Берёзов Пётр АлексеевичБерёзов Пётр Алексеевич Пётр Берёзов родился в селе Рубановка Мелитопольского уезда Таврической губернии. Его отец Алексей Ефимович Берёзов (1884–не ранее 1952) трудился сельским учителем. Мать Людмила Фёдоровна Берёзова (1884–не ранее 1952) до замужества также занималась учительством, затем – домашним хозяйством и воспитанием троих детей. Позднее всё семейство перебралось в Петроград, где Пётр в 1923 году окончил среднюю школу. За два года до этого он увлёкся театром, занимался в студии драматического искусства, учился в консерватории по классу рояля. Когда же пришла пора выбора жизненного пути, у молодого человека возникла дилемма – поддаться своей мечте и пойти учиться на артиста, либо выбрать более серьёзную специализацию и угодить тем самым родителям. В итоге, он решил попытать счастье сразу в двух направлениях, и это ему удалось. Берёзов одновременно поступил на юридический факультет Ленинградского университета и на драматическое отделение Ленинградского института сценических искусств в мастерскую Владимира Васильевича Максимова и Сергея Эрнестовича Радлова. Как это ни удивительно, ему удавалось совмещать несовместимое и учиться диаметрально противоположным профессиям. Более того, Берёзов сумел привлечь к себе внимание, ещё учась в институте. Вместе с однокурсниками Николаем Черкасовым и Григорием Гуревичем он создал комическое трио «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», в котором изображал последнего. Со временем Гуревича удачно заменил Борис Чирков. Придуманный ими номер имел невероятный успех, далеко перешагнувший порог института. Молодые артисты показывали его на самых разных площадках: цирковых аренах, мюзик-холлах, эстрадных подмостках, стадионах, садах отдыха, в кинотеатрах. Комическая сценка даже была заснята на плёнку и вошла вставным номером в картину Евгения Червякова «Мой сын» (1928). К сожалению, она не дошла до наших дней, но сохранилась другая съёмка, 1940 года, для «Концерта на экране». Правда, Паташона там изображал уже не Чирков, а Роман Юрьев-Лунц, однако это нисколько не испортило впечатления от номера. Не совсем понятно, окончил ли Пётр Берёзов университет, но программу театрального института он прошёл полностью. Получив диплом драматического артиста в 1926 году (по другим данным – в 1927-м), он два сезона отработал в Театре актёрского мастерства, а в 1928 году поступил в труппу Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина. Первой работой актёра на его сцене стала небольшая роль Никонова в пьесе В.М. Киршона «Рельсы гудят». Затем им были сыграны секретарь в «Дельце» В. Газенклевера, Леопольд Александрович и Субботин в «Высотах» Ю.Н. Либединского. По объёму они были небольшие, а Берёзову, скорее всего, хотелось более значимых работ. Актёр решил, что в этом ему поможет эстрада, и уехал работать в Московский мюзик-холл. Через два года он перешёл в Театр сатиры, играл Сенечку Перчаткина в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, Петю Горемыкина в «Чудесном сплаве» В.М. Киршона и другие роли. Но и здесь что-то не устраивало Петра Алексеевича. В 1935 году он сделал крутой вираж в своей карьере и ушёл в классический Малый театр, коллектив с давно устоявшимися традициями. Возможно, именно этого и искал актёр, поскольку прослужил там долгие шестнадцать лет. За эти годы он исполнил самые разные роли. Среди них: Родриго («Отелло» В. Шекспира), Николай Маяк («Слава» В.М. Гусева), Буланов («Лес» А.Н. Островского), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Миловзоров («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Михаил Темрюкович («Иван Грозный» А.К. Толстого), Пуговицын («Самолёт опаздывает на сутки» Н.С. Рыбака и И.А. Савченко), Пётр («Мещане» М. Горького), Гульд («Русский вопрос» К.М. Симонова), Робинзон («Бесприданница» А.Н. Островского), Константин («Дети Ванюшина» А.С. Афиногенова), Белогубов («Доходное место» А.Н. Островского), Куртов («Заговор обречённых» Н.Е. Вирты), Неклюдов («Незабываемый 1919 год» В.В. Вишневского) и другие. Не смотря на обилие ролей и далеко не последнее место в труппе Малого театра, 15 марта 1951 года Пётр Берёзов попал под сокращение. Последующие одиннадцать месяцев ему пришлось перебиваться случайными заработками, пока в феврале 1952 года его не приняли в состав Театра имени А.С. Пушкина. Предполагаю, что произошло это при содействии друга и однокурсника Бориса Чиркова, тогда уже Народного артиста СССР, влиятельного в театральной среде человека, игравшего в том же театре. На новой сцене Берёзов быстро наверстал утерянные позиции: получил звание Заслуженного артиста РСФСР, играл разноплановые роли. Особенно хорош он был в образе Петра Мартыновича Непутёвого в постановке пьесы А.Н. Островского «На бойком месте» (1952). Спектакль имел успех, на его основе был снят фильм для большого экрана. Также актёр сыграл Свиньина в «Гоголе» С.И. Алёшина, коменданта в «Годе сомнений» Н.Н. Кладо, Нарукавникова в «Тенях» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Соколова в «Шестьдесят часов» З.М. Аграненко, Боркина в «Иванове» А.П. Чехова, Бакинского в «Дорогах жизни» Б.Л. Горбатова, Джона Уортинга в «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда, Чулюка-Заграя в «Несчастном случае» М. Маклярского и Д.М. Холендро, Курослепова в «Перемене жизни» В.А. Соловьёва и другие роли. В кино Пётр Берёзов дебютировал в 1928 году в фильме Евгения Червякова «Мой сын», сыграв небольшую роль рабочего парня Трофима, соблазнившего замужнюю женщину, которая родила от него ребёнка. Драматический любовный треугольник, в результате которого Трофим оставался ни с чем, в какой-то степени повторился для актёра в жизни. В первой половине 1930-х годов Берёзов увлёкся молодой балериной Элеонорой Бендак (1908–2006), 25 июля 1935 года родившей дочь Лилиану. Тогда Пётр Берёзов оказался не готов к отцовству и бросил её вместе с ребёнком. К счастью, Бендак не осталась одна, удачно вышла замуж за инженера Лазаря Алешникова, удочерившего её девочку. Так Лилиана Петровна Берёзова стала Лилианой Лазаревной Алешниковой (1935–2008), известной в будущем актрисой. Ну а для самого актёра данный факт никак не отразился на биографии. В 1941 году он удачно снялся в роли лётчика Байдукова в фильме Михаила Калатозова «Валерий Чкалов», по которому ещё долгие годы его узнавали зрители. В дальнейшем кино присутствовало в творческой жизни Берёзова эпизодически. Самой заметной его работой стал Гиммлер в «Секретной миссии» Михаила Ромма. Также в 1950-е годы актёр сыграл главные роли в короткометражных комедиях Эраста Гарина «Синяя птичка» и «Фонтан», но они прошли по экранам незамеченными. Наступил 1960 год, переломный в жизни Петра Берёзова. Он покинул Театр имени А.С. Пушкина, ушёл фактически в никуда. С этого момента начался закат его творческой деятельности. Несколько лет он трудился в составе Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (будущего Москонцерта), но затем покинул и его. В 1968 году Берёзов в последний раз появился на экране: сыграл небольшую роль в телеспектакле «Огоньки» и эпизод в приключенческой ленте «Щит и меч», поставившие точку в его актёрской карьере. О последних годах жизни Петра Алексеевича не осталось никаких свидетельств. Известно, что у него были жена Ольга Степановна, сын Александр 1948 г.р. Где он сейчас, как сложилась его судьба, жив ли он вообще, выяснить не удалось. Похоронен Пётр Берёзов на Хованском кладбище. Фильмы и роли: 1928: «Мой сын» (Трофим и «Чарли Чаплин»); 1929: «Золотой клюв» (щёголь); 1930: «Города и годы» (экскурсовод на выставке); 1936: «Родина зовёт» (Вася Хохряков); 1940: «Концерт на экране» (Чарли Чаплин в номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин); 1941: «Валерий Чкалов» (Г.Ф. Байдуков); 1949: «Сталинградская битва» (Булганин); 1950: «Секретная миссия» (Гиммлер); 1951: «Поджигатели войны», не завершён (Гиммлер); 1954: «Синяя птичка», к/м (Фикусов); 1955: «На бойком месте» (Пётр Мартынович Непутёвый), «Фонтан», к/м (Фикусов); 1956: «Поэт» (художник-кубист), «Урок истории» (Гиммлер); 1967: «Весна на Одере» (немецкий офицер), «Про чудеса человеческие» (эп.); 1968: «Огоньки», тв (Богомолов), «Щит и меч» (немецкий офицер). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru