Цесарская Эмма Владимировна

Tsesarskaya-1Цесарская Эмма Владимировна
Заслуженная артистка РСФСР (1935)
Родилась 3 июня 1909 года.
Умерла 28 февраля 1990 года.

Эмма Цесарская родилась в Екатеринославе. Её мать Софья Эммануиловна (1890–1968) вышла из семьи управляющего криворожских рудников, застрелившегося накануне Октябрьской революции. В 17 лет она вышла замуж за Владимира Яковлевича Цесарского, члена ВКП(б), впоследствии работавшего директором банка. Через несколько лет Владимир Яковлевич оставил жену, поэтому Софье Эммануиловне в дальнейшем пришлось одной подымать дочь.

В юные годы Эмма Цесарская занималась музыкой, делала определённые успехи в игре на фортепиано. Окончив школу-девятилетку в 1925 году, по совету друзей, она отправилась в Москву, чтобы продолжить обучение музыке. Там она поступила в Музыкальный техникум имени Н.Г. Рубинштейна по классу рояля и одновременно – в киношколу имени Б.В. Чайковского. Была она девушкой привлекательной, поэтому у неё были все шансы состояться в кино. Однако произошло это не сразу, а только лишь два года спустя. В 1927 году, ища подработку, Цесарская попала в массовку фильма «Бабы рязанские», который начинали снимать на кинофабрике «Совкино» режиссёры Ольга Преображенская и Иван Правов. Заметив в толпе красивую девушку, они решили попробовать её на главную роль и, в итоге, утвердили. Таким образом, Преображенская и Правов стали крёстными отцами актрисы в кино. После этого Эмма Цесарская снялась ещё в четырёх их картинах, и везде в главных ролях. Самой известной из них стала Аксинья в первой экранизации шолоховского «Тихого Дона». Яркая, страстная, она с самых первых кадров привлекала к себе внимание своей красотой и глубиной чувств. Известно, что Цесарская понравилась Михаилу Шолохову, и впоследствии их связывала многолетняя дружба.

В 1931 году Эмма Цесарская была принята в актёрский штат кинофабрики «Межрабпомфильм», где продолжила активно сниматься. Она благополучно миновала рубеж звукового кино, чего не удалось многим другим артистам. Как и в ранних работах, она продолжала играть женщин из народа и своих современниц, сильных волевых героинь, которым приходилось сражаться за свои права. Наиболее яркие из них: жена Неера в «Восстании рыбаков», Фешка в «Вражьих тропах» и Василиса в «Любви и ненависти».

В середине 1930-х гг. Эмма Цесарская вышла замуж за Макса Осиповича Станиславского (1895–1937), выходца из Польши, работавшего начальником Главного управления пожарной охраны ОГПУ. 8 января 1936 года у них родился сын Вячеслав и ещё более сплоил их семейные отношения. Однако счастье супругов оказалось коротким. 23 марта 1937 года Макс Станиславский был арестован и 20 мая расстрелян. Вслед за ним были арестованы его родная сестра и второй муж Софьи Эммануиловны, матери Эммы Владимировны. Сама она тоже была внесена в список персон, подлежащих аресту, но эта участь счастливо её обошла. К сожалению, от этого её положение не стало лучше. Как жена врага народа, актриса была отстранена от профессии. Имущество, нажитое совместно с мужем, конфисковано. С маленьким сыном на руках, без работы, избегаемая большинством знакомых, Цесарская дошла до полного отчаяния. По совету М.А. Шолохова, одного из немногих, кто от неё не отвернулся, она написала письмо В.М. Молотову, в котором просила разрешить ей сниматься. И оно возымело действие. Эмме Цесарской предоставили возможность вернуться в профессию, и фильмы с её участием, один за другим, стали выходить на экраны. Роли были уже не главные, но, всё же, дававшие перспективу на дальнейшую работу. Она сыграла Катерину Ивановну в «Девушке с характером», Арину Тимофеевну в «Шуми, городок», Ольгу в «Бабах», шинкарку в «Богдане Хмельницком».

В начале Великой Отечественной войны Эмма Цесарская эвакуировалась в Ташкент, где до апреля 1944 года состояла в штате Ташкентской киностудии. Ролей ей в этот период не предлагали, но зато она находилась в постоянной близости к киносъёмочному процессу. Вернувшись в Москву, актриса поступила на киностудию «Мосфильм», а в июле 1945 года перешла в труппу вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра). На его сцене участвовала в спектаклях: «За тех, кто в море» Б.А. Лавренёва (Горелова), «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова (Авдотья), «Бедность не порок» А.Н. Островского (Анна Ивановна), «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (Настасья Ивановна).

Не смотря на официальное разрешение занимать Эмму Цесарскую в кино, режиссёры побаивались приглашать её в свои фильмы. Только лишь Александр Медведкин отважился доверить ей главную роль – председателя колхоза Надежды Притуляк в фильме «Освобождённая земля», снимавшемся на Свердловской киностудии. Но это был единичный случай. А когда в 1950 году большую группу кинематографистов должны были наградить в связи с 30-летием советского кино, Эмму Цесарскую благополучно обошли наградой, хотя изначально её имя вносилось в список.

Всё изменилось в лучшую сторону в 1950-е годы. На смену невостребованности пришли пусть небольшие, но запоминающиеся роли. Эмма Цесарская сыграла свояченицу в экранизации гоголевской «Майской ночи, или Утопленницы», Лаврову в картине «На диком бреге Иртыша», Надежду Борташевич в «Високосном годе» и ещё двух шолоховских героинь – попадью в «Нахалёнке» и Дарью в «Когда казаки плачут». Когда же в 1963 году Эмма Владимировна получила персональную пенсию республиканского значения, то решила, что пора уходить на покой. Проработав после этого ещё два года, с 1 сентября 1965 года актриса вышла на пенсию.

Последние двадцать пять лет своей жизни Эмма Цесарская прожила тихо и спокойно. Человек очень скромный, деликатный, с большим внутренним достоинством, она сторонилась любой публичности, не посещала никаких светских мероприятий. Находилась под постоянной опёкой сына Вячеслава, который окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева, стал кандидатом наук, работал в области электрохимии. Впоследствии Вячеслав Цесарский (1936–2018) уехал в Германию, где и окончил свои дни.

Похоронена Эмма Цесарская на Донском кладбище.

Фильмы и роли:

1927: «Бабы рязанские» (Василиса); 1928: «Светлый город» (Тоня); 1929: «Ее путь» (Прасковья), «Иуда» (Настя); 1930: «Тихий Дон» (Аксинья); 1931: «Две матери» (Вера); 1933: «Изменник Родины» (крестьянка), «Одна радость» (Евгения Яковлевна); 1934: «Восстание рыбаков» (жена Неера); 1935: «Вражьи тропы» (Фешка), «Любовь и ненависть» (Василиса); 1939: «Девушка с характером» (Катерина Иванова), «Шуми, городок» (Арина Тимофеевна); 1940: «Бабы» (Ольга); 1941: «Богдан Хмельницкий» (шинкарка); 1946: «Освобожденная земля» (Надежда Притуляк); 1952: «Майская ночь, или Утопленница» (свояченица); 1958: «Тревожная ночь», тв (мать); 1959: «На диком бреге Иртыша» (Лаврова); 1960: «Из Лебяжьего сообщают», к/м (буфетчица); 1961: «Високосный год» (Надежда Борташевич), «Нахаленок», тв (попадья); 1963: «Когда казаки плачут», к/м (Дарья); 1965: «Спящий лев» (Анна Ивановна, буфетчица).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru