Черноволенко Георгий Тихонович

TchernovolenkoЧерноволенко Георгий Тихонович
Заслуженный артист РСФСР (1947)
Заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР (1959)
Родился 8 сентября 1898 года.
Умер 9 января 1971 года.

Георгий Черноволенко родился в Москве в семье служащего Тихона Константиновича Черноволенко (умер в 1941 году) и домашней хозяйки Натальи Владимировны Черноволенко, был их средним ребёнком. Старший брат Адриан умер в 1944 году. Младший – Виктор Черноволенко (1900–1972) стал известным художником-космистом.

В 1916 году Георгий Черноволенко окончил 1-е московское реальное училище и был призван в царскую армию. В 1917-м окончил четырёхмесячные курсы прапорщиков, служил младшим офицером в Рязани, затем с июня по ноябрь находился в действующей армии, в 718-м Развадовском полку. Заразившись на фронте цингой, Черноволенко был эвакуирован в Москву, где после излечения демобилизован в ноябре–декабре 1917 года.

С начала 1918 года Георгий Черноволенко работал конторщиком в Управлении по постройке новых линий Казанской железной дороги, пока в марте 1919 года не был призван в ряды Красной армии. Служил в качестве командира взвода 242-го Волжского полка 27-й дивизии 5-й армии на Восточном фронте. Был дважды ранен, дважды болел тифом, перенёс полиневрит, из-за чего осенью 1920-го признан негодным к строевой службе и назначен экспедитором Всероглавштаба. В этом качестве Черноволенко прослужил до сентября 1926 года, затем был демобилизован и в ноябре поступил на Главпочтамт статистиком, а позднее перешёл в статистики-экономисты.

Георгий Черноволенко с детства был привержен к творчеству: любил петь, учился игре на скрипке, хорошо рисовал, пародировал учителей и окружающих людей. Все эти способности, в итоге, привели его весной 1920 года в драматическую студию имени Ф.И. Шаляпина, куда он поступил, выдержав большой конкурс. Совмещая учёбу со службой в армии, Черноволенко постепенно постигал азы актёрской профессии. После прихода в студию в качестве художественного руководителя Алексея Денисовича Дикого молодой студент получил свою первую роль – Гильома в пьесе Артура Шницлера «Зелёный попугай», давшую ему путёвку на профессиональную сцену. Буквально после же первой репетиции решением дирекции Георгий Черноволенко был переведён с первого курса в труппу студии, позднее переименованную в 4-й театр РСФСР. Когда же с уходом Дикого этот коллектив прекратил своё существование, Черноволенко перешёл во вновь организованный Театр-студию под руководством Рубена Николаевича Симонова. В первое время занятия в нём совмещал со службой на Главпочтамте, а с 1930 года полностью посвятил себя сцене. В театре-студии Р.Н. Симонова Черноволенко играл самые разнообразные роли, позволившие ему раскрыться в различных актёрских ипостасях. Среди них: Жан Эбьен («Красавица с острова Люлю» С.С. Заяицкого), Нароков («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Майданников и Нагульнов («Поднятая целина» М.А. Шолохова), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Протасов («Дети солнца» М. Горького), Андрей Гаврилович Дубровский («Дубровский» А.С. Пушкина).

В 1937 году коллектив Симонова был слит с труппой Московского ТРАМа, в результате чего был образован Театр имени Ленинского комсомола. Черноволенко не захотел в нём оставаться и уехал в Ленинград для работы во вновь созданном Театре драмы и комедии. Сыграл там несколько интересных ролей: журналиста Красного Набата («Весна 21-го» А.П. Штейна), Бен-Акибу («Уриэль Акоста» К.Ф. Гуцкова), Мэро («Созвездие Гончих Псов» К.Г. Паустовского), Шпигельского («Месяц в деревне» И.С. Тургенева), Лавра Мироныча («Последняя жертва» А.Н. Островского) и других. Существование этого театра продлилось недолго – всего три года. В результате начавшейся войны он был закрыт в июне 1941-го.

В 1941 году Георгий Черноволенко был командирован в Ашхабад, играл на сцене театра русской драмы имени А.С. Пушкина. Весной 1944 года получил вызов от художественного руководителя Московского театра имени М.Н. Ермоловой Николая Павловича Хмелёва вступить в труппу вверенного ему коллектива, что и сделал. Приглашение это было не случайным и исходило от режиссёра Андрея Михайловича Лобанова, хорошо знавшего актёра по Театру-студии Р.Н. Симонова, в котором он работал в один с ним период и занимал его в своих постановках. В марте 1944-го Георгий Тихонович был принят в состав Театра имени М.Н. Ермоловой и служил там вплоть до ухода на пенсию в 1959 году. Здесь им было сыграно много ролей, наиболее известной из которых стал Сидор Артемьевич Ковпак в пьесе «Люди с чистой совестью» П.П. Вершигоры, в которой Черноволенко имел большой успех. Но это была не единственная его удачная работа. Как и в прежние годы, он сумел раскрыться с разных сторон и создал непохожие друг на друга образы и характеры: Кучумова («Бешеные деньги» А.Н. Островского), Петрония («Укрощение укротителя» Д. Флетчера), Мирона Ипатыча («Невольницы» А.Н. Островского), барона Луи де Гекккерна («Пушкин» А.П. Глобы), Нестрашного («Достигаев и другие» М. Горького), Петра Ивановича Аверина («В добрый час!» В.С. Розова), Мармеладова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и других.

В кино Георгий Черноволенко снимался с 1936 года, куда, используя типажные данные, его чаще приглашали на отрицательные роли. На экране ему удалось создать галерею колоритных иностранцев и шпионов, наиболее яркие из которых: Фраппо в «Зорях Парижа», Жак в «Гавроше», Вуд в «Суде чести», Мараш в «Великом воине Албании Скандербеге», Картер в «Заставе в горах». И всё же в кинобиографии Черноволенко была одна роль, значительно отличающаяся от других его экранных персонажей – скромный кассир Стройтреста Иван Захарович Воднев в комедии «Улица полна неожиданностей», по которой его помнят и поныне. В незатейливой драматургии этой роли актёру удалось выделить необходимые штрихи, которые помогли его герою стать близким и понятным обычному зрителю.

Георгий Тихонович был дважды женат. В первом браке в 1921 году в него родился сын Алексей, пропавший без вести на Ленинградском фронте в октябре 1941 года. Второй супругой Черноволенко была красавица-актриса Нина Алексеевна Попова (1905–1992), более известная под псевдонимом Нина Ли. Судьба их свела всё в том же Театре-студии Р.Н. Симонова и далее перемещала в одном направлении. Когда же в 1944 году актёра пригласили в Ермоловский театр, он поставил условие, что придет туда только вместе с женой. Условие его удовлетворили, но счастливой актёрской судьбы Нина Алексеевна там не имела.

Похоронен Георгий Черноволенко на Ваганьковском кладбище.

Фильмы и роли:

1936: «Зори Парижа» (Фраппо), «Поколение победителей» (Картузов); 1937: «Гаврош» (Жак); 1939: «В поисках радости» (Плакущев); 1948: «Суд чести» (Вуд); 1950: «Далеко от Москвы» (Фурсов, проектировщик); 1953: «Великий воин Албании Скандербег» (Мараш), «Застава в горах» (Картер); 1954: «Аттестат зрелости» (Грохотов), «Море студеное» (Ван-Глек); 1956: «300 лет тому…» (врач); 1957: «Его время придет» (Кроэриус), «Улица полна неожиданностей» (Иван Захарович Воднев); 1958: «Лавина с гор» (Кантемир); 1959: «Василий Суриков» (Гребнев), «Его поколение» (Савелий Миронович), «Заре навстречу» (Изаксон), «Люди голубых рек» (Павел Кузьмич), «Сын Иристона» (Эрастов); 1960: «Ловцы губок» (дядя Анестис), «Северная повесть» (отец Анны); 1961: «Суд сумасшедших» (президент концерна); 1962: «Бей, барабан!» (Иван Матвеевич), «Черная чайка» (кубинец).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru