Чистяков Николай ВасильевичЧистяков Николай Васильевич Николай Чистяков родился в Вышнем Волочке Тверской губернии. Его дед Алексей Васильевич Чистяков плавал лоцманом на реках Тверца и Цна. Отец Василий Алексеевич Чистяков – купец. Мать Александра Афанасьевна занималась домашним хозяйством. Николай до десяти лет жил с родителями, затем был отдан в пансион Московского коммерческого училища на Остоженке, где и пробыл до 1910 года. Выйдя из его стен, Чистяков поступил на химический факультет Варшавского политехнического института, но не успел его закончить, поскольку был вынужден отбывать воинскую повинность. Произошло это за два года до начала Первой мировой войны, что, по сути, спасло ему жизнь. Случись это несколько позже, он неминуемо стал бы её участником. А так Чистяков успел демобилизоваться в звании младшего фейерверкера и устремил свои взоры в сторону драматического искусства, не дававшего ему покоя с юных лет. Он поступил в театральную школу имени Н.И. Музиль на Арбатской площади без оплаты за право обучения и одновременно устроился писарем в Московскую городскую управу. Некоторое время Николай Васильевич совмещал учёбу и работу, пока в 1916 году, на третьем курсе школы, не был принят в труппу знаменитого Театра Корша. Для начинающего артиста это стало настоящей удачей, поскольку давало возможность показать свои способности и заявить о себе публике. Так продолжалось около года, пока, с наступлением советской власти, театр не был реорганизован и затем выкуплен его директором М.М. Шлуглейтом. С 1918 года, по окончании театральной школы и закрытия Театра Корша, Николай Чистяков начал странствия по театрам провинции. Он поработал на сценах Уфы, Кургана, Иркутска, Вышнего Волочка, пока в 1922 году не вернулся в Москву. Там он застал время экспериментов, когда вновь пришедшие кадры и многие деятели дореволюционного искусства пытались строить новый театр, отказываясь от привычных классических устоев. Чистяков попал в небольшой театр «Романеск» под руководством Валерия Бебутова, соратника главного экспериментатора советской сцены Всеволода Мейерхольда. Через год вместе с ним молодой актёр перешёл в Театр Революции, довольно прочно влившись в его костяк. За восемь лет он принял участие в постановках большинства ведущих режиссёров театра. У Мейерхольда он сыграл журналиста Витковского в «Озере Люль» А.М. Файко, у Валерия Бебутова – Акутилия в «Спартаке» В.М. Волькенштейна и Хайнуллина в «Стеньке Разине» В.В. Каменского, у Алексея Грипича – Боба в «Эхе» В.Г. Билль-Белоцерковского и Мокроносова в «Конце Криворыльска» Б.С. Ромашова, у Алексея Дикого – Лихомского в «Человеке с портфелем» А.М. Файко, у Алексея Попова – иностранного инженера в «Поэме о топоре» Н.Ф. Погодина. В 1931 году Николай Чистяков на один сезон уходил в Центральный театр Красной армии, затем, желая сменить творческое направление, играл в Театре оперетты и работал на эстраде. В 1935 году, по приглашению В.Э. Мейерхольда, Чистяков вошёл в труппу ГОСТИМа, где успел сыграть Ломова в «33 обмороках» по произведениям А.П. Чехова и принять участие в репетициях Шуйского в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина. За год до закрытия театра Чистяков его покинул и перешёл в состав Театра имени Ленсовета под руководством Н.М. Горчакова, где вновь встретился с В.М. Бебутовым. Актёр сыграл Джорджа Толбота в поставленной им «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, а также Лемма в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева, Азарова в «Давным-давно» А.К. Гладкова и другие роли. С началом Великой Отечественной войны Театр имени Ленсовета прекратил своё существование. На основе его труппы был создан Московский театр драмы, где нашли приют Николай Чистяков и его коллеги. Когда же в 1943 году он также был закрыт, актёр перешёл в Театр сатиры, а оттуда, в октябре 1945 года, во вновь созданный Московский драматический театр (будущий Театр на Малой Бронной). Там Николай Васильевич продержался восемь лет, сыграв ряд центральных ролей. Среди них: Василий Митрофанович Воробьёв («За Камой-рекою» В.П. Тихонова), профессор Полежаев («Профессор Полежаев» Л.Н. Рахманова), Кирпичников («Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича и К.Ф. Исаева), Баранчевский («Не в свои сани не садись» А.Н. Островского), Фролов («Студенты» И.Г. Финка), Боб Лангфорд («Вокруг ринга» В.Н. Билль-Белоцерковского), Худобаев («Светит да не греет» А.Н. Островского), Атвасар («Синий фарфор» А.П. Григулиса), Шевчук («Сильные духом» Д.Н. Медведева и А.Б. Гребнева) и другие. Кино в жизни Николая Чистякова появилось достаточно поздно. В 1951 году он получил приглашение от режиссёра Лео Арнштама сняться в роли судьи Бюнгера в картине «Поджигатели войны», которая, по разным причинам, подверглась жёстким переработкам и вышла на экраны пять лет спустя под названием «Урок истории». Роль Чистякова, в итоге, отошла Янису Осису, а сам актёр мелькнул на экране в крохотном эпизоде немецкого заводчика. К счастью, появление Николая Чистякова на «Мосфильме» не осталось незамеченным, поскольку вскоре он был утверждён на роль Коробкина в экранизации гоголевского «Ревизора», предпринятой Владимиром Петровым. Эта роль позволила ему получить следующую работу в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», в котором он очень удачно сыграл графа Войновича. Участие в этих картинах подвигло Николая Васильевича оставить театр и перейти работать в кино. В декабре 1953 года он перевёлся в штат «Мосфильма» и Театра-студии киноактёра, но больших ролей, вопреки ожиданиям, этот факт ему не прибавил. Актёр получал лишь небольшие эпизоды характерно-комедийного плана, в которых использовалась его интересная фактура. Среди них: отдыхающий пенсионер («Мы с вами где-то встречались»), доктор («Белый пудель»), доктор («Первые радости»), попутчик в поезде («Девушка без адреса»), сосед Тани («Сверстницы»). В ноябре 1956 года Николай Чистяков вышел на пенсию. Поначалу он ещё продолжал сниматься, затем окончательно исчез с творческого горизонта. Последние несколько лет жизни он провёл в Доме ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной, где и окончил свои дни. Фильмы и роли: 1951: «Поджигатели войны», не завершён (Бюнгер, судья); 1952: «Ревизор» (Степан Иванович Коробкин); 1953: «Адмирал Ушаков» (Войнович), «Налим», к/м (барин); 1954: «Мы с вами где-то встречались» (отдыхающий пенсионер); 1955: «Белый пудель» (доктор), «Отелло» (святой отец); 1956: «Безумный день» (отдыхающий), «Обыкновенный человек» (старик, вешающий картину), «Первые радости» (доктор), «Урок истории» (немецкий заводчик), «Человек родился» (ректор института); 1957: «Девушка без адреса» (попутчик в поезде), «Огненные вёрсты» (белогвардеец); 1958: «Жизнь прошла мимо» (гость на свадьбе), «Тревожная ночь» (Ярлыков); 1959: «Сверстницы» (сосед Тани); 1960: «Первое свидание» (Иван Семёнович, шеф-повар). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru