Бунина Ирина АлексеевнаБунина Ирина Алексеевна Ирина Бунина родилась в Магнитогорске Челябинской области в семье театральных актёров. Её родители Алексей Фёдорович (1911–1967) и Клавдия Николаевна Бунины в тот момент служили в Магнитогорском театре имени А.С. Пушкина. Позднее они работали во Владимире, Тамбове, а в 1953 году переехали в Москву. Алексею Фёдоровичу предложили место в труппе Художественного театра и одну из центральных ролей в спектакле «Домби и сын» по мотивам романа Ч. Диккенса. Всё это было замечательно, за исключением того, что для его супруги место в театре не нашли. Ей пришлось сидеть дома и ждать своего часа. Понимая, что он может и не наступить, через год Бунины приняли приглашение Константина Павловича Хохлова и перешли в Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки. С этого момента их дальнейшая жизнь была связана с Украиной, где они прожили до конца своих дней. С самого раннего детства Ирина Бунина бывала за кулисами, полюбила их особенную атмосферу. Это сильно повлияло на выбор ей дальнейшего пути. Переезжая с родителями из города в город, наблюдая театральную жизнь, она всё больше убеждалась, что и сама хочет играть на сцене. Параллельно в ней зрела мечта стать хирургом, которая так и не реализовалась. Решающим моментом в её выборе стали гастроли Театра имени Евг. Вахтангова в Киеве. Побывав на спектакле «На золотом дне» по пьесе Д.Н. Мамина-Сибиряка Ирина влюбилась в исполнителей главных ролей Николая Гриценко и Юлию Борисову. Гриценко ей был хорошо знаком по образу Рощина в кинотрилогии «Хождение по мукам», и она втайне ему симпатизировала. Теперь в её голове зрела навязчивая идея попасть в Шукинское училище и труппу Вахтанговского театра. Но одно дело мечтать, а другое – воплотить грёзы в реальность. После школы она решила поступить в Киевский институт театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, и ей это с первого раза удалось. Однако там поставили условие выучить мову, национальный украинский язык, а Буниной хотелось учиться и играть на русском. Втайне от отца, отсутствовавшего на съёмках, она рискнула уехать в Москву и попытаться осуществить свои замыслы. Пришла в Театральное училище имени Б.В. Щукина, приняла участие в отборочных испытаниях и была допущена сразу на третий тур. Комиссию в составе Бориса Евгеньевича Захавы, Елены Георгиевны Алексеевой и набиравшего курс Владимира Абрамовича Этуша покорило её чтение стихов Александра Блока, прозы Николая Лескова, а также мастерское имитирование исполнительской манеры Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко. Захава произнёс заветную фразу «Вы приняты!» и, таким образом, решил дальнейшую судьбу Ирины Алексеевны. Курс, на котором училась Ирина Бунина, выдался самым, что ни на есть, звёздным. Её однокурсниками были Александр Збруев, Вениамин Смехов, Александр Белявский, Юрий Авшаров, Людмила Максакова, Зиновий Высоковский. Каждый из них впоследствии занял свою нишу в искусстве. Случилось это и с Буниной. Свой актёрский путь она начала с главной роли в фильме Михаила Ершова «Люблю тебя, жизнь», в котором сыграла работницу кондитерской фабрики, вовлечённую в религиозную секту. Выход картины совпал с окончанием ей училища и зачислением в труппу Театра имени Евг. Вахтангова. Это событие стало одним из самых радостных в её жизни. Бунина добилась того, к чему так упорно стремилась. На вахтанговской сцене она дебютировала в роли Таисии в постановке «Стряпухи замужем» А.В. Софронова. Затем последовали Катя в «Алексее Бережном» Е.Р. Симонова, Ольга в «Ливне» Б.И. Войтехова, Нюра в «Иркутской истории» А.Н. Арбузова, Маша Ясенева в «Новых знакомых» Е.Р. Симонова. В 1962 году прошла премьера «Живого трупа» Л.Н. Толстого в постановке Рубена Симонова, в котором Ирина Бунина сыграла Машу. После этой работы о ней заговорили, как о серьёзной драматической актрисе. Параллельно она снималась в кино. Самой значительной ролью Буниной того периода стала Нина Елисеева в картине Ильи Гурина «Верьте мне, люди». Там она выступила партнёршей Кирилла Лаврова, игравшего сбежавшего из заключения преступника. Её трогательная героиня покорила своей искренностью, чистотой чувств, самоотверженностью. После выхода фильма Бунину стали узнавать, она вошла в число востребованных актрис. Если бы не перипетии личной жизни, то Ирина Алексеевна обязательно бы пережила творческий бум. Её роман, а затем гражданский брак с кумиром юности Николаем Олимпиевичем Гриценко (1912–1979) разрушил удачно начавшуюся карьеру в Театре Вахтангова. Гриценко обратил на неё внимание сразу, как только она там появилась, начал уделять ей знаки внимания. Стремительное развитие их взаимоотношений произошло после поездки на театральный фестиваль в Венецию, вернувшись с которого они начали совместную жизнь. Сначала они снимали комнату в бараке на улице 7-й Соколиной Горы, затем в квартире на Проспекте Мира и общежитии Вахтанговского театра. Многих, конечно, это раздражало. Особенно одну актрису, претендовавшую на роли Буниной. Однажды в отсутствии Гриценко она пришла в их комнату и учинила скандал, получивший общественную огласку. Произошедшее событие послужило поводом для разрыва между супругами. Буниной пришлось уйти из театра и уехать к родителям в Киев. Думала, что побудет там временно, пока не улягутся пересуды, но осталась там на всю оставшуюся жизнь. Её родители приложили к этому усилия. Алексей Фёдорович подключил к уговорам Юрия Сергеевича Лаврова, убедившего актрису вступить в труппу Театра имени Леси Украинки. В 1966 году она вошла в его состав, сразу стала много и успешно играть. Выходила на сцену в образах Марии («Мария» А.Д. Салынского), Марии Коваленко («Далёкие окна» В.Н. Собко), Марфы Егоровны Бабакиной («Иванов» А.П. Чехова), Анисьи («Власть тьмы» Л.Н. Толстого), Лебёдкиной («Поздняя любовь» А.Н. Островского), Надежды Поликарповны Монаховой («Варвары» М. Горького) и многих других. Придя в новый для себя коллектив, Ирина Алексеевна обратила внимание на молодого, красивого актёра Леся Сердюка (1940–2010) и вскоре вышла за него замуж. В 1968 году у молодожёнов родилась дочь Анастасия, которая не смогла надолго скрепить их союз. Сердюк страдал пристрастием к алкоголю, а Бунина, вдоволь насытившаяся подобным в браке с Гриценко, не захотела это терпеть. Сердюк вскоре ушёл из театра, стал много сниматься, а Ирина Бунина осталась в его труппе, также параллельно выходя на съёмочную площадку. Теперь она, в основном, играла в фильмах Киностудии имени А.П. Довженко, но иногда ей удавалось что-то сделать и за пределами Киева. У зрителей большой популярностью пользовалась мягкая, добросердечная героиня актрисы из телефильма «Африканыч», снятого на «Ленфильме». Михаил Ульянов, запомнив Бунину по совместной работе в Театре Вахтангова, пригласил её в свой режиссёрский дебют на экране «Самый последний день». Режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков доверили Ирине Алексеевне интересную роль Лушки Кашкаровой в телесериале «Вечный зов». Случались стоящие работы и на родной киевской студии. Среди наибольших удач актрисы: Наннет Севастьянова («Два года над пропастью»), Варвара Деревянко («Тревожный месяц вересень»), Ульяна («Водоворот»), Тамара («Мои люди»). Ирину Бунину высоко ценил режиссёр Константин Ершов, снявший её в четырёх своих картинах: «Каждый вечер после работы» (Лидия Рокотова), «Женщины шутят всерьёз» («Крыша»), «Грачи» (Галина Грач) и «Не было бы счастья» (жена солидного мужчины). Чёрная полоса в творческой жизни Ирины Буниной началась с приходом на пост художественного руководителя Театра имени Леси Украинки Михаила Резниковича. Целых семь лет актриса не получала новых ролей, лишилась зарплаты. Выжить ей в тот сложный период помогли пенсия и участие в телесериалах. Будь она никому не известной актрисой, возможно, про неё никто и не вспомнил бы. Но она уже носила звание Народной артистки Украины, её знали по кино– и театральным работам. В один момент в прессе поднялся шум: куда исчезла Бунина? В «Киевских ведомостях» вышел подробный материал с рассказом Ирины Алексеевны о притеснениях со стороны Резниковича. Уже через неделю после этого актриса получила распределение на главную роль в постановку «Рождественских грёз» по пьесе «Пока она умирала…» Н.М. Птушкиной, репетировала её в очередь с Александрой Смоляровой. Спектакль прошёл с огромным успехом, каждый раз при полных аншлагах. Казалось бы, можно было рассчитывать на новую волну востребованности. Но случилось всё ровно наоборот. Спустя некоторое время Буниной предложили участие в массовке спектакля «Дон Кихот» по пьесе М.А. Булгакова, что не могло не сказаться на самолюбии и здоровье актрисы. Она начала болеть: отнималась нога, подскакивало давление. К счастью, закончился сезон, и Ирина Алексеевна смогла подлечиться. Когда же осенью с новыми силами Бунина пришла в театр, то узнала, что больше там не работает. Она забрала трудовую книжку и с тех пор ни разу не переступила его порог. После изгнания из театра Ирина Бунина начала много сниматься в сериалах. Роли ей предлагали небольшие, порой эпизодические, но она ни от чего не отказывалась. К сожалению, длилось это недолго. Очень скоро дали о себе знать пережитые потрясения. Ирина Алексеевна перенесла три операции, сидела на вынужденной диете, похудела на сорок килограмм, но потом смогла восстановиться. Главной отрадой для пожилой актрисы оставалась поддержка семьи: дочери Анастасии, внучки Клавдии, зятя Георгия Дрозда. Анастасия пошла по маминым стопам, стала актрисой, снимается в кино и сериалах. Клавдию тоже не миновала сия участь. Всегда мечтавшая о журналистике, она, в итоге, поступила в театральный институт. Получилось славное продолжение династии. Ирина Бунина скончалась на семьдесят восьмом году жизни. Урна с её прахом захоронена на кладбище Киевского крематория. Фильмы и роли: 1960: «Люблю тебя, жизнь» (Груня); 1961: «Артист из Кохановки» (Марина Грицюк); 1964: «Верьте мне, люди» (Нина Елисеева), «Мать и мачеха» (Лена); 1966: «Два года над пропастью» (Ниннет Севастьянова); 1967: «Беда от нежного сердца», тв (Катя); 1970: «Африканыч», тв (Катерина); 1972: «Самый последний день» (Вера Кукушкина), «Ура! У нас каникулы!» (Виктория Павловна); 1973: «Абитуриентка» (Елена Васильевна), «Каждый вечер после работы» (Лидия Рокотова); 1975: «Вечный зов», тв (Лушка Кашкарова), «Мои дорогие» (Лида); 1976: «Собственное мнение» (Бодренкова), «Тревожный месяц вересень» (Варвара Деревянко); 1977: «Воспоминание» (Дора Карповна); 1979: «Белая тень» (Лепеха), «Поездка через город. Любовь под псевдонимом», тв (Лена), «Семейный круг» (председатель суда); 1980: «Странный отпуск», тв (ревизор); 1981: «Женщины шутят всерьез» («Крыша»), «Старые письма», тв (Вера); 1982: «Грачи» (Галина Грач), «Житие святых сестер» (попадья); 1983: «Водоворот» (Ульяна), «Миргород и его обитатели», тв (Агафья Федосеевна), «Не было бы счастья», тв (жена солидного мужчины); 1984: «День рождения», к/м (мама), «Завтра начинается сегодня», тв (роль), «Обвинение» (Елена Гавриловна Бойко); 1985: «На крутизне», тв (Нюрка); 1986: «Дом отца твоего», тв (Ульяна), «Жменяки», тв (Мария), «Мост через жизнь», тв (Сашенька), «Премьера в Сосновке», тв (Антонина); 1987: «В защите не нуждаюсь», тв (Степанида); 1990: «Мои люди», тв (Тамара); 1999: «Аве Мария» (настоятельница монастыря), «День рождения Буржуя», тв (соседка); 2001: «Леди-бомж», тв (участковый милиционер); 2002: «Бабий Яр» (Полина Дымчук), «Кукла», тв (Козлова, мать убитого журналиста), «Под крышами большого города» (мать Матвея); 2004: «Пепел Феникса», тв (эп.), «Русское лекарство», тв (Романова Анастасия Николаевна, главврач); 2005: «Возвращение Мухтара 2. Семейные ценности», тв (бабушка); 2006: «Возвращение Мухтара 2. С днем рождения, дедушка!», тв (Варвара), «Дурдом», тв (Ксения), «Миф об идеальном мужчине», тв (Лидия Петровна), «Утесов. Песня длиною в жизнь», тв (партийная чиновница); 2007: «Возвращение Мухтара 2. Цветы зависти», тв (Галина Ивановна); 2009: «Акула», тв (мать Глеба Механика); 2010: «Возвращение Мухтара 2. Осторожно, бабушка!», тв (Лариса Леонидовна); 2011: «Белые розы надежды», тв (бабушка Жени); 2014: «Дом с лилиями», тв (матушка Серафима). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru