из оставшихся в Москве артистов. Просуществовал он три года, после чего был слит с вернувшимся из эвакуации Театром Революции. Несмотря на то, что Беляева до войны занимала там неплохое положение, она предпочла не оставаться в знакомом ей коллективе, а уйти вслед за Горчаковым в Театр сатиры, куда его назначили на должность художественного руководителя. Предполагаю, что причиной этому были ещё и личные мотивы. Отношения Тамары Беляевой и Бориса Баташёва к тому моменту дали существенную трещину, и им невозможно было оставаться в одной труппе. Баташёв вскоре уехал в Якутию, а Беляева вторично вышла замуж за Льва Романовича Шейнина (1906–1967), известного юриста, возглавлявшего следственный отдел Прокуратуры СССР, участвовавшего в работе Нюрнбергского трибунала, занимавшегося литературной деятельностью. В 1945 году в их семье родился сын Роман, ныне – успешный предприниматель, доктор экономических наук. Актёрская карьера Тамары Беляевой в Театре сатиры складывалась вполне успешно. Она играла Веру в «Нечистой силе» А.Н. Толстого, Елену Васильевну в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, Татьяну Александровну в «Факире на час» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Галину Игнатюк в «Дне отдыха» В.П. Катаева, Лиду Крылову в «Человеке с того света» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, Дуню Бабурину в «Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича и К.Ф. Исаева, Адриану в «Комедии ошибок» В. Шекспира, госпожу Вальтер в «Господине Дюбуа» И.Л. Прута, Сюзанну Легрен в «Их было трое…» В.З. Масса и М.А. Червинского. В специально написанной для неё Л.Р. Шейниным пьесе «Роковое наследство» Беляева выходила на сцену в образе главной героини Вали. Премьера спектакля в постановке Н.В. Петрова состоялась 11 апреля 1949 года. 19 октября 1951 года Лев Шейнин был арестован по знаменитому делу врачей, и отношение в театре к Тамаре Беляевой мгновенно изменилось. Новых ролей ей больше не предлагали. Большинство коллег предпочитало с ней не здороваться. И это после стольких лет успеха! Вынести подобное Тамаре Сергеевне оказалось нелегко, но она выдержала, поскольку на руках у неё был маленький ребёнок, ей нужно было его кормить и содержать. К счастью, чёрная полоса для Шейнина продлилась всего два года. После смерти И.В. Сталина он был оправдан и вернулся к творческой деятельности. Однако его супруга не смогла войти в прежнюю актёрскую колею и в 1954 году покинула Театр сатиры. Работала ли она после этого где-то ещё, выяснить не удалось. Её имя ненадолго появилось в 1960-е годы в титрах нескольких, шедших в советском прокате иностранных картин, в которых она обозначена как актриса дубляжа. Рядом с ней указан Борис Баташёв, в тот период много работавший на озвучивании. Забыв все прошлые обиды, он протянул ей руку помощи именно тогда, когда она была всеми забыта и сидела без работы, что характеризует его с самой лучшей стороны. Похоронена Тамара Беляева на Новодевичьем кладбище вместе с мужем Львом Шейниным. Фильмы и роли: 1941: «Дочь моряка» (Ирина Захарова), «Танкер “Дербент”» (Муся). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru