Чобур Владимир Иванович

Chobur-2Чобур Вольдемар Янович (Владимир Иванович)
Заслуженный артист Латвийской ССР (1950)
Родился 4 февраля 1910 года.
Умер 8 января 1981 года.

Вольдемар Чобур родился в Колпино Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Его отец Ян Карлович Чобур (1878–1941), выходец из прибалтийских крестьян, с 1901 года жил в Санкт-Петербурге, работал мастером на заводе в Колпино (умер в блокаду Ленинграда). Мать Ольга Карловна Берг (1888–1947), уроженка Пскова, до 1928 года занималась домашним хозяйством, затем работала на прядильно-ткацкой фабрике «Рабочий».

В 1916 году Ян Карлович устроился слесарем на Семянниковский завод (позднее – Ленинградский завод имени В.И. Ленина) и перевёз свою семью в Петроград. Там в 1917 году Вольдемар поступил в трудовую школу, по окончании которой в 1925 году продолжил учёбу в школе ФЗУ при Ленинградском заводе имени В.И. Ленина. Получив в 1928 году специальность токаря, Чобур остался работать на заводе. Осенью того же года, не прерывая трудовой стаж, Чобур поступил в Ленинградский институт сценических искусств, но уже в 1930 году, за невозможностью дальнейшего совмещения учёбы и работы, оставил завод.

В 1931 году Вольдемар Чобур окончил институт и стал артистом Ленинградского театра актёрского мастерства. В 1932 году этот коллектив влился в состав Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, став его филиалом, а через год был передан в ведение Политуправления Ленинградского Военного Округа.

Период работы в этом театре совпал с изменениями в личной жизни Чобура: он женился на актрисе Людмиле Александровне Благовещенской (1909–1976). 15 декабря 1932 года в их семье родился сын Александр.

Свою первую значительную роль на сцене Чобур сыграл в 1932 году – Петю в постановке Леонида Вивьена «На дне» М. Горького в филиале Театра драмы имени А.С. Пушкина. Затем последовал ряд заметных ролей в спектаклях Сергея Радлова: Незнамов («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Меркуцио («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Кассио («Отелло» В. Шекспира), Лаэрт («Гамлет» В. Шекспира). Во всех этих работах Чобур показал себя интересным драматическим актёром. Тогда же окончательно сформировалось его актёрское амплуа – романтический герой. В дальнейшем он варьировал этот образ в зависимости от предложенной драматургии, а позднее его герои стали более сильными, мужественными и уверенными в себе. На различных театральных подмостках Чобуром также были сыграны: Эраст («Сердце не камень» А.Н. Островского), Смит («Русский вопрос» К.М. Симонова), дон Алонсо («С любовью не шутят» П. Кальдерона), Битура («Калиновая роща» А.Е. Корнейчука) и многие другие роли.

В 1933 Людмила Александровна поступила в труппу Ленинградского ТРАМа, куда, вслед за ней, пришёл и Чобур. Проработав там четыре года, в 1937-м он перевёлся в Театр имени Ленсовета и служил там до момента эвакуации театра в Пятигорск в начале Великой Отечественной войны. В августе 1942 года группа актёров Театра имени Ленсовета с семьями, в числе которых был и Чобур, в тяжелейших условиях была вывезена из Пятигорска за несколько часов до прихода немцев и переправлена в Ашхабад, где базировалась эвакуированная Киевская киностудия. Там Владимир Чобур («буржуазное» имя Вольдемар он к тому моменту уже сменил на более подходящее советскому гражданину – Владимир) снимался в кино и работал в составе 4-й туркменской фронтовой бригады.

Вернувшись в Ленинград, в 1945 году Чобур вступил в труппу Ленинградского БДТ имени М. Горького, но уже в октябре 1947 года, в связи с тяжёлым материальным положением своей семьи, вынужден был перейти в Ленинградскую филармонию, а затем – в Вологодскую и Новгородскую филармонии для совместной работы с женой.

В январе 1949 года Чобур стал артистом Рижского театра русской драмы, где занял одно из ведущих положений. Сыграл там майора Игнатьева («На той стороне» А.А. Барянова), Керри («Миссурийский вальс» Н.Ф. Погодина), Воропаева («Счастье»), Сибирякова («Зелёная улица» А.А. Сурова), В.И. Ленина («Незабываемый 1919 год» В.В. Вишневского) и другие роли. Но вскоре творческий пыл ему пришлось сменить на больничную койку – рижские климатические условия спровоцировали заболевание туберкулёзом. Через год заболел и сын, поэтому о работе в Риге пришлось забыть. В сентябре 1951 года Чобур получил творческий отпуск и вернулся с семьёй в Ленинград. В мае 1952 года он окончил отделение Усовершенствования руководящих работников искусств при Ленинградском театральном институте имени А.Н. Островского и до декабря этого же года руководил Военно-шефской бригадой на Черноморском флоте. В 1954 году вошёл в труппу Ленинградского театра Комедии и играл там до 1965 года. Среди ролей на его сцене: Том Фэшион («Путешествие в Скарборо» Р. Шеридана), Владимир Сергеевич Смирнов («Чемпионы» Л.Г. Зорина), Егор Гаврилович («Простая девушка» В.В. Шкваркина), Прэд («Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу), Тони Вендес («Телефонный звонок» Ф. Нотта), Платон Платонович («Кресло № 16» Д. Угрюмова), президент («Лабиринт» П. Леви), Григорий Николаевич Климов («…Опаснее врага» Д. Аля и Л.Л. Ракова) и другие.

В кино Владимир Чобур впервые «засветился» в 1932 году. Однако настоящий успех пришел к нему только в 1940 году после участия в фильме «Моя любовь», где он сыграл своего современника, честного и благородного парня Лёшу. Внешние данные и склонность к романтизму как нельзя лучше подошли к этой роли и обеспечили успех её исполнителю.

В 1943 году Чобур снялся в одном из лучших фильмов о войне, снятом в военное время – «Радуга» Марка Донского, в котором с непривычной тогда жёсткостью и реалистичностью была показана ненависть к врагу.

В 1965 году Владимир Иванович перешёл на административную работу, став директором Ленинградского театра миниатюр под руководством Аркадия Райкина. В 1970 году на гастролях театра в Архангельске с Чобуром случился инсульт, поставивший его на грань жизни и смерти. И если бы не экстренная помощь молодого кардиолога, буквально вырвавшего Владимира Ивановича из рук смерти, то неизвестно, чем бы это для него закончилось. Последующие десять лет его жизни молодой врач продолжал присматривать за актёром, приезжая по любому зову в любое время суток.

Инсульт сделал свое дело – Владимир Иванович больше не мог работать ни как актёр, ни как администратор. Некогда энергичный и деятельный человек, он теперь был вынужден вести тихую спокойную жизнь. Рядом с ним были его родные – жена, сын и невестка, помогавшие ему выжить. Супруга Людмила Александровна к тому моменту уже сама была нездорова – у неё обнаружили рак, приведший в 1976 году к её кончине. Но Владимир Иванович нашёл в себе силы жить дальше и даже вторично женился, но прожил с новой женой совсем недолго. От последствий инсульта он умер в возрасте 70 лет. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Сын Владимира Чобура Александр (1932–2009) окончил художественное училище имени В.А. Серова, работал дизайнером-конструктором, автор нескольких изобретений. От первого брака у него родилось двое сыновей-близнецов, от второго – дочь.

Фильмы и роли:

1932: «Тайна Кара-тау» (комсомолец); 1938: «Честь» (Митя); 1939: «Великий гражданин», 2 серия (матрос у гроба Шахова), «Танкисты» (Мельников), «Четвертый перископ» (матрос подлодки «Спрут»); 1940: «Моя любовь» (Леша); 1943: «Радуга» (Кравченко); 1945: «Золотая тропа» (Перекрестов отец и сын); 1949: «Звезда» (капитан); 1954: «Герои Шипки» (Столетов), «Кортик» (моряк); 1955: «Неоконченная повесть» (директор завода); 1957: «Балтийская слава» (Ильин); 1958: «Кочубей» (полковник), «Красные листья» (Лемеш); 1960: «Чужая беда» (Иван Кузьмич, председатель райкома); 1964: «Одиночество» (эп.); 1965: «Залп «Авроры» (руководитель фракции), «Принимаю бой» (инженер-атомщик); 1967: «Зеленая карета» (артист Александринского театра).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru