Боголюбов Николай Иванович

Bogolubov_N-2Боголюбов Николай Иванович
Народный артист РСФСР (1945)
Лауреат Сталинских премий (1941, 1942, 1946,1947,1949,1950)
Родился 22 октября 1899 года.
Умер 9 марта 1980 года.

Николай Иванович Боголюбов принадлежал к немногочисленному количеству актеров, ярко олицетворявших сталинскую эпоху. Его взлет начался после выхода на экраны фильма Фридриха Эрмлера «Великий гражданин», сделавшего его по-настоящему знаменитым и закрепившим за ним образ порядочного советского гражданина, как раз такого, какого требовала сталинская тоталитарная система. Товарищ Шахов в исполнении Николая Боголюбова получился по-актерски сильным и весьма убедительным. Мощный темперамент, целеустремленность, верность своим убеждениям – такими качествами обладал на экране Шахов. Эта роль проложила дорогу к другим, не менее значимым, работам актера, в которых раскрылись и другие грани его разнообразного актерского таланта – предельный драматизм, точный психологический рисунок образа, характерность и тонкая ирония.

В 1930-1950-е годы Боголюбов был наиболее востребован и признан как зрителями, так и представителями власти. Об этом можно судить только по тому факту, что в период с 1941 по 1950 годы он был удостоен целых шести (!) Сталинских премий за свои кино- и театральные работы. И если бы не болезнь, отнявшая у актера здоровье и силы, то, возможно, карьера Боголюбова удачно продолжалась бы до конца его дней. В последний раз Николай Иванович появился на экране в 1968 году уже тяжело больным человеком – в роли Ворошилова в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Начало жизненного пути Николая Боголюбова не давало никаких предпосылок на его будущую профессию. Родился он в селе Ивановское Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье священнослужителя. Его родители получили только начальное сельское образование. Отец, Иван Петрович Боголюбов, благодаря голосу, был сначала руководителем церковного хора, а затем исполнял обязанности псаломщика. Мать, Боголюбова (в девичестве – Журавлева) Пелагея Николаевна была домашней хозяйкой.

Коля в 1910 году окончил сельскую школу и решил идти по стопам отца – поступил в Раненбургское духовное училище. В 1914 году Боголюбовы переехали в город Михайлов, где жила их старшая дочь, работавшая учительницей в школе. Там, у нее, они всем семейством и поселились. Коля с 15 лет начал подрабатывать тряпичником в Союзе увечных воинов и беженском отделе – сначала бывшей земской управы, затем – Совета рабочих, крестьян и солдатских депутатов.

С 1916 года Николай продолжил образование в Рязанской духовной семинарии, но обучение вскоре было прервано – в здании семинарии открылся госпиталь. После подготовки, в 1917 году Боголюбов сдал все экзамены в 6-й Рязанской советской школе и поступил учиться в Институт народного образования. Одновременно, с 1918 года учился в драматической студии при Рязанском городском советском театре, а уже с осени 1919 года, не бросая института, стал выходить на сцену этого театра в качестве актера. Так начался творческий путь будущего народного артиста.

В январе 1920 года Николай был призван в ряды Красной армии, но вскоре заболел брюшным тифом и был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в Рязанский красноармейский театр, переименованный затем в Революционный самодеятельный театр Красной Армии. Там сыграл свои первые значительные роли: Андрея в «Изгнанниках», царя Ирода в «Савве», Вильгельма Телля в одноименном спектакле, Дорна в «Чайке», Яичницу в «Женитьбе» и другие роли. Помимо актерской работы исполнял в театре обязанности заведующего художественной частью.

Демобилизовавшись в апреле 1922 года, Николай Боголюбов вернулся в Рязанский городской советский театр, но уже в сентябре по командировке Рязанского городского отдела был направлен учиться в Москву – в ГИТИС. Проучившись там год, Боголюбов перешел в Государственные экспериментальные театральные мастерские при театре РСФСР 1-м имени Мейерхольда и фактически сразу же стал выходить на сцену этого театра как актер-практикант. С 1926 года, по окончании мастерских, Николай Боголюбов стал одним из ведущих актеров этого коллектива и работал здесь до закрытия театра в 1938 году. Сыграл на этой сцене Несчастливцева и Петра («Лес»), Скалозуба («Горе от ума»), Жухрая («Как закалялась сталь»), Смирнова («Медведь»), Присыпкина («Клоп»), Ильникина («Мандат»), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор») и другие роли. Как видно из этого перечня, Боголюбов создавал самые разнообразные образы – от героико-драматических до характерно-комедийных. Работая у Мейерхольда, актер прошел высшую школу мастерства, которую потом ярко продемонстрировал в кино и на сцене МХАТа, куда перешел сразу же после закрытия театра Мейерхольда.

В 1938 году Николай Боголюбов был уже известным актером – на его счету было несколько заметных ролей в кино и десятки, сыгранных в театре. Тотальное признание Боголюбова, пришедшее после участия в фильме «Великий гражданин», безусловно, сказалось на его репертуаре в Художественном театре. Особый успех ждал его именно в пьесах советских авторов (что неудивительно), где он, со свойственным ему мощным темпераментом и обаянием, исполнял роли социальных героев, порой не всегда интересных и выразительных в художественном плане, но сыгранных всегда на высших струнах его актерской индивидуальности: старшина Бушуев («Последний решительный»), Рыбаков («Кремлевские куранты»), Кондратьев («Офицер флота»), Муравьев («Победители»), Кремнев («Зеленая улица»), Макеев («Чужая тень») и другие. Среди немногочисленных классических персонажей актера были Скалозуб («Горе уму»), Смирнов («33 обморока» по водевилям Чехова) и другие.

Что касается работы Николая Боголюбова в кино, то первой его удачей стала роль рабочего Николая Кадкина в «Окраине» Бориса Барнета. Сам Боголюбов так вспоминал об этом: «Надо сказать, что мой герой появляется на экране не так уж много, каких-нибудь пять-шесть сцен-проходов. В первой сцене это юноша, вступающий в жизнь, дальше мы видим его на демонстрации, потом сцена мобилизации на фронт – начиналась 1-я империалистическая война. Он пассивен, его не увлекают рассказы о подвигах за царя. А потом мы видим, как Колька Кадкин идет через окопы брататься, и, наконец, последний проход Кольки – на расстрел. И нужно было показать в этих фрагментах историю парня, вначале забитого, плохо сознающего политическую ситуацию, но в котором пробуждается сознание, и Кадкин решительно выбирает свой путь, становясь в шеренгу борцов за новую жизнь, за свои убеждения… Когда я увидел себя впервые на экране, даже загрустил. Мне представлялось все иначе, но режиссер успокаивал меня. Сомнения мои рассеялись только тогда, когда я увидел себя на экране в военных эпизодах. Тут, скажу откровенно, многое мне стало нравиться. Я поверил в Барнета».

С первых же работ в кино определился будущий тип киногероя Николая Боголюбова – лидер, борец за советскую власть. Началось это с роли начальника политотдела Николая Мироновича в «Крестьянах» Фридриха Эрмлера, явившейся как бы своеобразным прототипом роли Шахова. На Николая Мироновича тоже совершалось покушение, но, в отличие от Шахова в «Великом гражданине», он оставался жив. Поэтому неудивительно, что в «Великого гражданина» Эрмлер позвал именно Боголюбова, так как уже хорошо представлял его актерские возможности, силу его обаяния и убеждения.

Замечательно был сыгран Боголюбовым и начальник экспедиции комсомольцев-геологов в «Семеро смелых» Сергея Герасимова. У Ильи Летникова в исполнении актера преобладали лидерские качества – он был хорошим товарищем, серьезным, решительным, ответственным и не лишенным чувства юмора.

К актерским удачам Николая Боголюбова стоит отнести и работу в картине «Парень из нашего города» режиссеров Александра Столпера, Бориса Иванова и Александра Птушко, где актером был сыгран Аркадий Бурмин, хирург, брат главной героини в исполнении Лидии Смирновой. Здесь в игре Боголюбова проявились мягкие сентиментальные нотки и интеллигентность, сочетаемые с героизмом, стойкостью и силой духа данного персонажа.

В 1950-1960-е годы Николай Боголюбов продолжил на экране галерею ролей начальников и руководителей разного ранга и почина. Среди них, в первую очередь, стоит отметить работы в картинах режиссера Владимира Басова – «Случай на шахте восемь» и «Жизнь прошла мимо». В первом актер создал мощный образ руководителя угольного комбината Краева, человека амбициозного, не ищущего компромиссов. В погоне за славой и передовым положением своего предприятия, он теряет человеческое лицо и взаимопонимание с подчиненными. Во втором – начальника исправительно-трудовой колонии подполковника Панина, который, в отличие от предыдущего персонажа, старался найти контакт с заключенными, силой убеждения и наставлений пытался заставить переосмыслить их свою жизнь.

В 1958 году из-за болезни Николай Иванович навсегда распрощался со сценой, а через несколько лет и с кинематографом. Последние годы жизни актер провел в своей уютной квартирке на Кутузовском проспекте рядом с дорогими ему людьми – женой, сыном, невесткой и внуком. Жил их проблемами, в нужную минуту помогал советом, а они, в свою очередь, отвечали ему тем же.

Со своей супругой Софьей Александровной Соколовой Боголюбов познакомился, работая в театре Мейерхольда, куда она пришла сразу после окончания Высших государственных театральных мастерских и заняла одно из ведущих положений. Играла здесь Софью в «Горе от ума», Марью Антоновну в «Ревизоре», Аксюшу в «Лесе» и другие роли. Затем работала в МХАТ 2-м и Московском театре имени Моссовета. Закончила свою актерскую карьеру в Театре имени Ленинского комсомола, на сцену которого выходила до 1956 года.

Родившийся в 1928 году сын Юрий так же, как и его родители, стал актером. Окончил Школу-студию МХАТ, два сезона работал в Малом театре, а затем полностью перешел на работу в кино. В 1975 году он скоропостижно скончался, что стало настоящей трагедией для всего семейства Боголюбовых. Николай Иванович мужественно это пережил, но в 1977 году его постигла новая беда – не стало супруги Софьи Александровны. Для нездорового человека на восьмом десятке жизни это был настоящий удар, который мог бы окончательно сломить Боголюбова, но он его выдержал и нашел в себе силы жить дальше. В этом ему помогали внук Алексей и невестка Галина, ежедневно ухажившие и заботившиеся о нем, а так же друзья и коллеги, постоянно его навещавшие. Благодаря их стараниям, Николай Иванович прожил еще три года. Скончался 9 марта 1980 года. Похоронен рядом с женой и сыном на Кунцевском кладбище.

Николай Боголюбов прошел большой жизненный и творческий путь. Несмотря на смену эпох и идеологий, его персонажи остались в истории отечественного театра и кино как пример высококлассного актерского мастерства, которому не прочь было бы поучиться новому поколению артистов. Телевидение не забывает фильмы с участием Боголюбова, постоянно демонстрируя многие из них и напоминая современному зрителю об Актере с большой буквы и о том настоящем искусстве, которое он нес с экрана.

Фильмы и роли:

1931: «Томми» (партизан); 1932: «Боям навстречу» (дядька Федор); 1933: «Город под ударом» (Огнев), «Окраина» (Николай Кадкин); 1934: «Крестьяне» (Николай Миронович, начальник политотдела); 1936: «Семеро смелых» (Илья Летников); 1937: «Как будет голосовать избиратель», к/м (Николай Филиппов, председатель избирательной комиссии), «На Дальнем Востоке» (Штокман); 1937-1938: «Великий гражданин» (Шахов); 1938: «Семья Оппенгейм» (Веллер); 1939: «Золотой ключик» (капитан воздушного корабля), «Ленин в 1918 году» (К.Е. Ворошилов); 1941: «Первая конная» (К.Е. Ворошилов); 1942: «Александр Пархоменко» (К.Е. Ворошилов), «БКС № 10. Молодое вино» (советский летчик), «Оборона Царицына» (К.Е. Ворошилов), «Парень из нашего города» (Аркадий Бурмин), «Секретарь райкома» (командир Красной Армии), «Славный малый» (артист Доронин); 1943: «Она защищает Родину» (муж Прасковьи Лукьяновой); 1944: «Небо Москвы» (подполковник Балашов); 1946: «Клятва» (отец и Александр Петров); 1947: «Мальчик с окраины» (директор завода), «Новый дом» (председатель облисполкома); 1948: «Третий удар» (К.Е. Ворошилов); 1949: «Великая сила» (Остроумов), «Падение Берлина» (Хмельницкий); 1950: «Жуковский» (Можайский); 1952: «Победители», не завершён (Голованов, директор завода); 1954: «Опасные тропы» (пассажир поезда); 1957: «Гори, моя звезда» (Денис Давыдович), «Поединок» (Осадчий), «Случай на шахте восемь» (Краев), «Страницы былого» (Савва); 1958: «Жизнь прошла мимо» (подполковник Панин), «На дальних берегах» (Тинти); 1959: «Друзья-товарищи» (Петр Искорка), «Косолапый друг» (Леснов); 1960: «Сильнее урагана» (Шугаев), «Трижды воскресший» (Каминский); 1961: «Аленка» (Гулько); 1963: «Генерал и маргаритки» (маршал); 1968: «Освобождение» (К.Е. Ворошилов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru