
Цинман Аркадий Михайлович
Аркадий Цинман родился в Риге, откуда в годы первой мировой войны, вместе с родными, эвакуировался на Украину, в Житомир. С тринадцати лет, параллельно учёбе в школе, занимался в любительских драмкружках, а с пятнадцати – подрабатывал киномехаником в кинотеатре. В 1929 году Аркадий Цинман переехал в Ленинград, где учился в Государственном художественном политехникуме и параллельно трудился старшим техником-электриком в Театре оперы и балета. Уйдя оттуда в 1931 году после полученной производственной травмы, по рекомендации врачей Цинман перебрался в Москву. Там он поступил на экономический факультет Плановой академии имени В.М. Молотова, учёбу в которой совмещал с работой электромонтёром в Большом театре. Ежедневное наблюдение за творческим процессом, вероятно, пробудило в нём желание самому попытаться стать артистом, тем более, что у него уже имелся опыт участия в любительских постановках. В 1932 году Цинман держал вступительный экзамен в техникум МХАТа 2-го и был принят на актёрский факультет. В период учёбы принимал участие в ряде постановок театра и уже вот-вот должен был получить диплом, как в феврале 1936 года пришло известие о том, что МХАТ 2-й закрыт с формулировкой: «посредственный театр», сохранение которого «не вызывается необходимостью». Вся его труппа была расформирована. Аркадий Цинман по назначению Комитета по делам искусств и ЦК комсомола был отправлен для работы в Театр русской драмы Бурят-Монгольской АССР, где получил свои первые серьёзные роли: Землянику и Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Верби в «Памеле Жиро» О. де Бальзака, фон Кальба в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера, Вожеватова в «Бесприданнице» А.Н. Островского. Параллельно Цинман пробовал себя в режиссуре и педагогике, вёл работу по подготовке актёрских кадров для монгольского театра. В 1938 году Аркадий Цинман вернулся в Москву и поступил в труппу Театра Сатиры, который был близок ему по творческому направлению. Там он не занял ведущего положения, но был вполне заметен в небольших характерных ролях. Среди них: Рывкинд («Чужой ребёнок» В.В. Шкваркина), Пуговкин («Таланты» К.Я. Финна), Костя Зряхов («Забытые страницы. Дети» М. Горького), Гриша Флом («Неравный брак» Бр. Тур), Алёша («Страшный суд» В.В. Шкваркина) и другие. С началом Великой Отечественной войны Цинман в составе Театра Сатиры выезжал в части РККА, затем – на Урал, Сибирь и Дальний Восток, работал по линии Красной армии Дальневосточного фронта. По возвращении в Москву в 1943 году Комитетом по делам искусств он был переведён в Государственный театр миниатюр, где оставался до октября 1944 года. В тот же период Цинман дебютировал в кино в эпизодической роли фотокорреспондента в фильме Юлия Райзмана «Небо Москвы», что позволило ему вступить в актёрский штат киностудии «Мосфильм». Когда же был создан Государственный театр киноактёра, в июле 1945 года Аркадий Цинман перешёл в его труппу. Там он был задействован в ведущих ролях нескольких спектаклей: «Глубокие корни» Д. Года и А. Д’Юссо (Рой Максуэлл), «Счастье Гарри Смита» К.М. Симонова (Престон), «Остров мира» Е.П. Петрова (мистер Роберт Симпсон), «Флаг адмирала» А.П. Штейна (Орфано). В кино же ему приходилось довольствоваться небольшими ролями второго плана и крохотными эпизодами, среди которых встречались и вполне удачные. Достаточно вспомнить комментатора в «Первой перчатке», Августа Фриша в «Старинном водевиле» или Престона в «Русском вопросе». Наступивший в конце 1940-х – начале 1950-х годов период малокартинья оставил многих артистов без работы, в числе которых оказался и Аркадий Цинман. В 1951 году он попал под сокращение в театре и в течение следующих трёх лет занимался концертной деятельностью, работая по договорам от Московской, Волжской, Полтавской и Ленинградской филармоний, а также артистом концертной бригады по обслуживанию бойцов и командиров Советской армии при Центральном Доме Советской армии. Несмотря на временное изгнание из штата киностудии, Цинман не отдалился от работы в кино. В частности, в 1951 году он снимался в роли журналиста Кенсли в незавершённом фильме Амо Бек-Назарова «Второй караван», а в 1953 году – в эпизодической роли охранника Джимми у Абрама Роома в «Серебристой пыли». Наконец, в мае 1954 года Аркадий Цинман получил возможность восстановиться в штате «Мосфильма» и труппе Театра-студии киноактёра, что позволило ему снова быть востребованным в кино. Актёра стали активно приглашать на небольшие характерно-комедийные роли и эпизоды, в которых он был ярок и самобытен. Среди наиболее заметных его работ: Тедди Бомпас («Как он лгал её мужу»), Медынский («Фома Гордеев»), Фишер («Сокровища республики»), Туровцын («Анна Каренина»), коммерческий директор цирка («Ехали в трамвае Ильф и Петров»). Однако наибольшую известность принесло Цинману участие в фильмах-сказках Александра Роу, в которых он создал незабываемую галерею сказочных персонажей: Абажа («Королевство кривых зеркал»), Советника, Придворного библиотекаря и Белого мудреца («Огонь, вода и… медные трубы»), пирата – барона де ля Свина («Варвара-краса, длинная коса»), главного разбойника («Золотые рога»). После восстановления в Театре-студии киноактёра Аркадий Цинман сыграл ещё две заметные роли в его репертуаре – Ивана Андреевича Мордашова в «Азе и Ферте» П.С. Фёдорова и Якина в «Иване Васильевиче» М.А. Булгакова. Также он работал на дубляже, участвовал в концертных программах. Награждён медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1948) и «В память 800-летия Москвы» (1949). Достигнув пенсионного возраста, Аркадий Михайлович стал меньше востребован на экране, и в сентябре 1978 года ушёл на заслуженный отдых. Последние годы о нём никто не вспоминал, и скончался он тихо и незаметно. Даже точная дата его смерти долгое время оставалась неизвестной. Только лишь благодаря упорным поискам историка театра и кино Сергея Николаева удалось установить день, когда актёр покинул этот мир. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Ваганьковского кладбища. Фильмы и роли: 1944: «Небо Москвы» (корреспондент); 1946: «Каменный цветок» (купец), «Клятва» (Петров), «Первая перчатка» (комментатор), «Старинный водевиль» (Фиш), «Сыновья» (Мюллер); 1947: «Весна» (учёный), «Русский вопрос» (Престон); 1948: «Мичурин» (исправник), «Суд чести» (Уилби), «Третий удар» (генерал Секст); 1948: «Сказка о царе Салтане», не завершён (гонец-меховщик); 1950: «Заговор обречённых» (член парламента); 1951: «Второй караван», не завершён (Кенсли, журналист), «Незабываемый 1919 год» (участник конференции); 1953: «Серебристая пыль» (Джимми, охранник); 1954: «Чемпион мира» (корреспондент); 1955: «Попрыгунья» (друг Ольги Ивановны); 1956: «Драгоценный подарок» (рыбак), «Как Джанни попал в ад», к/м (Марко), «Как он лгал ее мужу», к/м (Тедди Бомпас); 1958: «Следствие продолжается», н/п (Гофман); 1959: «Фома Гордеев» (Медынский), «Я Вам пишу» (отец); 1960: «Разноцветные камешки» (Владимир Петрович), «Русский сувенир» (журналист); 1961: «Зелёный патруль» (Биркин, браконьер), «Ночь без милосердия» (заправщик), «Суд сумасшедших» (толстяк в ресторане); 1963: «Большие и маленькие» (Яков Семенович), «Королевство кривых зеркал» (Абаж); 1964: «Сокровища республики», тв (мистер Фишер), «Хотите – верьте, хотите – нет» (директор зоопарка); 1965: «Год, как жизнь» (полковник полиции), «Западня», тв (приятель мисс Скелтон); 1966: «Верность матери» (жандармский генерал), «Королевская регата» (учёный); 1967: «Анна Каренина» (Туровцын, гость Облонского), «Дай лапу, Друг!» (врач), «Огонь, вода и… медные трубы» (Советник, Придворный библиотекарь и Белый мудрец); 1968: «Крах» (сообщник Шешени), «Наши знакомые» (парикмахер); 1969: «Варвара-краса, длинная коса» (барон де ля Свин, пират), «Трое» (эп.); 1971: «Ехали в трамвае Ильф и Петров», тв (коммерческий директор цирка и тапёр); 1972: «Бой после победы» (сотрудник Гелена), «Золотые рога» (главный разбойник); 1975: «Концерт для двух скрипок» (директор цирка); 1976: ««Сто грамм» для храбрости» (учёный). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru