Бякова Ирина АлександровнаБЯКОВА Ирина Александровна 1989 год. На экраны Советского Союза вышел фильм «И вся любовь» режиссера Анатолия Васильева. Действие картины происходило в брежневские времена. Главная героиня Валентина Диденко после окончания техникума приезжает работать в колхоз. Здесь к ней приходит первая любовь – она влюбляется в председателя колхоза Рожкова. Вскоре старательную работу Валентины замечает областное начальство. Ее выдвигают в депутаты, и она выступает с кремлевской трибуны. Но ей, человеку честному и порядочному, претит напускная показуха. Так же как и председателю колхоза Рожкову. Оба они попадают в опалу… Фильм был благосклонно принят и критикой и зрителями. Все отмечали прекрасную работу начинающей актрисы, исполнительницы главной роли Ирины Бяковой… Родилась Ирина на Дальнем Востоке, в Советской гавани. Там работали её родители: мама, Зинаида Николаевна, — бухгалтером, а папа, Александр Викторович, — строителем. Однажды, забежав в бухгалтерию, он увидел там девушку, которая ему сразу приглянулась. Они познакомились и вскоре стали мужем и женой. 9 декабря 1963 года на свет появилась Ирочка. Когда Ире было пять лет, семья Бяковых переехала на постоянное место жительства в Нижний Новгород. Ира подрастала и, как и все дети, мечтала попробовать себя в разных профессиях, и, конечно же, артисткой тоже. Однажды в школе писали сочинение на тему «Кем ты хочешь стать?». Ирина нарочно написала, что хочет быть строителем. Она постеснялась рассказать о своей настоящей мечте. Все-таки Нижний Новгород, провинция, рабочая среда. А она такая маленькая, смешная – и вдруг артистка! Окончив школу, Ирина твердо решила идти к намеченной цели. Она поехала поступать в Горьковское театральное училище. Но, прибыв на место, поняла, что учиться там не хочет. И поехала в театральное училище в Ярославль. Там, на экзамене, присутствовал старейший педагог, который спросил Ирину: «Почему ты хочешь стать артисткой?». На что она ответила: «Я всегда об этом мечтала. Я родилась актрисой». Ему это так скучно показалось. «Понятно, девочка». Ее приняли на кукольное отделение, но Ирина поняла, что это не для нее. И снова поехала, теперь уже в Свердловск. Там ее и еще одну девушку пообещали взять сразу на третий тур. Но они не прошли. Ирина это мужественно пережила, а вот ее подруга не смогла сдержать слез – и разрыдалась. «Не плачь. Вот мы с тобой на следующий год поедем в Москву и поступим!», — успокаивала ее Ирина. Через год, приехав в Москву, Ирина переступила порог ГИТИСа и сразу сказала себе: «Я буду здесь учиться!». Она поступила на актерский факультет к Людмиле Касаткиной, а ее подруга стала единственной девочкой-режиссером на курсе у Фоменко. Вот оно, свершилось! Ирина достигла того, о чем так долго мечтала. И она жадно бросается в учебу. Непосредственным педагогом на курсе был Владимир Наумович Левертов, о котором Бякова вспоминает с большой любовью. Ее однокурсниками стали Евгения Добровольская, Сергей Габриэлян. Габриэлян вскоре стал ее мужем. Они заметили друг друга сразу же, еще на первом курсе. Потом вместе играли в отрывках из «Замухрышки». На открытке к 8 марта Сергей написал ей такие строки: «Не везет тебе, Иришка. Все судьба проклятая. То вдруг дали «Замухрышку», то назвали Бякова». Кстати, сама Ирина не знает происхождение своей фамилии. Еще в детстве отец говорил ей о том, что есть такая деревня Бяково под Кировом и что их фамилия происходит от названия этой деревни. Сама Ирина посмеялась над этим предположением, но фамилию менять не стала, так как считает, что она приносит удачу. 1987 год. Ирина заканчивает институт. На дипломном спектакле «Крестики-нолики» ее заметил Юрий Иванович Еремин, который как раз получил предложение стать главным режиссером Театра имени Пушкина. Он пригласил Ирину туда работать, и вскоре она стала одной из ведущих актрис этого театра. Первой ее ролью стала Замарашка в спектакле «Подонки» по пьесе Гловатского. Следующими работами актрисы стали Даша Шатова в «Бесах», Люба в «Семье Ивановых», хористка в «Красотках кабаре», Матрена в «Где любезная моя», Елена в «Сне в летнюю ночь». Юрия Ивановича Еремина Ирина считает своим главным учителем в театре. Именно он помог ей сформироваться как актрисе. Сама Бякова готовила себя к характерным ролям, а режиссер стал предлагать ей героинь. Сначала она испугалась, думала, что не сможет. Но, постепенно, поверила в себя и сыграла блестяще предложенный материал. Сама Ирина так вспоминает об этом: «Мы делали «Семью Ивановых». Это был первый раз, когда выпало такое счастье, когда было такое точное попадание материала, когда ты знаешь, о чем хочешь сказать. Он организовал меня как личность. Роли, которые он мне доверял, требовали дисциплины». В 1987 году, наряду с театром, в жизнь Бяковой ворвалось кино. Уже заканчивая ГИТИС, она получила предложение явиться на пробы фильма «И вся любовь». Ирина опоздала на два часа, так как в институте помогала поступающим абитуриентам. Когда ехала, думала: «Ну кто меня там будет ждать два часа?». Но ее ждали. Фильм «И вся любовь» принес успех начинающей актрисе, она начинает много сниматься. С 1989 года по 1993 год Бякова сыграла в десяти картинах, среди которых фильм Валерия Пендраковского «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана, где актриса появилась в роли Марии Лукьяновны, криминальная драма Олега Урюмцева «Исход», фильм Александра Сурина «Тысяча долларов в одну сторону», в котором Бякова снялась вместе со своим мужем Сергеем Габриэляном, сатирический фильм режиссеров Татьяны и Тамары Антоновых «Скандал в нашем Клошгороде» по роману Габриэля Шевалье. 1992 год. Ирина родила сына Сергея и, фактически, попала в «другую» страну. Отечественное кино приходило в упадок, предложений сниматься почти не поступало. Зато осталась прежняя занятость в Театре имени Пушкина. В 2000 году состоялась премьера спектакля «Леди на день» в постановке Дмитрия Астрахана, где Бякова сыграла Анни. Спектакль имел большой успех. Сама Ирина с теплотой и благодарностью вспоминает о совместной работе с Астраханом: «В театре он чувствует театральную условность. Очень жалко, что критики так холодно относятся к нему. Он ставит абсолютно понятные вещи для каждого. Это так не стыдно играть в антрепризах – народ и плачет и смеется». В 2000 году Еремин уходит из Театра Пушкина, и на его место приходит Роман Ефимович Козак. Сначала Бякова доигрывала только старые свои роли, но затем в ее багаже появились еще три новые работы – Хороших в мелодраме по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», Джесси в музыкальной драме «Ночи Кабирии» и Джулия в музыкальной комедии «Одолжите тенора». В двух последних постановках актриса продемонстрировала прекрасные вокальные данные. В начале 2000-х Ирина гостила у своих друзей в Италии, где познакомилась с местными артистами, от которых получила предложение попробовать свои силы в педагогике – организовать мастер-класс. Это предложение очень заинтересовало актрису, но, в итоге, пришлось от него отказаться, так как в этот момент она уже была утверждена на роль в сериале, где должна была сниматься в паре с Андреем Паниным. К сожалению, эта работа не состоялась, но мысли о педагогике Бякова не оставила. С 2001 года Ирина Бякова снова активно снимается. В ее багаже много новых работ в кино и сериалах: блондинка в фильме «Борода в очках и бородавочник», Игуанис в серии «Рекламная пауза» телесериала «Москва. Центральный округ», Дина в «Зимнем романе», мама в детском фильме «Марфа и ее щенки», Малыш в серии «Малыш и Карлсон» сериала «Седьмой отдел», Мария в «Многоточии». Одной из наиболее интересных ролей стала подавальщица Валя в сериале Андрея Эшпая «Дети Арбата» по роману Анатолия Рыбакова. «Я играла подавальщицу Сталина, которая оставалась рядом с ним до самой его смерти, — говорит актриса, — Эшпай – очень гениальный режиссер. Такая культура! Все время улыбается, что-то ищет, работает с большим желанием. Заряжены все. Я получила огромное удовольствие!». В 2002 году Ирина Бякова получила звание Заслуженной артистки России. Актриса всегда находится в поиске, старается постоянно держать себя в рабочем состоянии. В свободное от работы время читает книги по педагогике, которая её очень интересует. Фильмы и роли: 1988: «Семь дней Надежды», тв (Инна); 1989: «И вся любовь» (Валентина Диденко); 1990: «Исход» (Лора), «Самоубийца» (Мария Лукьяновна); 1991: «Непредвиденные визиты», тв (Галина Васильевна, учительница), «Тысяча долларов в одну сторону» (Наталья); 1992: «Ангелочек», тв (мама); 1993: «Скандал в нашем Клошгороде» (Гребунова); 1994: «Я свободен, я ничей» (невестка Гуляевых); 1999: «Досье детектива Дубровского», тв (Светлана); 2001: «Борода в очках и Бородавочник» (блондинка Таня); 2003: «Москва. Центральный округ. Рекламная пауза», тв (Игуанис); 2004: «Дети Арбата», тв (Валя), «Зимний роман» (Дина), «Любительница частного сыска Даша Васильева 3. Бассейн с крокодилами», тв (секретарша Дегтярева), «Узкий мост», тв (продавщица); 2005: «Виола Тараканова. В мире преступных страстей 2. Урожай ядовитых ягодок», тв (Танча-1), «Любительница частного сыска Даша Васильева 4. Хобби гадкого утенка», тв (секретарша Арина), «Марфа и ее щенки» (Маша), «Солдаты 4», тв (женщина); 2006: «Закон и порядок. Соломоново решение», тв (Вера Черноусова), «Квартирный вопрос», тв (Зинка), «Многоточие» (Мария, жена Вадима), «Угон. Проделки Карлсона», тв (актриса «Малыш»); 2007: «Гражданин начальник 3», тв (проводница поезда), «Путейцы», тв (проводница); 2008: «Гуманоиды в Королеве», тв (Лидия), «Жизнь, которой не было», тв (Зина); 2009: «Нежные встречи» (Галина), «Спецкор отдела расследований», тв (Таня); 2010: «Доктор Тырса», тв (Ираида Семеновна), «Путейцы 2», тв (проводница), «Шериф», тв (Люба); 2011: «Высоцкий. Спасибо, что живой» (кассир), «Дар», тв (Оксана Оноприенко), «Папаши», тв (Елизавета Александровна); 2012: «Билет на VEGAS» (Мария Ивановна), «Крепкий брак», тв (Надя), «Московский декамерон», тв (администраторша), «Охота на гауляйтера», тв (Валентина Шуцкая), «Шериф 2», тв (Люба); 2013: «Жить дальше», тв (Анна Петровна), «Ключи от прошлого», тв (Тамара), «Хозяйка большого города», тв (Рая); 2014: «Виолетта из Атамановки», тв (роль), «Карнавал по-нашему» (Тамара Ивановна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru