Денисова Александра АлексеевнаДенисова (Мартынова) Александра Алексеевна Александра Денисова была одной из самых интересных эпизодниц советского кино. Её никто никогда не видел на экране молодой. Начиная со своего кинодебюта в фильме «Старый наездник» к ней «приклеилось» амплуа старухи, в котором она благополучно работала на протяжении всей своей творческой жизни в кино. Ей блистательно удавались как милые добрые бабули, так и ершистые старушки с характером. И для всех она всегда находила индивидуальные актёрские краски, отличалась умением быть естественной и запоминающейся даже в самом маленьком эпизоде. Все её женщины из народа, матери, соседки, работницы были близки и понятны обычному зрителю, задевали за живые струны человеческой души. Положительные героини заставляли переживать, а отрицательные вызывали справедливое негодование. Быть такой разной и при этом всегда интересной есть несомненный актёрский талант. И Александра Алексеевна обладала им в полной мере. Родилась будущая актриса в Москве в многодетной семье, в которой была самой младшей. Её отец Алексей Кузьмич Денисов, торговец лесом, и мать, домашняя хозяйка, умерли рано, поэтому основным воспитанием девочки занималась бабушка, а после её смерти – дядя (отец известного легкоатлета Николая Николаевича Денисова). Свою трудовую деятельность Александра начала сразу после окончания школы. С 1920 по 1926 годы работала сначала в Райсовете, потом в Госбанке. Параллельно с сентября 1921 года училась на актёрском факультете ГИТИСа. После его окончания в июне 1926 года начала свою артистическую деятельность в театре Корша. После его закрытия в 1927 году перешла в театр-студию имени М.Н. Ермоловой. Затем с 1931 по 1936 годы была актрисой Реалистического театра. За время работы в вышеперечисленных театрах сыграла: Настю в «На дне» М. Горького, Маргариту в «Неосторожности» И.С. Тургенева, Сарру в «Испанцах» М.Ю. Лермонтова, Ольгу Павловну в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина, герцогиню в «Бравом солдате Швейке» Я. Гашека, Садовскую в «Аристократах» Н.Ф. Погодина и другие роли. В период служения в Реалистическом театре случились изменения в личной жизни Александры Денисовой. В 1934 году она вышла замуж за театрального режиссёра Андрея Сергеевича Мартынова (1905–1979). У супругов родилось двое детей – дочь Ирина (1934 г.р.) и сын Юрий (1936–1981). После рождения второго ребёнка Александра Алексеевна на год уходила из театра. Затем в 1937 году вернулась, но уже на сцену Московского современного театра. В 1940 году состоялся дебют Александры Денисовой в кино в комедии Бориса Барнета «Старый наездник». К сожалению, фильм тогда так и не вышел на экраны, поэтому работа актрисы осталась незамеченной. В начале Великой Отечественной войны Александра Алексеевна эвакуировалась в Алма-Ату и вскоре начала работать в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС), где снялась в маленьких эпизодиках нескольких известных фильмов. Параллельно выступала в концертных программах от Казгосфилармонии. После возвращения киностудии «Мосфильм» из эвакуации в Москву Денисова стала её штатной артисткой, а затем после создания Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра) в июле 1945 года вошла в состав его труппы. На сцене этого театра играла в нескольких спектаклях, среди которых: «Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова(Авдотья и Арина Ивановна), «Остров мира» Е.П. Петрова (Кэтрин), «Софья Ковалевская» Бр. Тур (фрау Швейдлиц), «Три солдата» Ю.П. Егорова и Г.С. Победоносцева (Мария Степановна), «Нахлебник» И.С. Тургенева (Прасковья Никитична), «Бесприданница» А.Н. Островского (тётка Карандышева), «Бедность не порок» А.Н. Островского (Арина) и других. В апреле 1964 года Александра Денисова уволилась из Театра-студии киноактёра в связи с достижением пенсионного возраста. Расцвет кинематографической деятельности Александры Алексеевны пришёлся на середину 1950-х годов. В этот период она сыграла одни из лучших своих ролей: Алевтину Ряшкину в «Чужой родне», Татьяну Сергеевну в «Рассказах о Ленине», Степаниду в «Строгой женщине». Позднее этот перечень пополнился тётей Полей в «Високосном годе», гардеробщицей в «Приходите завтра», Маврушкой в «Весёлых расплюевских днях», Филипповной в «Любови Серафима Фролова», Матрёной Ивановной в «Гончарном круге». В игре актрисы сочетались острая характерность, внутренний драматизм, ирония, простота. В жизни Александра Алексеевна была тихим малообщительным человеком. Очень любила своих детей, всю себя отдавала им без остатка. Муж её оставил ещё в 1947 году, поэтому в дальнейшем она рассчитывала только на свои силы. Научилась шить, сама готовила (хотя и не любила это делать). Жила с детьми довольно скромно, но при этом смогла реализовать свою давнюю мечту – научиться играть на фортепиано. Скопила необходимую сумму, купила инструмент и с помощью самоучителя научилась играть несколько пьес. Денисова активно снималась до конца 1970-х годов. Затем возраст постепенно стал брать своё. Болели ноги, ей тяжело было передвигаться. В последний раз актрису позвал сниматься в 1983 году Николай Губенко. В свой фильм из жизни дома престарелых «И жизнь, и слёзы, и любовь» он искал актёров преклонного возраста и вспомнил об Александре Алексеевне. Ей очень хотелось сняться, но, к сожалению, здоровье не позволило этому осуществиться. Последние годы Александра Алексеевна жила вместе с дочерью Ириной. В кино её уже не приглашали, и, казалось бы, о её существовании совсем забыли. Ведь даже о дне её 80-летия никто не вспомнил. И только через два года после кончины актрисы в журнале «Искусство кино» в 1989 году Александра Алексеевна получила запоздавшее поздравление с 85-летием. Похоронена Александра Денисова на территории крематория Николо-Архангельского кладбища. Фильмы и роли: 1940: «Старый наездник» (Анисья Павловна); 1942: «Актриса» (Вера Борисовна), «БКС № 10» (польская женщина в новелле «Бесценная голова» и женщина у ворот в новелле «Молодое вино»), «Котовский» (жена Попеску); 1944: «Родные поля» (Степанида); 1945: «Непокоренные» (колхозница); 1946: «Первая перчатка» (мать Нины); 1947: «Поезд идет на восток» (женщина на вокзале); 1948: «Молодая гвардия» (Громова-мать); 1950: «Донецкие шахтеры» (жена Горового), «Кавалер Золотой Звезды» (соседка); 1951: «Сельский врач» (больная); 1953: «Великий воин Албании Скандербег» (мать Дина), «Нахлебник» (Прасковья Ивановна, кастелянша), «Сеанс гипноза» (птичница), «Случай в тайге» (жена Федора); 1954: «Анна на шее» (дама), «”Богатырь” идет в Марто» (старуха), «Верные друзья» (мать Васьки); 1955: «Вольница» (старуха), «Урок жизни» (тетя Аня, вахтерша), «Чужая родня» (Алевтина Ряшкина); 1956: «Долгий путь» (мать Василия), «Дорога правды» (Аникеева); 1957: «Дорогой ценой» (мачеха), «К Черному морю» (старушка), «Рассказы о Ленине» (Татьяна Сергеевна), «Саша вступает в жизнь» («Тугой узел») (скотница), «Тихий Дон» (Лукинична); 1958: «Ветер» (мать жениха), «Дело “пестрых”» (Полина Григорьевна), «Дружок» (бабушка, потерявшая чемодан), «Капитанская дочка» (Акулина Панфиловна, попадья), «По ту сторону» (старуха), «Стучись в любую дверь» (соседка), «Счастье надо беречь» (старушка), «Трудное счастье» (жена кулака); 1959: «Муму» (кастелянша), «Ссора в Лукашах» (эп.), «Строгая женщина» (Степанида); 1960: «Твои друзья» (Мария Герасимовна); 1961: «Високосный год» (тетя Поля), «В начале века» (бабка); 1962: «Грешница» (верующая), «Ход конем» (колхозница); 1963: «Выстрел в тумане» (Зоя Степановна), «Приходите завтра» (гардеробщица); 1964: «Вызываем огонь на себя», тв (жительница Сечи), «Голубая чашка», тв, к/м (старуха), «Отец солдата» (учительница); 1965: «Дети Дон Кихота» (соседка), «Звонят, откройте дверь» (гардеробщица), «Мечта моя» (Прасковья), «Над нами Южный крест» (бабка Феди), «Спящий лев» (уборщица банка); 1966: «Веселые расплюевские дни» (Маврушка), «Неуловимые мстители» (старая казачка); 1967: «Вий» (селянка), «Ташкент – город хлебный» (эп.); 1968: «Любовь Серафима Фролова» (Филипповна), «Майор Вихрь», тв (старушка); 1969: «Главный свидетель» (жена Дюди), «Мосты через забвенье» (старушка), «Странные люди» (бабка); 1971: «Алло, Варшава!», тв (медсестра), «Телеграмма» (бабушка); 1972: «Сибирячка» (мать рабочего); 1973: «Возле этих окон» (портниха), «Жизнь на грешной земле» (покупательница в магазине), «Нейлон 100 %» (пациентка стоматолога); 1974: «Выбор цели» (бабка), «Гончарный круг», тв (Матрена Ивановна), «Земляки» (бабка), «Кыш и Двапортфеля» (покупательница собаки), «Происшествие», тв (Матрена Степановна); 1976: «Обелиск» (старуха-хозяйка), «Тимур и его команда», тв (зрительница в кинотеатре); 1978: «Живите в радости» (старушка), «Предварительное расследование» (старушка); 1979: «Москва слезам не верит» (Мария Михайловна, соседка Гоши); 1981: «Василий и Василиса» (бабка). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru