
Будрейко Вера Антоновна
Заслуженная артистка РСФСР (1953) Родилась 15 июня 1905 года. Вера Будрейко родилась в Санкт-Петербурге. Её отец Антон Иванович Будрейко (умер в 1922 году), уроженец Ковно, на момент рождения дочери учительствовал. Мать Афонасия Фёдоровна Балахнина (1882–не ранее 1953), вышедшая из Костромской губернии, трудилась на фабрике «Гознак», была заведующей детскими яслями. Их семейная жизнь не сложилась – в 1916 году супруги расстались. Антон Иванович затем женился вторично, в этом браке у него в 1920 году родился сын Евгений, ставший впоследствии химиком. Вера училась в Василеостровской женской гимназии, а после революционных событий 1917 года оканчивала уже бывшую 8-ю мужскую гимназию. В период ученичества она увлеклась театром, поэтому после получения аттестата решила стать артисткой. В 1919 году, четырнадцатилетней девочкой, Будрейко выдержала экзамен в недавно созданный Большой драматический театр и была принята туда в качестве сотрудницы (так тогда назывались артисты вспомогательного состава). Параллельно она училась в студии при театре у Надежды Ивановны Комаровской и Владимира Васильевича Максимова, а затем в Институте сценических искусств у Николая Васильевича Петрова и Леонида Сергеевича Вивьена. В 1921 году на сцене БДТ сыграла свою первую роль – Митиль в «Синей птице» М. Метерлинка, затем – Маротту в «Жеманницах» Ж.-Б. Мольера. В 1922 году, не окончив Институт сценических искусств, Вера Будрейко приняла предложение вступить в труппу Московского драматического театра (бывшего Корша), где ей посчастливилось встретиться с Марией Блюменталь-Тамариной, Николаем Радиным, Степаном Кузнецовым, Михаилом Климовым, Еленой Шатровой и другими выдающимися мастерами сцены. Среди них она не затерялась, а, наоборот, наблюдая и анализируя, переняла лучшие актёрские качества и вскоре вошла в число ведущих актрис, играла много и разнообразно. В её репертуар входили: Китти («Старый Гейдельберг» В. Мейер-Ферстера), Абигайль («Стакан воды» Э. Скриба), Ивонна Башле («Торговцы славой» М. Паньоля и П. Нивуа), Таня («Фабрика молодости» А.Н. Толстого), Варя («Доктор Егор Кузнецов» В.В. Шкваркина), Гита («Цианистый калий» Ф. Вольфа), Гета («Попутчики» Л.Н. Сейфуллиной), Шура Солдатова («Время, вперёд!» по В.П. Катаеву) и другие роли. После того, как Московский драматический театр был закрыт, Вера Будрейко перешла в Государственный театр имени Вс. Мейерхольда, но за два сезона пребывания там сыграла лишь одну роль – Варьку в «Мандате» Н.Р. Эрдмана. В репертуаре, ориентированном на Зинаиду Райх, другим актрисам было сложно проявить себя, поэтому в 1934 году Будрейко вернулась в Ленинград и больше никуда не уезжала. Вера Антоновна поступила в труппу Ленинградского Нового театра (с 1953 года – Театр имени Ленсовета), где на протяжении двадцати восьми лет оставалась одной из ведущих актрис. Там ей были сыграны: Мирандолина («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Ирина («Три сестры» А.П. Чехова), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира), Настя («На дне» М. Горького), Фаина («Спутники» В.Ф. Пановой), Агафья Тихоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Саша («Иванов» А.П. Чехова), Катя («Хождение по мукам» по роману А.Н. Толстого), баронесса Штраль («Маскарад» М.Ю. Лермонтова), Ольга Дмитриевна («Тени» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), Софья («Последние» М. Горького) и другие роли. Работая в Новом театре, Вера Будрейко познакомилась с актёром Михаилом Александровичем Розановым-Асс (1901–1991), вышла за него замуж и в 1939 году родила сына Олега. Оба они обладали сложными, вспыльчивыми характерами, поэтому их семейная жизнь быстро закончилась. В том же 1939-м супруги разошлись. Михаил Александрович перешёл в Театр имени Ленинского комсомола, а Вера Антоновна продолжила служить в Новом театре. Помимо основной актёрской работы она ещё занималась общественной деятельностью: была членом художественного совета театра, избиралась депутатом Куйбышевского районного совета депутатов трудящихся третьего и четвёртого созывов, депутатом Ленинградского городского совета депутатов трудящихся пятого и шестого созыва, была заместителем председателя постоянной комиссии по культуре Ленинграда (1955–1957), уполномоченной Комитета по защите мира. В творческой биографии Веры Будрейко есть и работы в кино. Снималась она крайне редко, впервые появившись на экране ещё в 1923 году. Ну а запомнилась, прежде всего, по небольшим ролям в фильмах «Солдаты» (Мария Кузьминична, тётя Люси), «Шинель» (содержательница) и «Не забудь… станция Луговая» (Марина Сергеевна). 1 декабря 1962 года Вера Антоновна ушла из театра на пенсию. Из рассказов внучки Михаила Александровича Розанова знаю, что в последние годы она тяжело болела, уже не вставала с постели. Фильмы и роли: 1923: «Человек человеку – волк» (девушка); 1953: «Тени» (Ольга Дмитриевна); 1956: «Солдаты» (Мария Кузьминична, тётя Люси); 1959: «Шинель» (содержательница); 1966: «Не забудь… станция Луговая» (Марина Сергеевна, соседка); 1974: «Сержант милиции», тв (бабушка с внуком). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru