Чагин Фёдор Александрович

Chagin1Чагин Фёдор Александрович

Заслуженный артист РСФСР (1939)

Родился 21 декабря 1885 года.
Умер 12 июля 1953 года.

 

Фёдор Чагин (настоящая фамилия – Дмитриев) родился в слободе Подмонастырной вблизи Орла в семье чернорабочего. Учился в трёхклассном сельском училище и четырёхклассном городском училище в Орле, по окончании которого в 1903 году начал трудовую деятельность в вексельном отделе Орловской нотариальной конторы.

В период работы в конторе у молодого человека зародилось желание стать народным учителем. Для этой цели он в 1906 году сдал экзамен на аттестат зрелости в Орловской частной мужской гимназии А.А. Недбаль и уже собирался ехать в Москву для поступления в учительский институт, но политические события того времени лишили его необходимого документа – справки о политической благонадёжности. Дело в том, что Фёдор Дмитриев посещал подпольные кружки РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), неоднократно задерживался жандармерией, и это лишило его возможности учиться в высших учебных заведениях.

Расставшись с мечтой об учительстве, Дмитриев увлёкся другим видом деятельности – актёрством. С группой товарищей он начал участвовать в сборных концертах на сцене Орловского клуба книгопечатников в качестве декламатора и рассказчика сцен из народного быта, затем – в постановках Общества любителей изящных искусств, где сыграл первую в своей жизни роль – Луку в пьесе М. Горького «На дне». Параллельно он продолжал работать в нотариальной конторе, что обеспечивало ему безбедное существование.

В 1908 году в клубе книгопечатников появился драматический кружок рабочей молодёжи под руководством П. Тинбаха, в котором начали ставиться известные классические пьесы в рамках цикла «История русского театра». Фактически в каждой из них принимал участие Фёдор Дмитриев. Среди них были «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя и другие. Участники кружка не только сами выходили на сцену, но и занимались пошивом костюмов, изготовлением декораций, бутафории и т.п., что, безусловно, давало им большой опыт и полное представление всего закулисного процесса.

Погрузившись в театральные будни, Фёдор Дмитриев уже не мыслил себя без сцены. В 1912 году он покинул нотариальную контору, чтобы полностью посвятить себя актёрской деятельности. Он был принят в труппу Орловского городского театра к антрепренёру В.А. Крамолову, после чего свою фамилию Дмитриев поменял на сценический псевдоним – Чагин, прозвище своего дяди, брата матери.

В 1913 году Фёдор Чагин перебрался в Москву. На протяжении двух сезонов он играл в Свободном театре под руководством К.А. Марджанова, Камерном театре под руководством А.Я. Таирова, Театре имени В.Ф. Комиссаржевской под руководством Ф.Ф. Комиссаржевского. Затем, в связи с началом Первой мировой войны, в январе 1915 года Чагин был мобилизован в царскую армию, произведён в штабс-капитаны и служил до момента демобилизации в декабре 1917 года.

Вернувшись к мирной жизни, Фёдор Чагин работал в качестве актёра и режиссёра в Орловском красноармейском клубе, но уже осенью 1918 года снова был мобилизован, только уже в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Изначально проходил службу в качестве полкового казначея в полку, сформированном из продовольственных отрядов, участвовал в боях на Воронежском фронте, затем, в 1919 году, отправлен обратно в Орёл и назначен заведующим театральной секцией Красноармейского клуба, где также выступал как актёр и режиссёр. В тот же период Чагин организовал красноармейскую театральную студию с профессиональной актёрской труппой под руководством В.Г. Барского, которая в 1920-м была объединена с Народным городским театром под общим руководством К. Дружбина. Этот коллектив ставил спектакли не только на своей сцене, но и в Красноармейском клубе, совершал гастрольные поездки.

В 1922 году Фёдор Чагин был окончательно демобилизован из армии и по приглашению директора театра миниатюр и оперетты «Ниагара» уехал в Петроград. К сожалению, пробыл он там недолго, поскольку в декабре того же года театр сгорел. Чагину пришлось перейти в клуб Петроградского райкома комсомола руководителем драматического кружка. Вскоре Фёдор Александрович был поставлен на учёт как инструктор драматических кружков ленинградским Политпросветом (Политическим просвещением), прошёл два семинара, совмещал эту работу с актёрской деятельностью. С 1923 по 1924 годы он играл в театре «И.О.Н.» (Искание, Освобождение, Независимость), с 1924 по 1925 годы – в театральном коллективе при Посредрабисе (Посредническом бюро по найму работников искусств) под руководством И. Незнамова. Наконец, осенью 1926 года Фёдор Чагин по конкурсу был принят в труппу Ленинградского театра юного зрителя под руководством Александра Александровича Брянцева, где впоследствии стал одним из ведущих актёров. Вместе с театром он прошёл долгий путь, в период Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы находился в эвакуации в Березниках Молотовской области.

За двадцать шесть лет служения в ТЮЗе Фёдором Чагиным были сыграны десятки самых разных ролей. Наиболее значительные из них: Городничий («Ревизор» Н.В. Гоголя), Леонато («Много шума из ничего» В. Шекспира), Любим Торцов («Бедность не порок» А.Н. Островского), Антонио («Дон Кихот» Сервантеса), Ахов («Не всё коту масленица» А.Н. Островского), Глоба («Русские люди» К.М. Симонова), дядя Том и Гели («Хижина дяди Тома» по Г. Бичер-Стоу), М.И. Кутузов («Давным-давно» А.К. Гладкова), академик Сургучёв («Страна чудес» Ю.Я. Принцева и Ю.А. Хочинского) и другие. С 1935 года актёр снимался в небольших характерных ролях в кино, среди которых: Семён Николаевич («Волочаевские дни»), Язеп («Соловей»), депутат Учредительного собрания Чернов («Выборгская сторона»). Также Чагин выступал на эстраде со скетчами, рассказами и монологами.

В сентябре 1952 года Фёдор Александрович покинул театр и переехал в Ленинградский дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной, где пробыл совсем недолго. 12 июля 1953 года он скончался. Похоронили актёра на Серафимовском кладбище.

Фильмы и роли:

1935: «Инженер Гоф» (роль), «Очарованный химик» (профессор), «Три товарища» (рабочий на собрании); 1937: «Волочаевские дни» (Семён Николаевич), «Соловей» (Язеп); 1938: «Выборгская сторона» (Чернов, депутат учредительного собрания); 1939: «Великий гражданин», 2-я серия (Лазарев); 1940: «Яков Свердлов» (депутат учредительного собрания).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru