Боголюбов Николай Иванович

Bogolubov_N-2Боголюбов Николай Иванович
Народный артист РСФСР (1945)
Лауреат Сталинских премий (1941, 1942, 1946,1947,1949,1950)
Родился 22 октября 1899 года.
Умер 9 марта 1980 года.

Николай Иванович Боголюбов принадлежал к немногочисленному количеству актёров, ярко олицетворявших сталинскую эпоху. Его взлет начался после выхода на экраны фильма Фридриха Эрмлера «Великий гражданин», сделавшего актёра по-настоящему знаменитым и закрепившим за ним образ порядочного советского гражданина, как раз такого, какого требовала сталинская тоталитарная система. Товарищ Шахов в исполнении Николая Боголюбова получился по-актёрски сильным и весьма убедительным. Мощный темперамент, целеустремлённость, верность своим убеждениям – такими качествами обладал на экране Шахов. Эта роль проложила дорогу к другим, не менее значимым, работам актёра, в которых раскрылись и другие грани его разнообразного таланта – предельный драматизм, точный психологический рисунок образа, характерность и тонкая ирония.

В 1930–1950-е годы Боголюбов был наиболее востребован и признан как зрителями, так и представителями власти. Об этом можно судить только по тому факту, что в период с 1941 по 1950 годы он был удостоен целых шести (!) Сталинских премий за свои кино- и театральные работы. И если бы не болезнь, отнявшая у актёра здоровье и силы, то, возможно, карьера Боголюбова удачно продолжалась бы до конца его дней. В последний раз Николай Иванович появился на экране в 1968 году уже тяжело больным человеком – в роли К.Е. Ворошилова в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение».

Начало жизненного пути Николая Боголюбова не давало никаких предпосылок на его будущую профессию. Родился он в селе Ивановское Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье священнослужителя. Его родители получили только начальное сельское образование. Отец, Иван Петрович Боголюбов, благодаря голосу, был сначала руководителем церковного хора, затем исполнял обязанности псаломщика. Мать, Боголюбова (в девичестве – Журавлёва) Пелагея Николаевна занималась домашним хозяйством.

Коля в 1910 году окончил сельскую школу и решил идти по стопам отца – поступил в Раненбургское духовное училище. В 1914 году Боголюбовы переехали в город Михайлов, где жила их старшая дочь, учительница в школе. Там, у неё, они всем семейством и поселились. Коля с 15 лет начал подрабатывать тряпичником в Союзе увечных воинов и беженском отделе – сначала бывшей земской управы, затем – Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

С 1916 года Николай продолжил образование в Рязанской духовной семинарии, но обучение вскоре было прервано – в здании семинарии открылся госпиталь. После подготовки, в 1917 году Боголюбов сдал все экзамены в 6-й Рязанской советской школе и поступил учиться в Институт народного образования. Одновременно с 1918 года учился в драматической студии при Рязанском городском советском театре, а уже с осени 1919 года, не бросая института, стал выходить на сцену этого театра в качестве актёра. Так начался творческий путь будущего народного артиста.

В январе 1920 года Николай был призван в ряды Красной армии, но вскоре заболел брюшным тифом и был откомандирован для прохождения дальнейшей службы в Рязанский красноармейский театр, переименованный затем в Революционный самодеятельный театр Красной армии. Там сыграл свои первые значительные роли: Андрея в «Изгнанниках», царя Ирода в «Савве» Л.Н. Андреева, Вильгельма Телля в одноимённой пьесе Ф. Шиллера, Дорна в «Чайке» А.П. Чехова, Яичницу в «Женитьбе» Н.В. Гоголя и другие роли. Помимо актёрской работы Боголюбов исполнял в театре обязанности заведующего художественной частью.

Демобилизовавшись в апреле 1922 года, Николай Боголюбов вернулся в Рязанский городской советский театр, но уже в сентябре по командировке Рязанского городского отдела был направлен учиться в Москву – в ГИТИС. Проучившись год, Боголюбов перешёл в Государственные экспериментальные театральные мастерские при Театре имени В.Э. Мейерхольда и фактически сразу же стал выходить на сцену этого театра как актёр-практикант. С 1926 года, по окончании мастерских, Николай Боголюбов стал одним из ведущих артистов этого коллектива и работал здесь до закрытия театра в 1938 году. Сыграл Несчастливцева и Петра («Лес» А.Н. Островского), Скалозуба («Горе уму» по пьесе А.С. Грибоедова), Жухрая («Как закалялась сталь» Н.А. Островского), Смирнова («Медведь» по рассказу А.П. Чехова), Присыпкина («Клоп» В.В. Маяковского), Ильникина («Мандат» Н.Р. Эрдмана), Ляпкина-Тяпкина («Ревизор» Н.В. Гоголя) и другие роли. Как видно из этого перечня, Боголюбов создавал самые разнообразные образы – от героико-драматических до характерно-комедийных. Работая у Мейерхольда, актёр прошёл высшую школу мастерства, которую потом ярко демонстрировал в кино и на сцене МХАТа, куда перешёл сразу же после закрытия ГОСТИМа.

В 1938 году Николай Боголюбов был уже известным актёром – на его счету было несколько заметных ролей в кино и десятки сыгранных в театре. Тотальное признание Боголюбова, пришедшее после участия в фильме «Великий гражданин», безусловно, сказалось на его репертуаре в Художественном театре. Особый успех ждал его именно в пьесах советских авторов (что неудивительно), где он, со свойственным ему мощным темпераментом и обаянием, исполнял роли социальных героев, порой не всегда интересных и выразительных в художественном плане, но сыгранных всегда на высших струнах его актёрской индивидуальности: старшина Бушуев («Последний решительный» В.В. Вишневского), Рыбаков («Кремлёвские куранты» Н.Ф. Погодина), Кондратьев («Офицер флота» А.А. Крона), Кремнев («Зелёная улица» А.А. Сурова), Макеев («Чужая тень» К.М. Симонова) и другие.

Что касается работы Николая Боголюбова в кино, то первой его удачей стала роль рабочего Николая Кадкина в «Окраине» Бориса Барнета. Сам Боголюбов так вспоминал об этом: «Надо сказать, что мой герой появляется на экране не так уж много, каких-нибудь пять-шесть сцен-проходов. В первой сцене это юноша, вступающий в жизнь, дальше мы видим его на демонстрации, потом сцена мобилизации на фронт – начиналась 1-я империалистическая война. Он пассивен, его не увлекают рассказы о подвигах за царя. А потом мы видим, как Колька Кадкин идёт через окопы брататься, и, наконец, последний проход Кольки – на расстрел. И нужно было показать в этих фрагментах историю парня, вначале забитого, плохо сознающего политическую ситуацию, но в котором пробуждается сознание, и Кадкин решительно выбирает свой путь, становясь в шеренгу борцов за новую жизнь, за свои убеждения… Когда я увидел себя впервые на экране, даже загрустил. Мне представлялось всё иначе, но режиссёр успокаивал меня. Сомнения мои рассеялись только тогда, когда я увидел себя на экране в военных эпизодах. Тут, скажу откровенно, многое мне стало нравиться. Я поверил в Барнета».

С первых же работ в кино определился будущий тип киногероя Николая Боголюбова – лидер, борец за советскую власть. Началось это с роли начальника политотдела Николая Мироновича в «Крестьянах» Фридриха Эрмлера, явившейся как бы своеобразным прототипом роли Шахова. На Николая Мироновича тоже совершалось покушение, но, в отличие от Шахова в «Великом гражданине», он оставался жив. Поэтому неудивительно, что в «Великого гражданина» Эрмлер позвал именно Боголюбова, так как уже хорошо представлял его актёрские возможности, силу его обаяния и убеждения.

Замечательно был сыгран Боголюбовым и начальник экспедиции комсомольцев-геологов в «Семеро смелых» Сергея Герасимова. У Ильи Летникова в исполнении актёра преобладали лидерские качества – он был хорошим товарищем, серьёзным, решительным, ответственным и не лишённым чувства юмора.

К актёрским удачам Николая Боголюбова стоит отнести и работу в картине «Парень из нашего города» режиссеров Александра Столпера, Бориса Иванова и Александра Птушко, где актёром был сыгран Аркадий Бурмин, хирург, брат главной героини в исполнении Лидии Смирновой. Здесь в игре Боголюбова проявились мягкие, сентиментальные нотки и интеллигентность, сочетаемые с героизмом, стойкостью и силой духа данного персонажа.

В 1950–1960-е годы Николай Боголюбов продолжил на экране галерею ролей начальников и руководителей разного ранга и почина. Среди них, в первую очередь, стоит отметить работы в картинах режиссёра Владимира Басова – «Случай на шахте восемь» и «Жизнь прошла мимо». В первом актёр создал мощный образ руководителя угольного комбината Краева, человека амбициозного, не ищущего компромиссов. В погоне за славой и передовым положением своего предприятия, он терял человеческое лицо и взаимопонимание с подчиненными. Во втором – начальника исправительно-трудовой колонии подполковника Панина, который, в отличие от предыдущего персонажа, старался найти контакт с заключёнными, силой убеждения и наставлений пытался заставить переосмыслить их свою жизнь.

В 1958 году из-за болезни Николай Иванович навсегда распрощался со сценой, а через несколько лет и с кинематографом. Последние годы жизни актёр провёл в своей уютной квартире на Кутузовском проспекте рядом с дорогими ему людьми – женой, сыном, невесткой и внуком. Жил их проблемами, в нужную минуту помогал советом, а они, в свою очередь, отвечали ему тем же.

Со своей супругой Софьей Александровной Соколовой (1908–1977) Боголюбов познакомился, работая в театре Мейерхольда, куда она пришла сразу после окончания Высших государственных театральных мастерских и заняла одно из ведущих положений. Играла здесь Софью в «Горе уму» по пьесе А.С. Грибоедова, Марью Антоновну в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Аксюшу в «Лесе» А.Н. Островского и другие роли. Затем работала в МХАТ 2-м и Театре имени Моссовета. Закончила свою актёрскую карьеру в Театре имени Ленинского комсомола, на сцену которого выходила до 1956 года.

Родившийся в 1928 году сын Юрий так же, как и его родители, стал актёром. Окончил Школу-студию МХАТ, два сезона работал в Малом театре, а затем полностью перешёл на работу в кино. В 1975 году он скоропостижно скончался, что стало большой трагедией для всего семейства Боголюбовых. Николай Иванович мужественно это пережил, но в 1977 году его постигла новая беда – не стало супруги Софьи Александровны. Для нездорового человека на восьмом десятке жизни это был настоящий удар, который мог бы окончательно сломить Боголюбова, но он его выдержал и нашел в себе силы жить дальше. В этом ему помогали внук Алексей и невестка Галина, ежедневно ухаживавшие и заботившиеся о нём, а также друзья и коллеги, постоянно его навещавшие. Благодаря их стараниям, Николай Иванович прожил ещё три года. Скончался 9 марта 1980 года. Похоронен рядом с женой и сыном на Кунцевском кладбище.

Николай Боголюбов прошёл большой жизненный и творческий путь. Несмотря на смену эпох и идеологий, его персонажи остались в истории отечественного театра и кино как пример высококлассного актёрского мастерства, которому не прочь было бы поучиться новому поколению артистов. Телевидение не забывает фильмы с участием Боголюбова, постоянно демонстрирует многие из них и напоминает современному зрителю об Актёре с большой буквы и о настоящем искусстве, которое он нёс с экрана.

Фильмы и роли:

1931: «Томми» (партизан); 1932: «Боям навстречу» (дядька Федор); 1933: «Город под ударом» (Огнев), «Окраина» (Николай Кадкин); 1934: «Крестьяне» (Николай Миронович, начальник политотдела); 1936: «Семеро смелых» (Илья Летников); 1937: «Как будет голосовать избиратель», к/м (Николай Филиппов, председатель избирательной комиссии), «На Дальнем Востоке» (Штокман); 1937-1938: «Великий гражданин» (Шахов); 1938: «Семья Оппенгейм» (Веллер); 1939: «Золотой ключик» (капитан воздушного корабля), «Ленин в 1918 году» (К.Е. Ворошилов); 1941: «Первая конная» (К.Е. Ворошилов); 1942: «Александр Пархоменко» (К.Е. Ворошилов), «БКС № 10. Молодое вино» (советский летчик), «Оборона Царицына» (К.Е. Ворошилов), «Парень из нашего города» (Аркадий Бурмин), «Секретарь райкома» (командир Красной Армии), «Славный малый» (артист Доронин); 1943: «Она защищает Родину» (муж Прасковьи Лукьяновой); 1944: «Небо Москвы» (подполковник Балашов); 1946: «Клятва» (отец и Александр Петров); 1947: «Мальчик с окраины» (директор завода), «Новый дом» (председатель облисполкома); 1948: «Третий удар» (К.Е. Ворошилов); 1949: «Великая сила» (Остроумов), «Падение Берлина» (Хмельницкий); 1950: «Жуковский» (Можайский); 1952: «Победители», не завершён (Голованов, директор завода); 1954: «Опасные тропы» (пассажир поезда); 1957: «Гори, моя звезда» (Денис Давыдович), «Поединок» (Осадчий), «Случай на шахте восемь» (Краев), «Страницы былого» (Савва); 1958: «Жизнь прошла мимо» (подполковник Панин), «На дальних берегах» (Тинти); 1959: «Друзья-товарищи» (Петр Искорка), «Косолапый друг» (Леснов); 1960: «Сильнее урагана» (Шугаев), «Трижды воскресший» (Каминский); 1961: «Аленка» (Гулько); 1963: «Генерал и маргаритки» (маршал); 1968: «Освобождение» (К.Е. Ворошилов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru