Бубнов Виктор Михайлович

BubnovБубнов Виктор Михайлович
Родился 21 марта 1913 года.
Умер 11 июля 1996 года.

Виктор Бубнов родился в селе Перекопном Новоузенского уезда Саратовской губернии. Его родители – выходцы из многодетных крестьянских семей. Мать Антонина Ивановна была одиннадцатым ребёнком в семье и единственной девочкой. Родители в ней души не чаяли, и когда она подросла, стали подыскивать ей подходящую партию для замужества. Однако сама Антонина давно сделала свой выбор на простом, незажиточном парне Михаиле Бубнове. Когда же родственники стали настаивать на своём, она проявила характер и ушла из дома к своей крёстной в соседнее село. Дело было зимой, на улице завывала страшная метель, и по дороге девушку занесло. Если бы не вовремя подоспевшая крёстная, то, возможно, дело закончилось бы плачевно. Расстроенным родителям ничего не оставалось, как подчиниться воле дочери и выдать её замуж за избранного ей суженого. К сожалению, счастье Антонины было недолгим – всего несколько лет. Михаил Бубнов ушёл на гражданскую войну, в чапаевскую дивизию, и погиб на фронте в 1919 году. Его жена, оставшаяся одна с маленьким сыном Виктором, сразу была взята под опеку многочисленными родственниками, помогавшими ей по хозяйству. Сама же Антонина пекла вкуснейший белый хлеб, прославивший её на всю округу.

Виктор рос здоровым, крепким ребёнком. Он научился всё делать собственными руками, был хорошим помощником по хозяйству. Когда не было лошади, вспахивал свой надел на корове Пестровке. Летом выращивал арбузы и возил сдавать их на базар. Всегда весëлый и артистичный, он с раннего детства любил выступать, за что был любим всеми друзьями и родственниками. Также Виктор увлекался рисованием, брал уроки у местного художника и даже хотел учиться живописи дальше, но этому воспротивилась мать. По её представлениям все художники были чахоточными, из-за чего серьёзные намерения сына относительно учёбы в художественной школе не получили своего продолжения.

В 1927 году Антонина Ивановна вторично вышла замуж за инженера Я.Х. Смирнова, который вскоре был переведён по службе в Коканд, в Узбекистан, на строительство железной дороги. У супругов родилась девочка, сестра Виктора Бубнова, в которой он души не чаял. Как старший брат он проводил с ней много времени, брал с собой на прогулки, развивал её детское воображение. Семья жила хорошо, имела всё необходимое. Виктор учился в школе-девятилетке, затем в ФЗУ. Получив аттестат в 1931 году, он, как и многие его сверстники, поступил работать на местный серный рудник имени СТО слесарем по монтажу дизелей, откуда через два года от профсоюза был направлен в Москву для обучения в институте. Однако пока он проделывал долгий и сложный путь в столицу, опоздал на экзамены. Плюс к этому по дороге у него украли все вещи, поэтому на московский вокзал он прибыл, не имея ничего за душой. К счастью, мир оказался не без добрых людей. Расстроенного паренька приметил такой же его ровесник и приютил у себя в доме. Этого Жоржика Виктор Бубнов затем с восторгом и нежностью вспоминал всю жизнь. Привыкший к труду, он сразу устроился слесарем на завод «Моспласткож», параллельно начав обучаться на курсах по подготовке в институт. В 1934 году с завода Бубнов был мобилизован на строительство первой очереди метро, работал в качестве мастера механического цеха. По её окончании, через год, он снова вернулся на прежнее место работы и был направлен как рабфаковец в металлургический институт. Но учиться на инженера ему не нравилось. Он всегда хотел стать артистом…

В 1935 году Виктор Бубнов был призван в ряды РККА. Командование, узнав о художественном таланте военнослужащего, назначило его заведующим клубом, где он занимался оформлением армейской стенгазеты, рисовал плакаты, лозунги, проводил политинформацию. Ещё до окончания службы он прошёл первый тур вступительных испытаний в недавно созданную актёрскую школу при киностудии «Мосфильм» под руководством знаменитого мхатовца Михаила Тарханова, получил допуск ко второму этапу, на который мог и не попасть. Командир, не желая вникать в ситуацию своего подчинённого, отказал ему в увольнительной. Помог Его величество случай. Сам Семён Михайлович Будённый, заметив расстроенного солдата, проникся его проблемой и на собственном автомобиле отправил на экзамен. Так счастливо разрешилась судьба Виктора Бубнова. Он поступил в школу. Правда, просуществовала она недолго. Часть студентов в 1939 году была переведена во ВГИК, среди которых оказался и Бубнов. Диплом он получил перед самым началом войны, в 1941 году, и сразу же поспешил уйти добровольцем на фронт, однако, вопреки стремлениям, получил назначение для работы в актёрский штат киностудии «Союздетфильм». Уже не новичок в кино, успевший мелькнуть в эпизодах ряда картин, Бубнов быстро вошёл в обойму снимаемых артистов. Его типаж сильного, мужественного героя оказался очень востребованным. В начале 1942 года актёр получил свою первую большую роль – Артёма в картине Марка Донского «Как закалялась сталь». Вместе со съёмочной группой он выехал в экспедицию в Ульяновск, а затем в Ашхабад, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Закончив съёмки, Бубнов остался в Туркмении, где снялся у того же Донского в новелле «Маяк» Боевого киносборника № 9 и фильме «Радуга», у Игоря Савченко в новелле «Левко» киносборника «Юные партизаны».

В 1943 году Виктор Бубнов был вызван в Москву на «Союздетфильм», откуда в сентябре 1944-го, по решению Комитета по делам искусств, направлен работать во фронтовой театр. Вместе с ним он прошёл по ряду фронтов, обслуживал бойцов с концертными и театральными постановками. По окончании войны, в июле 1945 года, Бубнов вернулся к своей основной профессии киноартиста, будучи принят в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра. Фильмов тогда снималось мало, поэтому основной работой актёра стало участие в спектаклях. Им были сыграны полковник в «Бранденбургских воротах» М.А. Светлова, Шульга и Нарежный в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, Зыбин в «Софье Ковалевской» Бр. Тур, Тихон Прокофьев – Рваное ухо во «Флаге адмирала» А.П. Штейна. Однако Театр киноактёра имел свою специфику. Главными для артистов считались не театральные роли, а съёмки в кино. Как раз ими-то Бубнов и не мог похвастаться. Только лишь в конце 1940-х – начале 1950-х у него появилась пара заметных эпизодов: распорядитель на бегах в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева и председатель колхоза Карпов в «Далеко от Москвы» Александра Столпера. Когда же кинопроизводство сократилось до минимума, Бубнов, в числе других актёров, в мае 1951 года был уволен из театра. К счастью, ему повезло, поскольку он сразу же попал в труппу Театра имени К.С. Станиславского. Опыт работы театрального артиста у него имелся, поэтому влиться в репертуар ему не составило большого труда. Его творческая копилка пополнилась ролями Травина («Вешние воды» Ю.П. Чепурина), Самосвалова («В одном купе» С.В. Михалкова), Великого князя Михаила Павловича («Грибоедов» С.А. Ермолинского), Петра Ермолаевича Фоменко («Девицы-красавицы» А.Д. Симукова), Болботуна («Дни Турбиных» М.А. Булгакова), Готтхольда Крюгера («Домик у моря» С. Цвейга) и другими. И всё же долгого пребывания в стенах этого коллектива у Бубнова не случилось. Возможной причиной тому стал прямолинейный характер актёра. Виктор Михайлович был правдолюбом, открыто высказывавшим своё мнение, вступавшим в конфликты, а такие качества, как правило, часто шли во вред их обладателям. Когда же в 1955 году Бубнов остался без работы, то, как патриот своей страны, уехал на целину. Возглавил концертную бригаду, несколько лет колесил с ней по различным целинным регионам. Именно в тот период актёр для себя решил, что больше не хочет играть в академических театрах со сложно устроенной внутренней жизнью, различными интригами и передрягами. Он избрал для себя эстрадное поприще. В 1964 году Виктор Бубнов вошёл в штат Москонцерта, где на протяжении многих лет выступал с сольной программой «О времени и о себе». Читал стихи любимого поэта Владимира Маяковского, рассказывал о работе в кино, разговаривал со зрителем о жизни, показывал фрагменты из фильмов с собственным участием. Параллельно в 1950–1970-е гг. Виктор Михайлович неоднократно исполнял роль Деда Мороза на новогодних ёлках в Колонном зале Дома Союзов, Лужниках и Кремле.

Во второй половине 1960-х гг. Виктор Бубнов начал сотрудничать с Театром массовых представлений, где ему представилась возможность сыграть Владимира Маяковского. Актёр тщательно готовился к роли, изучал биографию писателя, встречался с его сестрой. Постановка получилась масштабной, с использованием пиротехники, которая однажды чуть не привела к трагическим последствиям. Во время одного из спектаклей по вине пиротехников на зрительских трибунах возник пожар, могли пострадать сидевшие на первом ряду дети. Бубнов бросился спасать ребятишек, в результате чего получил сильные ожоги, долгое время провёл в больнице на излечении. За свой подвиг он затем получил орден «Знак почёта», которым очень гордился. После этого Бубнов ещё более десяти лет проработал в Москонцерте, пока не вышел на пенсию в 1982 году.

Человек широкого размаха, деятельный, жизнерадостный, Виктор Бубнов никогда не сидел, сложа руки. «Жизнь – это прекрасно!» – один из его любимых лозунгов, которым он щедро делился со всеми окружающими. Актёр любил делать зарядку, совершал ежедневные пробежки на стадионе. К людям относился с добром и пониманием. Его дом всегда был открыт для друзей, которых он потчевал вкусными яствами собственного приготовления. Среди них наиболее близкими были актёры Борис Горбатов и Владимир Балашов. Помимо этого свой досуг Бубнов занимал литературным трудом. На протяжении многих лет он трудился над сценарием для массового представления по «Тихому Дону» Михаила Шолохова, неоднократно пытался внедрить его в жизнь, однако ни одна попытка не увенчалась успехом. Также артист много сил и времени потратил на написание поэмы о взаимопонимании между людьми, которая так и осталась неопубликованной.

Виктор Михайлович довольно поздно создал семью. Со своей супругой Ниной Ивановной он познакомился во второй половине 1960-х. Она была намного лет его моложе, работала инженером в НИИ «Дельфин». В 1968 году в их семье появилась дочь Анна, которая, как и отец, пошла по творческой линии. Окончив Московский институт культуры по специальности «руководитель-хормейстер самодеятельного народного хора», Анна Бубнова выступала в различных народных коллективах. Сейчас она преподаватель фольклора в Детской школе искусств имени В.С. Калинникова.

Скончался Виктор Бубнов на восемьдесят четвёртом году жизни. Похоронен рядом с матерью на Ваганьковском кладбище.

Фильмы и роли:

1939: «Ленин в 1918 году» (матрос), «Минин и Пожарский» (мужик); 1940: «Закон жизни» (посетитель в приёмной), «Суворов» (эп.), «Яков Свердлов» (уголовник); 1941: «БКС № 1. Сон в руку» (ливонский рыцарь), «Мечта» (знакомый Василя), «Первая конная» (боец); 1942: «БКС № 9. Маяк» (моряк), «Как закалялась сталь» (Артём), «Юные партизаны. Левко» (командир партизанского отряда); 1943: «Радуга» (товарищ лейтенанта Кравченко); 1944: «Иван Никулин – русский матрос» (военный комендант), «Поединок» (полковник); 1947: «Поезд идёт на Восток» (пассажир в вагоне-ресторане), «Свет над Россией» (шофёр); 1949: «Кубанские казаки» (распорядитель на бегах), «Сталинградская битва» (эп.); 1950: «Далеко от Москвы» (Карпов); 1951: «Незабываемый 1919 год» (белогвардеец); 1954: «Анна на шее» (господин на балу); 1957: «Поединок» (офицер); 1957–1958: «Тихий Дон» (атаман Фомин); 1958: «Олеко Дундич» (казак); 1961: «После бала», тв, к/м (инженер Анисимов); 1964: «Одиночество» (Никита); 1966: «Тени старого замка», тв (Страшный Курт); 1971: «Тени исчезают в полдень», тв (купец); 1973: «Вечный зов», тв (купец); 1976: «Сибирь», тв (Ермолай Лопаткин); 1977: «Гонки без финиша» (эп.); 1988: «Фантазер» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru