Данилина Лариса Михайловна

Danilina-1Данилина Лариса Михайловна
Заслуженная артистка РФ (1993)
Родилась 23 марта 1938 года.

Лариса Данилина родилась в селе Гуляйполе Черкасской области в семье Михаила Григорьевича Данилина и Анисьи Емельяновны Глущенко. В середине 1930-х годов они встретились в Москве, полюбили друг друга и создали семью. Жилось им тогда несладко. Не имея определённой специальности, Данилиным приходилось соглашаться на любую работу. Своего крова не было, жили они в общежитии, поэтому, забеременев, Анисья Емельяновна уехала рожать в деревню к отцу и двум родным сёстрам – Евдокии и Полине. Впоследствии тётки очень многое дали Ларисе, приучили её всё делать своими руками, заложили в ней большое трудолюбие. Весь период войны она прожила у них в Гуляйполе и только после победы вернулась к родителям в Москву.

Пока Лариса отсутствовала, в семье Данилиных произошло пополнение. Теперь у них было четверо детей, а жилищные условия оставляли желать лучшего. Все они ютились в пятнадцатиметровой комнатке во 2-м Неглинном переулке, не могли позволить себе ничего лишнего, поскольку едва хватало средств, чтобы сводить концы с концами. Несмотря на это, Лариса росла творческим ребёнком. Однажды по просьбе подруги она сопроводила её в Дом пионеров Краснопресненского района, где та собиралась поступать в драматическую студию. Тихонько уселась в коридоре, стала слушать, как дети читают стихи. Однако этим дело не ограничилось. Проходивший мимо педагог студии Всеволод Сергеевич Щербаков (1904–1963) заметил скромно сидящую девочку и попросил её что-нибудь прочитать. Лариса вспомнила несколько строк и, о чудо, Щербакова они впечатлили. Он взял её в студию, а подругу – нет. Так, неожиданно для себя, Лариса Данилина сделала первый шаг к будущей профессии.

Всеволод Сергеевич быстро понял, что не прогадал. Он уделял Данилиной много внимания, занимал её в постановках, а когда девочке пришло время окончания восьмого класса школы и тяжёлого выбора – учиться дальше или идти работать, самолично уговорил родителей Ларисы дать ей возможность перейти в девятый класс, пообещав найти ей подработку. И слово своё сдержал. По рекомендации Щербакова Лариса стала за оплату позировать известному скульптору Сарре Дмитриевне Лебедевой (1892–1967). Та не только лепила с неё скульптурные портреты, но и очень к ней привязалась. Не имевшая детей, она захотела удочерить свою натурщицу, но та воспротивилась её прихоти.

В старших классах школы Лариса Данилина уже чётко понимала, что пойдёт в актрисы. Всеволод Щербаков посоветовал ей поступать во ВГИК, стал готовить с ней программу, и его усилия оправдались. С первого же захода Данилина была зачислена на актёрско-режиссёрский курс, в мастерскую Григория Михайловича Козинцева и Сергея Константиновича Скворцова. С него впоследствии вышли замечательные актёры: Владимир Костин, Алла Будницкая, Валентин Грачёв, Людмила Шляхтур (Давыдова), Светлана Данильченко, Нина Магер, Георгиос Совчис, Владимир Протасенко. Не у каждого из них сложилась судьба в искусстве. Данилина не стала среди них исключением. Казалось, в начале творческого пути её ждали большие перспективы. Во время учёбы актриса дебютировала в главной роли в студенческой короткометражке Андрея Хржановского «Следы стираются с камней». Затем, уже по окончании института, сыграла главную героиню у Бориса Рыцарева в картине «Сорок минут до рассвета», немного позднее небольшую, но колоритную роль Дагмары, певицы в ресторане, в фильме «Заговор послов». В тот же период случилось короткое сотрудничество с Александром Александровичем Румневым и его детищем – экспериментальным театром пантомимы «Эктемим». Следом произошли перемены в личной жизни: замужество за начинающим дипломатом и отъезд во Вьетнам, где надолго Данилина не задержалась. Фальшивые отношения между представителями дипломатического корпуса оказались ей чуждыми, и через полгода актриса вернулась в Москву.

Выпасть из профессии, хоть и на несколько месяцев, для артиста чревато последствиями. К счастью, Лариса Данилина быстро включилась в творческий процесс. В 1966 году она была приглашена на главную роль в картину «Первороссияне», к постановке которой приступал ветеран «Ленфильма» Александр Иванов. В сорежиссёры к нему был приглашён театральный постановщик Евгений Львович Шифферс (1934–1997), до этого в кино никогда не работавший. В итоге, картина, на которую возлагались большие надежды, из-за экспериментального характера оказалась непонятной и даже пугающей для кинематографических чиновников, вследствие чего положена на полку. Полноценная премьера «Первороссиян» состоялась лишь спустя сорок два года на фестивале архивного кино «Белые столбы» в 2009 году, но режиссёр не дожил до этого события. Тогда, по окончании съёмок, он остался совсем один, брошенный, никем не понятый. Среди немногих ему сочувствующих оказалась Лариса Данилина. Режиссёр и актриса сблизились, начали встречаться. Через некоторое время они оставили свои семьи, чтобы больше не расставаться. Плодом их любви стало рождение дочери Марии в 1970 году.

Сразу после окончания ВГИКа Лариса Данилина была принята в труппу Театра-студии киноактёра, в котором прослужила пятьдесят лет. В его спектаклях она не участвовала, предпочитала работать на кинопроизводстве. Снималась в небольших ролях, играла женщин из народа, жён, матерей. Параллельно всю творческую жизнь актриса занималась дубляжом, куда попала с лёгкой руки Галины Владимировны Водяницкой (1918–2007). За более чем тридцатилетний период Ларисой Данилиной сдублированы и озвучены сотни картин. Среди них: «Затмение» Микеланджело Антониони (героиня Моники Витти), «Клеопатра» Джозефа Манкиевича (героиня Элизабет Тейлор), «Подсолнухи» Витторио де Сика (героиня Софи Лорен), «Алиса здесь больше не живёт» Мартина Скорсезе (героиня Эллен Бёрстин), «Убийство в восточном экспрессе» Сидни Люмета (героиня Ванессы Редгрейв), «Чёрная мантия для убийцы» Жозе Джованни (героиня Анни Жирардо) и многие другие.

В 1960-е годы Лариса Михайловна увлеклась йогой, для советских людей ещё остававшейся в новинку. Началось всё с книги Индры Деви, которая произвела на актрису большое впечатление. Она стала самостоятельно заниматься, и это помогало ей преодолевать тяжёлые нагрузки, связанные с многочасовыми озвучиваниями. Позднее к йоге приобщилась и дочь Данилиной Мария. Именно она привела Ларису Михайловну в группу по занятию йогой, благодаря чему увлечение её мамы вышло на совершенно иной уровень. Там Данилина познакомилась с Фаеком Бириа, директором Парижского центра йоги, благословившим её на открытие собственной студии. Спустя время она действительно начала функционировать. В первое время «Студия йоги Айенгара» базировалась на территории театра «Около дома Станиславского», затем, в 2000 году, получила шикарное помещение в спортивном клубе при фонде «Арбат».

Йога настолько захватила Ларису Данилину, что она полностью отошла от актёрской деятельности и всё своё время стала посвящать новому детищу. Её студия получила известность, привлекала в свои стены большое количество людей. Так продолжалось целое десятилетие, пока в 2010 году по техническим причинам группе не пришлось покинуть спортивный клуб. Лишившись постоянного крова, студия Данилиной пыталась заниматься на других площадках, но постепенно люди стали покидать её ряды, и некогда успешное начинание сошло на нет. Сегодня Лариса Михайловна по-прежнему занимается йогой, но уже в домашних условиях, не выходя из квартиры. Она помогает ей жить, преодолевать жизненные невзгоды, придаёт сил и бодрости.

Фильмы и роли:

1959: «Следы стираются с камней», к/м (Марет); 1963: «Сорок минут до рассвета» (Нина); 1964: «Валера» (туристка); 1965: «Заговор послов» (Дагмара), «Сердце матери» (Раиса Романовна); 1967: «Первороссияне» (Люба Гремякина), «Софья Перовская» (Аннушка, роженица); 1969: «Адъютант его превосходительства», тв (Наташа), «Главный свидетель» (Софья); 1970: «Свистать всех наверх» (эп.); 1972: «Огоньки» (Прасковья); 1974: «Ищу мою судьбу» (прихожанка); 1975: «Крестьянский сын» (Агафья Фёдоровна); 1978: «Подарок чёрного колдуна» (Матрёна); 1979: «Москва слезам не верит» (женщина на записи в клубе танцев); 1980: «Там, за семью горами» (Клаша); 1981: «Душа» (администратор гостиницы); 1983: «Оглянись» (медсестра); 1984: «Полоса препятствий» (Наталья Николаевна); 1989: «Во бору брусника» (Варвара в молодости и её дочь Светлана); 1990: «Распятые» (мать), «Футболист» (Тамара); 1991: «Пока гром не грянет» (Завьялова); 1992: «Гонгофер» (эп.); 1992–2006: «Тихий Дон», тв (двоюродная тётка Аксиньи).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru