Блинников Сергей Капитонович

BlinnikovБлинников Сергей Капитонович
Народный артист СССР (1963)
Родился 20 июля (2 августа) 1901 года.
Умер 28 сентября 1969 года.

Сергей Блинников родился в Москве. Его отец Капитон Николаевич Блинников (умер в 1932 году) трудился продавцом в мануфактурном магазине Морозова. Мать Мария Георгиевна Блинникова (в девичестве Гринишкина) занималась домашним хозяйством. После рождения сына они переехали в Кунцево Московской губернии, где на свет появилось ещё четверо детей: сын Алексей, дочери Зинаида, Вера и Мария.

Начальное образование Сергей Блинников получил в Сетунской земской школе, затем продолжил учиться в Московском первом реальном училище. Когда в 1914 году в Кунцево открылось своё учебное заведение, Сергей перевёлся туда и окончил его после преобразования в Единую трудовую школу II ступени в 1919 году. Вскоре Блинников был призван в Красную армию, служил в качестве переписчика в управлении коменданта Московской окружной железной дороги. Тогда же произошло его увлечение драматическим искусством. Он поступил в школу Малого театра, целый год совмещал учёбу и службу в армии, когда же это стало затруднительно, переключился на самодеятельность. Блинниковым был организован рабоче-крестьянский драматический кружок, но на этом будущий артист не остановился. В 1922-м, за год до демобилизации, Сергей Капитонович поступил в драматическую школу Московского художественного театра, успешно окончил её в 1924 году и оставлен в переменном составе театра. В первый же сезон Блинников был введён на Красильникова в «Царя Фёдора Иоанновича» А.К. Толстого, Алёшку в «На дне» М. Горького, лакея Дмитрия в «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина, оказался на одной сцене с корифеями-основателями мхатовской сцены. Постепенно актёр набирался мастерства и опыта, что позволило ему в 1930 году перейти в основной состав труппы. Ранний период его творческой деятельности ознаменован рядом небольших, но довольно интересных работ. Чем старше становился Блинников, тем более зрелым и отточенным становилось его мастерство. Ему поручались уже более крупные, ответственные работы. В своём творчестве он совмещал подлинность бытовых красок, резкость манер с хорошим юмором, точно подмеченными нюансами, помогавшими быть достоверным в создаваемых образах. Среди его довоенных ролей: Афонька («Пугачёвщина» К.А. Тренёва), Цыганок («В людях» М. Горького), Иов Троттер («Пиквикский клуб» Н.А. Венкстерн по роману Ч. Диккенса), Луп-Клешнин и Иван Красильников («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого), Пётр Иванович Сторожев и Федот («Земля» Н.Е. Вирты), Губин («Достигаев и другие» М. Горького), сапожник («Дни Турбиных» М.А. Булгакова), Бубнов («На дне» М. Горького), Прокофий Пазухин («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина) и другие.

Новый этап в творчестве Сергея Блинникова связан с его приходом в кино. В 1938 году он дебютировал в роли псковского воеводы Твердило в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Простоватая внешность актёра, способность создавать подлинно народные характеры способствовали правдивости его существования на экране. Режиссёры сразу это оценили и наперебой стали предлагать Блинникову небольшие, но очень колоритные роли. В «Девушке с характером» Константина Юдина он предстал директором вагона-ресторана, в «Поднятой целине» Юлия Райзмана – зажиточным казаком Банником, в «Старом наезднике» Бориса Барнета – председателем колхоза Зотом Яковлевичем, в «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Андрея Кустова и Анисима Мазура – забавным гоголевским героем Иваном Никифоровичем.

Во время Великой Отечественной войны Сергей Блинников вместе с Художественным театром находился в эвакуации в Саратове, участвовал в его гастролях в Свердловске. В послевоенный период актёр перешёл уже в иной, более высокий статус одного из маститых корифеев сцены. Режиссёрам приходилось с этим считаться и предлагать роли, согласно широте его актёрского диапазона. Творческая копилка Блинникова пополнилась образами: Пимена («Иван Грозный (Трудные годы)» А.К. Толстого), Лопахина, Яши и Симеонова-Пищика («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Кондратьева («Зелёная улица» А.А. Сурова), Восьмибратова («Лес» А.Н. Островского), Собакевича («Мёртвые души» Н.В. Гоголя), Бессемёнова («Мещане» М. Горького), Картинкина («Воскресение» по роману Л.Н. Толстого), Красноперова («Вторая любовь» Н.А. Венкстерн и Е.Ю. Мальцева), Доктора («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Бликина («Битва в пути» по роману Г.Е. Николаевой), Левшина («Точка опоры» С.И. Алёшина), Македона Сома («Над Днепром» А.Е. Корнейчука), Курослепова («Горячее сердце» А.Н. Островского), Дороднова («Поздняя любовь» А.Н. Островского), Симонюка («Свет далёкой звезды» А.Б. Чаковского и П.И. Павловского), Осипа («Ревизор» Н.В. Гоголя) и другими.

В 1940–1960-е годы Сергей Блинников фактически не сходил с экранов, ежегодно появлялся сразу в нескольких картинах. Актёр охотно снимался в небольших, порой эпизодических ролях, из картины в картину варьируя образ бывалого, умудрённого опытом мастера, темпераментного, ершистого, с хорошим добрым юмором. Особенно колоритен он был в ролях руководящих работников: Кошелева в «Первой перчатке», Дергача в «Кубанских казаках», Тимофея Кондратьевича Коротеева в «Солдате Иване Бровкине» и «Иване Бровкине на целине», Зубова в «Разных судьбах», Бутова в «Девяти днях одного года», Бабия в «Королеве бензоколонки», Сердюкова в «Председателе», для которых находил сочные узнаваемые краски. Также актёр интересно перевоплощался в разного ранга интеллигентов, военных, представителей других эпох: генерала-лейтенанта Захарова («Третий удар»), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор»), Пустославцева («На подмостках сцены»), Леха («Поединок»), Ставрученко («Слепой музыкант»), профессора Шубинского («Дело “пёстрых”»), Алексея Фирсова («Знакомьтесь, Балуев!»), капитана Сазонова («Трембита»).

Со второй половины 1930-х годов Сергей Блинников активно совмещал актёрскую деятельность с режиссёрской и педагогической. Он ставил спектакли в Театре сатиры, Московском театре комедии, театре при ЦК работников золотопромышленности. На сцене Художественного театра как основной режиссёр осуществил постановки «Мещан» М. Горького (совместно с И.М. Раевским) и «Сердце не прощает» А.В. Софронова, как второй режиссёр – «Второй любви» Н.А. Венкстерн и Е.Ю. Мальцева и «Над Днепром» А.Е. Корнейчука. Преподавал в ГИТИСе. В 1946–1959 гг. был педагогом Школы-студии МХАТ, совместно с Г.А. Герасимовым в 1954 году выпустил актёрский курс. Среди его учеников: Олег Анофриев, Лев Дуров, Леонид Харитонов, Михаил Зимин, Леонид Губанов, Нина Гуляева.

Сергей Капитонович прожил насыщенную творческую жизнь. В театре сыграл пятьдесят девять ролей, в кино и на телевидении немного меньше, около пятидесяти. Дважды отмечался высокими государственными наградами: в 1949 году – Сталинской премией I степени за создание роли Кондратьева в спектакле «Зелёная улица», в 1951 году – Сталинской премией II степени за участие в постановке спектакля «Вторая любовь». Актёр оставил о себе хорошую, добрую память, незабываемые образы в кино.

С 1926 года Сергей Блинников был женат на артистке Художественного театра Анне Андреевне Коломийцевой (1898–1976), неоднократно выходил с ней на одну сцену, снимался в одних фильмах. Своего единственного сына Кирилла (1928–1965) супруги потеряли, когда ему было тридцать семь лет. Все вместе они упокоены на Новодевичьем кладбище.

Фильмы и роли:

1938: «Александр Невский» (воевода Твердило); 1939: «Девушка с характером» (заведующий вагоном-рестораном), «Поднятая целина» (Григорий Банник); 1940: «Салават Юлаев» (Перфильев), «Старый наездник» (Зот Яковлевич); 1941: «БКС № 7» (немецкий ефрейтор), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Иван Никифорович); 1942: «Оборона Царицына» (Маркел Федосеевич); 1943: «Кутузов» (Платов); 1944: «Большая земля» (Приходько), «Свадьба» (матрос), «Юбилей», к/м (швейцар); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Константин Иванович, начальник комбината), «Клятва» (Балкан), «Первая перчатка» (Кошелев); 1948: «Третий удар» (генерал Захаров); 1949: «Кубанские казаки» (Марко Дергач), «Падение Берлина», 2-я серия (маршал Конев), «Сталинградская битва» (генерал-майор); 1951: «Незабываемый 1919 год» (протоирей Богоявленский); 1952: «На дне» (Бубнов), «Ревизор» (Ляпкин-Тяпкин); 1954: «Анна на шее» (артиллерийский офицер); 1955: «Солдат Иван Бровкин» (Коротеев); 1956: «Безумный день» (посетитель), «На подмостках сцены» (Пустославцев), «Разные судьбы» (Зубов); 1957: «Отряд Трубачева сражается» (Степан Ильич), «Поединок» (Лех); 1958: «Девушка с гитарой» (Федосов), «Дело “пёстрых”» (профессор), «Иван Бровкин на целине» (Коротеев), «Капитанская дочка» (генерал); 1960: «Слепой музыкант» (Ставрученко); 1961: «Две жизни» (генерал), «Девять дней одного года» (Бутов, директор института); 1962: «Королева бензоколонки» (Бабий); 1963: «Знакомьтесь, Балуев!» (Алексей Фирсов), «Им покоряется небо» (Лукич), «Теперь пусть уходит», тв (Бистон); 1964: «Председатель», 2-я серия (Сердюков), «Рогатый бастион» (Николай Сергеевич, председатель колхоза), «Товарищ Арсений» (жандарм); 1966: «Долгая счастливая жизнь» (актёр в сцене из спектакля); 1967: «Непоседы» (Николай Иванович), «Пароль не нужен» (генерал), «Татьянин день» (дирижёр оркестра); 1968: «Трембита» (Сазонов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru