
Бурыгина Юлия Ивановна
Юлия Бурыгина родилась в Москве. Её отец Иван Семёнович Бурыгин (1899–?) в молодые годы работал наборщиком в типографии, позднее окончил полиграфический институт, служил начальником издательства армейской газеты 60-й армии. Мать Антонина Ивановна Бурыгина (в девичестве – Воронина; 1906–1994) занималась домашним хозяйством и воспитанием двоих детей – Юлии и Леонида. Не смотря на отдалённость от искусства, Иван Семёнович и Антонина Ивановна слыли большими театралами, посещали спектакли главных московских театров. Особенно они любили Малый театр, и однажды на постановку «Горе от ума» А.С. Грибоедова взяли с собой Юлию. То своё театральное впечатление Бурыгина запомнила на всю жизнь. Неудивительно, что впоследствии она поступила именно в Щепкинское училище. Однако произошло это гораздо позднее. А пока девочка училась в 149-й школе Ленинградского района Москвы, участвовала в художественной самодеятельности. В 1939 году Бурыгина стала завсегдатаем театрального кружка под руководством Александры Натаровой, предоставлявшего шанс юным дарованиям проявить себя на творческом поприще. Там Юлия стала одной из самых ярких воспитанниц. Её фотографию даже опубликовали в «Комсомольской правде», запечатлев в момент исполнения стихотворения Агнии Барто «Девочка-ревушка». На юную артистку сразу обратили внимание, предрекли ей счастливое будущее, и она медленно, но верно, делала всё для исполнения пророчества. В 1946 году Ивана Семёновича перевели по службе в Германию, куда он выехал вместе с семьёй. Там Юлия Бурыгина закончила школу, а когда вернулась в Москву, сразу же начала готовиться к поступлению в театральный вуз. В 1950 году она прошла вступительные испытания на актёрский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина при Малом театре и поступила на курс Леонида Андреевича Волкова. Помимо него со студентами занимались Николай Анненков, Мария Кнебель, Дмитрий Павлов, передавшие им частичку души, трепетное отношение к профессии. Всё это впитала в себя и Юлия Бурыгина. Её вместе с однокурсниками Никитой Подгорным и Евгением Буренковым в 1954-м взяли в труппу Малого театра, на сцену которого они выходили до конца своих дней. Бурыгина служила ей трепетно, беззаветно, ничего для себя не требовала, играла то, что предлагали. К счастью, ролями её не обделяли. Актриса показала себя с разных сторон, создала непохожие друг на друга образы: Лиду в «Крыльях» А.Е. Корнейчука, Варю Белую в «Порт-Артуре» И.Ф. Попова и А.Н. Степанова, Марину во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Варю в «Когда горит сердце» В.А. Гольдфельда, Варвару в «Грозе» А.Н. Островского, Лизу в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Марику в «Докторе философии» Б. Нушича, Круглову в «Не всё коту масленица» А.Е. Островского, Дарью Ивановну Боровцову в «Пучине» А.Н. Островского, Клотильду в «Мамуре» Ж. Сармана, Аполлинарию Антоновну в «Красавце-мужчине» А.Н. Островского, Дуэнью в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана, Мину в «Холопах» П.П. Гнедича, Зинку в «Иване» А.И. Кудрявцева, Карпухину в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского, Устинью Наумовну в «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского и другие. Щепкинское училище во всех смыслах изменило судьбу Юлии Ивановны. В его стенах она встретила Геннадия Ивановича Полоку (1930–2014), известного в будущем кинорежиссёра, в тот момент учившегося с ней на одном курсе. Она ему сразу приглянулась, однако более настойчивым оказался другой сокурсник Никита Подгорный. Через Полоку он передавал Бурыгиной любовные послания и, в итоге, остался ни с чем. Однажды Геннадий Иванович воспользовался моментом и сделал Юлии Ивановне предложение. Она его приняла, их брак продлился около двадцати лет. Полока так и не стал актёром, занялся кинорежиссурой, поставил целый ряд выдающихся фильмов, ныне составляющих золотой фонд отечественного кинематографа. В четырёх из них сыграла Юлия Бурыгина. Причём в первой картине – «Республика ШКИД» – она могла и не сняться, поскольку изначально на роль Эллы Андреевны Люмберг (Эланлюм) Полока планировал другую актрису. Но Юлия Ивановна оказалась более убедительной, её работа сразу обратила на себя внимание. В следующем фильме – «Интервенция», экранизации пьесы Льва Славина, Бурыгина сыграла свою лучшую роль в кино – пламенную революционерку Жанну Барбье в ярком дуэте с Владимиром Высоцким. «Интервенцию» тогда не выпустили на экраны, посчитали слишком несерьёзной, оскорбляющей тему революции. Зрители увидели её лишь в 1987 году, спустя девятнадцать лет. Геннадий Полока и Юлия Бурыгина давно уже состояли в разводе, но по-прежнему сохраняли дружеские отношения. Юлия Ивановна так и не решилась сниматься у других режиссёров, была верна кинематографу своего бывшего супруга. Исключения сделала лишь для телеверсий спектаклей Малого театра, зафиксировавших её театральные работы. В 1999 году Юлия Бурыгина отметила 45-летие служения Малому театру. В торжественной обстановке коллеги поздравили её со знаменательной датой, сказали много тёплых слов. В октябре Юлия Ивановна получила орден Дружбы. К актрисе проявила интерес пресса. В печати появилось несколько её интервью. К сожалению, всё это продлилось недолго. 12 сентября 2001 года Юлии Бурыгиной не стало. Свой последний приют она нашла на Химкинском кладбище рядом с матерью. Фильмы и роли: 1966: «Республика ШКИД» (Эланлюм); 1968: «Интервенция» (Жанна Барбье); 1972: «Развод по-нарымски», тв (Анна Борисовна Старкова); 1974: «Птицы нашей молодости», тв (молодая женщина); 1979: «Мамуре», тв (Клотильда); 1981: «Беседы при ясной луне», тв (Клавдия), «Наше призвание», тв (Эльза Густавовна Канцель); 1986: «Женитьба Бальзаминова», тв (Антрыгина), «Я – вожатый форпоста», тв (Эльза Густавовна Канцель); 1987: «Каменный цветок», тв (барыня); 1988: «Холопы», тв (Мина). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru