Березовская Надежда Николаевна

BerezovskayaБерезовская Надежда Николаевна
Родилась 15 января 1908 года.
Умерла 11 июня 1997 года.

Надежда Березовская родилась в селе Сырнево Рыбинского уезда в семье мелкого дворянина. Отец имел специальность техника-строителя (умер в 1940 году), мать занималась домашним хозяйством.

Надежда по окончании семи классов Ярославской опытно-показательной школы в 1923 году поступила в Ярославский театральный техникум, который через два года прекратил своё существование. Для продолжения образования Березовской пришлось уехать в Москву и стать студийкой театральной студии под руководством Юрия Завадского. Проучившись там зимний сезон, она перешла в Государственную экспериментальную театральную мастерскую под руководством В.Э. Мейерхольда, окончила её и осталась работать в ГОСТИМе. Небольшого роста, с яркими задатками характерной актрисы, она прекрасно влилась в знаменитый коллектив. Участвовала в спектаклях: «Ревизор» Н.В. Гоголя (Марья Антоновна), «Баня» В.В. Маяковского (товарищ Ундертон) и других. Но, видимо, Березовскую, как актрису, привлекала более реалистичная форма театрального существования, и она через год, приняв приглашение Николая Павловича Охлопкова, ушла в руководимый им Реалистический театр. Там она смогла расширить свои актёрские границы и, помимо подходивших ей по дарованию характерных ролей, создать ряд драматических и лирических образов: Наташу («Своя семья, или Замужняя невеста» А.А. Шаховского, А.С. Грибоедова и Н.И. Хмельницкого), Настю («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского), Нинку («Аристократы» Н.Ф. Погодина), Бьянку («Отелло» В. Шекспира), Мирандолину («Трактирщица» К. Гольдони), Варю («Парень из нашего города» К.М. Симонова) и других.

В 1937 году, после слияния Реалистического театра с Камерным театром, Березовская осталась работать в последнем. Сыграла Королеву в «Чёртовом мосте» А.Н. Толстого, Элизу в «Скупом» Мольера, Таню в «Сады цветут» В.З. Масса и Н.Г. Куличенко, Диану в «Дуре для других, умной для себя» Лопе де Вега и другие роли.

В период работы в Камерном театре Надежда Березовская вышла замуж за известного театрального критика Иосифа Ильича Юзовского (1902–1964), в 1940 году родила ему сына Михаила. В связи с этим событием ей пришлось уйти из театра и на некоторое время уехать к родителям в Ярославль. Затем, с началом Великой Отечественной войны, она переехала в Рыбинск, где до июня 1942 года работала в местном городском театре. Оттуда вместе с семьёй эвакуировалась в Алма-Ату, играла в Алма-Атинском театре драмы. Через год, в декабре 1943 года, вернулась в Москву, до октября 1944 года числилась в Московском театре миниатюр.

Так ярко и стремительно начавшаяся театральная карьера Надежды Березовской после рождения сына стала стремительно падать. Все её попытки задержаться в каком-либо театре претерпевали неудачу. И причиной тому стал не только ребёнок. Березовская обладала очень сложным вспыльчивым характером, часто мешавшим ей с взаимоотношениями с людьми. В предвоенные годы она занимала ведущее положение в Реалистическом и Камерном театрах, очень гордилась этим, поэтому предложения работы в менее престижных труппах напрочь отвергала. Тем не менее, после долгих мытарств, Березовская в июле 1945 года вошла в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра, поскольку с кино уже была знакома. Впервые она снялась ещё в середине 1930-х в роли Настёнки в «Бежином луге» Сергея Эйзенштейна, имевшем очень печальную судьбу. Как известно, было два варианта фильма, но в каком из них снималась Березовская, история умалчивает. Картина подверглась жестокой критике и не дошла до зрителя. Соответственно и работу актрисы никто не увидел. Вскоре после этого Надежда Березовская была приглашена Марком Донским в экранизацию второй части трилогии о Максиме Горьком – «В людях». Актриса предстала в образе глупой мещанки, жены чертёжника Сергеева, в семье которых прислуживал юный Алёша Пешков. Постоянно напоминая ему о том, что он взят из нищей семьи и что она пожаловала его матери хорошую тальму, жена чертёжника вполне справедливо вызывала зрительское отторжение, что свидетельствует об интересной актёрской индивидуальности Березовской. По сути, эта роль стала единственной значимой работой актрисы в кино. После этого она всего лишь раз появилась на экране в бессловесной роли Гапки в экранизации гоголевской повести «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». К сожалению, послевоенная работа в Театре киноактёра не помогла ей вернуться в ранг востребованных киноактрис. В июне 1946 года она его покинула.

Фактическое прощание с профессией совпало у Надежды Березовской с расставанием с Иосифом Юзовским. Понимая, что бывший муж даст сыну более достойное воспитание, она сознательно оставила его с отцом. И поступила, наверное, правильно. Михаил Юзовский окончил режиссёрский факультет ВГИКа, стал известным кинорежиссёром, поставил целый ряд замечательных детских фильмов: «Тайна железной двери» (1970), «Там, на неведомых дорожках…» (1982), «После дождичка, в четверг» (1985), «Раз, два – горе не беда» (1988) и других.

После развода с Юзовским Надежда Николаевна вторично вышла замуж за военного, на пятнадцать лет моложе себя, рядом с которым провела остаток жизни. По профессии больше никогда не работала, занималась исключительно домом и семьёй. Поддерживала хорошие отношения с сыном, очень любила внука Мичислава. Дожила до глубокой старости, скончалась на девяностом году жизни. Урна с её прахом захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища.

Фильмы и роли:

1935-1937: «Бежин луг» (Настёнка); 1938: «В людях» (Сергеева); 1941: «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Гапка).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru