Данилов Михаил ВикторовичДанилов Михаил Викторович Артист Михаил Данилов, не смотря на относительную известность, оставил о себе очень мало информации. Он был одним из ведущих артистов Большого драматического театра, но при этом очень скромным человеком. О нём мало писали, почти не брали интервью, поэтому в наши дни выяснить подробности его биографии оказалось делом непростым. Хотя ещё живы артисты, игравшие вместе с ним на сцене, но все они лишь набросали штрихи к его личности, так до конца её и не раскрыв. Приходится довольствоваться тем малым, что удалось собрать. Родился Михаил Данилов в Ленинграде в семье Виктора Михайловича (1905–1977) и Надежды Николаевны (1908–1978) Даниловых. Когда началась война, он вместе с матерью остался в осаждённом городе, полностью перенёс все тяготы блокады. К счастью, оба они выжили. В 1944 году, когда Ленинград уже был освобождён, юный Миша стал учеником 210-й средней школы и окончил её в 1954-м. После этого целый год он не мог определиться с выбором будущей профессии, пока, наконец, в 1955 году не поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова. Однако очень скоро интерес к технике сменился у Данилова на увлечение драматическим искусством. В период учёбы он стал завсегдатаем студенческого театра-студии под руководством Евгении Владимировны Карповой и так в это погрузился, что начал всерьёз задумываться об актёрской профессии. Когда в 1960 году ЛГУ остался позади, Данилов целенаправленно пошёл в артисты. Он поступил на вечернее отделение актёрского факультета Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского на курс выдающихся педагогов Василия Васильевича Меркурьева и Ирины Всеволодовны Мейерхольд. Можно утверждать, что Данилову повезло, поскольку его мастера воспитали не одно поколение драматических артистов, впоследствии украшавших сцены отечественных театров. Михаил Викторович не стал среди них исключением. Он учился вместе со Станиславом Чуркиным, Еленой Чёрной, Людмилой Сапожниковой, Тамарой Колесниковой. Две последние по окончании института были взяты в труппу Большого драматического театра, Данилов же вместе с Чуркиным и Чёрной попал в Ленинградский театр драмы имени А.С. Пушкина. Не смотря на то, что это был старейший коллектив со сложившимися традициями, Данилов мечтал перейти в БДТ. Имя его руководителя Георгия Товстоногова было у всех на слуху, любой актёр почёл бы за честь работать с таким мастером. Но в случае с Михаилом Даниловым складывалось не всё так просто. Дело в том, что на тот момент он был изрядно пьющим человеком, в связи с этим даже приобретшим дурную славу. И хотя все признавали неординарность его таланта, зелёный змий мешал режиссёрам строить на него планы. Тем не менее, по окончании сезона 1965/66 гг. Михаил Данилов решил показаться Товстоногову. Тот его посмотрел и высказал свой вердикт. Он согласился взять актёра в труппу при условии, что тот больше никогда не будет пить. Михаил Викторович поклялся и до конца жизни не прикасался к спиртному. Так состоялся приход Данилова в прославленный БДТ, где он очень скоро стал одним из самых задействованных в репертуаре актёров. Как правило, он играл характерные роли, образы неординарных героев со сложным внутренним миром, с собственным взглядом на жизнь. За первое десятилетие он неоднократно вводился в уже состоявшиеся постановки, получал роли в премьерных спектаклях. Среди них: Бучер («Карьера Артура Уи» Б. Брехта), Гальперин («Ещё раз про любовь» Э.С. Радзинского), Фердыщенко («Идиот» Ф.М. Достоевского), Юмс («Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля), Максим Петров («Традиционный сбор» В.С. Розова), Пойнс («Король Генрих IV» В. Шекспира), Назаров («Третья стража» Г.А. Капралова и С.И. Туманова), Калошин («Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова), Бобчинский («Ревизор» Н.В. Гоголя), Шарль Варле де Лагранж («Мольер» М.А. Булгакова), Ионицэ («Общественное мнение» А. Баранги), Митрофан («Три мешка сорной пшеницы» В.Ф. Тендрякова), Лысый («Энергичные люди» В.М. Шукшина), Конюший («История лошади» Л.Н. Толстого), Ленсман («Молодая хозяйка Нискавуори» Х. Вуолийоки) и другие. В середине 1970-х имя Михаила Данилова уже было хорошо известно в театральных кругах. Однако по-настоящему популярным актёра сделало кино. В 1975 году он был приглашён Петром Фоменко на роль военврача Супругова в четырёхсерийную телевизионную ленту «На всю оставшуюся жизнь». Телезрителям открылся уже немолодой, но очень интересный артист, обладавший запоминающейся фактурой и своеобразной манерой произношения. У него был свой, неповторимый стиль игры, немного суховатый, малоэмоциональный, но при этом очень выразительный. Данилов умел одним лишь взглядом передать настроение героя, его характер, внутренний мир, что удавалось лишь очень хорошим артистам. А Данилов, на мой взгляд, был именно таким. Это поняли и режиссёры. В последующие годы актёра стали много снимать, предлагая самые разные роли. В основном, он изображал людей интеллигентных профессий, представителей искусства, чиновников, иностранцев, среди которых было немало отрицательных персонажей. Но, в то же время, Данилову удавались мягкие, незащищённые герои, не способные на решительные поступки. Среди его лучших кино– и телевизионных работ: Лазаренко («Почти смешная история»), Лиандер («Расмус-бродяга»), Богуславский («Вернёмся осенью»), Лысцов («Осенняя история»), Мегрэ («Мегрэ и человек на скамейке»), Ретланд («Кража»), Борис Евгеньевич («Профессия – следователь»), Тиран («Капитан Фракасс»), Марчук («Прорыв»), Катин («Жизнь Клима Самгина»), Соломон («Визит дамы»). В 1980–1990-е годы Михаил Викторович продолжал активно играть на сцене БДТ, пользовался уважением коллег, в том числе и самого Товстоногова. Однако звание Заслуженного артиста РСФСР, в отличие от других артистов театра, получил довольно поздно, в пятьдесят один год, что нисколько не умолило его значения в труппе. Там его любили за открытость, компанейскость, эрудированность. Был у него, помимо актёрства, ещё один значительный талант, пользовавшийся спросом у большинства окружающих. Однажды Данилов увидел работы мастера по изготовлению трубок Алексея Фёдорова, заинтересовался секретами его ремесла и, в итоге, сам стал одним из лучших мастеров-трубочников в Советском Союзе. Его трубки курили многие знаменитости: артисты, режиссёры, писатели, политики. В их числе даже был известный мастер детектива Жорж Сименон, заказавший у Данилова трубку для своей коллекции. Примечательно, что несколькими годами ранее Михаил Викторович сыграл одного из самых популярных персонажей писателя – комиссара полиции Мегрэ, который появлялся в кадре с трубкой, изготовленной самим актёром. К концу 1980-х гг. Михаила Данилова стало часто подводить здоровье, осложнявшее его творческую жизнь. Тем не менее, он не отстранялся от работы. На сцене БДТ сыграл графа Франца Орсини-Розенберга в «Амадеусе» П. Шеффера, старика в бочке в «Театре времён Нерона и Сенеки» Э.С. Радзинского, Чебанова в «За чем пойдёшь, то и найдёшь» А.Н. Островского, по-прежнему много снимался в кино и на телевидении. Однако болезнь, всё же, брала своё. Актёра смогли отправить за границу, где ему сделали дорогостоящую операцию. После этого несколько лет он ещё мог работать, но затем недомогания вернулись. Их повторное лечение, к сожалению, результатов не дало. Михаил Викторович скончался в одной из онкологических клиник в Бостоне, в США. Похоронили его на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Михаил Данилов был семейным человеком. Его супруга Лора Леонидовна Крепс (1940–2007) работала инструктором в Доме учёных в Лесном. В 1962 году в их семье родилась дочь Екатерина. Фильмы и роли: 1967: «Жизнь Матвея Кожемякина», тв (Семен Дроздов), «На большой дороге», тв (Тихон); 1969: «Мертвые души», тв (Селифан), «Правду! Ничего, кроме правды!», тв (Юмс); 1970: «До востребования», тв (Яков Михайлович); 1971: «Фиеста», тв (Монтойя); 1972: «Дом на Фонтанке», тв (Веня); 1973: «Скачу за радугой», тв (Аркадий Семенович); 1974: «Агония» (Андронников); 1975: «На всю оставшуюся жизнь», тв (доктор Супругов); 1976: «Обыкновенная Арктика», тв (хозяин избы); 1977: «Почти смешная история», тв (Лазаренко), «Человек-невидимка», тв (Бантинг); 1978: «Последняя альтернатива», тв (Квимот), «Расмус-бродяга», тв (Лиандер); 1979: «Вернемся осенью» (Богуславский), «Осенняя история», тв (Виктор Иванович, директор школы); 1980: «Мой папа – идеалист» (завлит театра); 1981: «Всем – спасибо!», тв (Леонид Аркадьевич), «Мегрэ и человек на скамейке», тв (Мегрэ), «Самоубийство», тв (Татлин); 1982: «Инспектор Лосев», тв (Пирожков), «Кража», тв (Ретланд), «Не ждали, не гадали», тв (ветеринарный врач), «Продавец птиц», тв (Вепс), «Профессия – следователь», тв (Борис Евгеньевич), «Формула памяти», тв (Виктор Фрайман); 1983: «Не было бы счастья», тв (солидный), «Последний довод королей», тв (Рэй Кларк), «Среди серых камней» (урядник); 1984: «Капитан Фракасс», тв (Тиран), «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса Хоббита», тв (мистер Бильбо Беггинс Хоббит); 1985: «Простая смерть» (рассказчик), «Соучастие в убийстве» (Фогг); 1986: «Мой нежно любимый детектив», тв (мистер Грин), «Пиквикский клуб», тв (Уордль), «Прорыв» (Марчук), «Путь к себе», тв (дядя Миша), «Тихое следствие» (Кривощапов); 1986–1988: «Жизнь Клима Самгина», тв (Нестор Катин); 1987: «Вот такая история», тв (Путинцев); 1988: «Гнев отца» тв, к/м (Карл), «Жена керосинщика» (Бабичев), «Миллион приключений. Остров ржавого генерала», тв (Иван Степанович, кинорежиссер), «Эти… три верные карты…» (Чекалинский); 1989: «Визит дамы», тв (Соломон, парикмахер), «Процесс» (Корытов), «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (тесть Владимира); 1990: «Анекдоты» (Ротшильд), «Повести Белкина. Гробовщик», тв, к/м (Андриян Прохоров) «Чернов» (Деян); 1991: «Курица» (Федор Ильич Галактионов, главный режиссер); 1994: «Мастер и Маргарита» (Берлиоз). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru