
Бобров Иван Васильевич
Иван Бобров родился в Москве. Его отец Василий Иванович Бобров (1882–1924) служил присяжным поверенным. Мать Ольга Семёновна Боброва (1885–1965) занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, коих, помимо Ивана, было ещё двое – сын Владимир (1908–1960) и дочь Зинаида (1911–1990). Иван в 1917 году окончил городское начальное училище и через год начал самостоятельную трудовую жизнь, устроившись агентом по транспорту в Сущёвско-Мариинский райсовет. Проработав в этом качестве два года, в 1920-м он перешёл экспедитором в Наркомлес, а в 1922-м – в Рустранс. Занимаясь делами, далёкими от искусства, Иван Бобров, высокий, фактурный, был замечен ассистентами Сергея Эйзенштейна, подбиравшими непрофессиональных исполнителей для фильма «Броненосец «Потёмкин»», и приглашён на роль одного из молодых матросов. Так, совершенно неожиданно, решилась его дальнейшая судьба. Картина прогремела на весь мир и кардинально изменила жизнь Боброва. Имея востребованные в тот период типажные данные, новоиспечённый артист стал переходить из картины в картину. В 1926 году он сыграл главную роль – демобилизованного красноармейца Крепыша в одноимённом фильме Петра Малахова, затем появился в небольших эпизодах у Всеволода Пудовкина в «Матери» и у Бориса Барнета в «Москве в Октябре». Все эти картины получили тогда большой резонанс, что позволило Боброву поступить в актёрский штат кинофабрики «Совкино» (будущий «Мосфильм»). В ноябре 1926 года Иван Бобров был призван в ряды РККА, где увлёкся боксом и даже достиг на этом поприще определённых результатов. В 1927–1928 гг. он находился в спортивной командировке в Осло (Норвегия) и Риге (Латвия), что, вероятно, стало возможным, благодаря его сотрудничеству с органами ОГПУ (сохранилась подтверждающая это справка). Демобилизовался из армии Бобров в 1929 году и сразу же вернулся на кинопроизводство. Параллельно до 1931 года он совмещал съёмки в кино с работой инструктором по боксу в спортивном обществе «Динамо», после чего сосредоточился исключительно на актёрской профессии. Начиная с 1929 года, Иван Бобров активно снимался, играя самые разнообразные роли. По объёму они были небольшие и не требовали от их исполнителя больших актёрских усилий. Режиссёров привлекали интересные типажные данные Боброва, идеально подходившие для отрицательных персонажей, иностранцев, простых тружеников, которых актёр переиграл в достаточном количестве. До войны наиболее заметными работами Ивана Боброва стали Якуб в «Комете» Валерия Инкижинова, Макс в «Конвейере смерти» Ивана Пырьева, председатель «чёрного барака» в «Чёрном бараке» Николая Горчакова, Пикулин во «Вражьих тропах» Ивана Правова и Ольги Преображенской, Абдулла в «Джульбарсе» Владимира Шнейдерова, Бордье в «Зорях Парижа» Григория Рошаля, кочегар Жуков в «Гибели «Орла»», «Большой Джек» в «Боксёрах» Владимира Гончукова. В начале Великой Отечественной войны Иван Бобров эвакуировался в Узбекистан, снимался на Ташкентской киностудии. В 1944 году вернулся в Москву и через год был принят в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра). Играл в спектаклях: «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо (шериф Сэркин), «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (Фридрих), «Остров мира» Е.П. Петрова (Махунхина), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (Дратвин). Параллельно Бобров продолжал сниматься в кино, появляясь на экране в том же амплуа отрицательного героя. Среди его работ позднего периода: диверсант Иван Кутырин («Поединок»), король Муани-Лунг («Пятнадцатилетний капитан»), золотоискатель Майк («Белый клык»), Ясса («Заговор обречённых»), Воронов («Незабываемый 1919 год»). Высокий, спортивный, Иван Бобров постоянно пользовался вниманием женской аудитории, проявлявшей к нему повышенный интерес. Впервые он вступил в брак в 1931 году, женившись на Лидии Кравченко, секретаре Генриха Ягоды. Вероятно, познакомился он с ней в ОГПУ, поскольку с 1930 года продолжал сотрудничать с этой организацией. Их семейный союз просуществовал недолго и распался уже через три года. Таким же недолговечным оказался и следующий брак Боброва с актрисой Натальей Гицерот. Более прочными и стабильными стали для Боброва отношения с актрисой Валентиной Андреевной Зотовой (1914–?), с которой он прожил до конца своих дней. В жизни Иван Бобров был компанейским человеком, спокойным, нераздражительным, выпивал редко, никогда не позволял лишнего. Видимо, сказалась спортивная закалка, выработавшая в нём самодисциплину, стремление к здоровому образу жизни. К сожалению, эти благие стремления не уберегли его от ранней кончины. 12 апреля 1952 года во время прогулки с женой он почувствовал себя плохо и, придя домой, скоропостижно скончался от инфаркта. Похоронили Боброва на Миусском кладбище. 25 апреля 1954 года вдова актёра Валентина Андреевна Боброва (Зотова) родила сына Алексея, которого записала под фамилией и отчеством покойного мужа. Алексей Бобров в дальнейшем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, в качестве актёра снялся в фильме «Завещание профессора Доуэля». С конца 1980-х гг. проживает в Нидерландах. Фильмы и роли: 1925: «Броненосец “Потёмкин”» (матрос-новобранец); 1926: «Ветер» (начальник артиллерии), «Крепыш» (Крепыш), «Мать» (молодой арестант); 1927: «Москва в Октябре» (большевик); 1929: «Комета» (старший приказчик Якуб), «Посторонняя женщина» (хулиган); 1930: «Государственный чиновник» («истинно русский» человек); 1931: «Перелом» (Арслан Ибрагимов), «Токарь Алексеев» (роль); 1932: «Горизонт» (надсмотрщик), «Изящная жизнь» (иностранный матрос и вор), «Чёрный барак» (председатель «чёрного барака»); 1933: «Гарри занимается политикой» (Питер Кланг), «Горячая кровь» (командир погранотряда), «Конвейер смерти» (Макс); 1934: «Восстание рыбаков» (Ник), «Любовь Алёны» (рабочий), «Марионетки» (фашист); 1935: «Вражьи тропы» (Пикулин), «Джульбарс» (Абдулло), «Новый Гулливер» (боцман); 1936: «Дети капитана Гранта» (эп.), «Зори Парижа» (Бордье), «Отец и сын» (член воровской шайки), «Партийный билет» (муж Марьи); 1937: «Гаврош» (Прувэ), «Юность» (Фёдор Чистов); 1938: «Семья Оппенгейм» (начальник тюрьмы); 1939: «Мои университеты» (приказчик у Семёнова), «Советские патриоты» (парикмахер), «Степан Разин» (Чикмаза, есаул Разина, и стрелец), «Трактористы» (член бригады Клима Ярко); 1940: «Будни» (пассажир), «Гибель “Орла”» (Жуков), «Случай в вулкане» (матрос Саенко); 1941: «Боксёры» («Большой Джек»), «Дочь моряка» (матрос), «Морской ястреб» (кочегар Ваня), «Первопечатник Иван Фёдоров», к/м (стрелец); 1942: «Александр Пархоменко» (Чередняк), «БКС № 8. Ночь над Белградом» (немецкий офицер), «БКС № 11. 102-й километр» (Цингель, немецкий часовой), «Его зовут Сухэ-Батор» (эп.); 1943: «Насреддин в Бухаре» (страж эмира), «Родные берега. Пропавший без вести» (старшина); 1944: «Кащей Бессмертный» (стражник), «Поединок» (Кутырин); 1945: «Пятнадцатилетний капитан» (король Муани-Лунг); 1946: «Белый клык» (золотоискатель Майк), «Первая перчатка» (болельщик); 1947: «Весна» (Овечкин, артист оперетты), «Русский вопрос» (упаковщик), «Сказание о земле Сибирской» (усач); 1948: «Сказка о царе Салтане», не завершён (гонец), «Сухой дол», не завершён (Филипп Цветков); 1949: «Встреча на Эльбе» (американский солдат), «Кубанские казаки» (председатель колхоза на ярмарке); 1950: «Заговор обречённых» (Ясса); 1951: «Незабываемый 1919 год» (Воронов), «Спортивная честь» (тренер зарубежной команды). Фотографии из архива Татьяны Ларионовой. Предоставлены Сергеем Николаевым. |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru