Дмитревская Любовь ИвановнаДмитревская Любовь Ивановна Любовь Дмитревская родилась в Москве в семье преподавателя естественных наук, почётного гражданина Ивана Петровича Дмитревского (умер не ранее 1937 года) и домашней хозяйки Ефросиньи Григорьевны Дмитревской (умерла в 1906 году). После принятия в 1917 году декрета ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» Иван Петрович лишился своего звания, зарабатывал частными уроками. В 1930-е годы он проживал по адресу: Соломенная сторожка, дом 13. Любовь Дмитревская обучалась в 4-й женской гимназии в Москве, по окончании которой в 1906 году поступила в Московский художественный театр в качестве ученицы и сотрудницы. Стала здесь первой исполнительницей ролей Соседки в «Жизни Человека» Л.Н. Андреева, Кати в «Месяце в деревне» И.С. Тургенева, Степаниды в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского, Ингрид в «Пер Гюнте» Г. Ибсена, Мавры Григорьевны в «Смерти Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина и других. Когда в 1921 году группой артистов Художественного театра была создана 4-я студия МХАТа, Любовь Дмитревская примкнула к её рядам. В 1927 году студия преобразовалась в Реалистический театр, считавшийся одним из неоднозначных коллективов того времени. С 1925 по 1927 годы им руководил мхатовец Михаил Михайлович Тарханов, затем ему на смену пришли Василий Фёдорович Фёдоров и Леонид Андреевич Волков. В этом театре Любовь Ивановна познакомилась с актёром и режиссёром Иваном Петровичем Ворошиловым (Митяевым), за которого вышла замуж. Вся их дальнейшая творческая жизнь была неразрывно переплетена, зависела от перемещений друг друга. В Реалистическом театре Любовь Дмитревская не занимала ведущее положение, получала роли согласно своему характерно-комедийному дарованию: Епишкину («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского), Дорину («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Дашу Чумакову («Цемент» Ф.В. Гладкова) и другие. Её ценили руководители театра: Михаил Тарханов, Василий Фёдоров. Однако когда на смену им пришёл Леонид Волков, отношения его с актрисой не сложились. В 1929 году она вместе с Фёдоровым перешла во вновь организованный Центральный театр Красной армии, задуманный для пропаганды задач обороны Советского Союза и отображения жизни и быта бойцов Красной армии. Постановок в его репертуаре было немного, соответственно и Дмитревская не получала большой занятости. В 1931 году она оставила Театр армии и ушла в Московский рабочий художественный театр, в котором служил режиссёром её муж Иван Ворошилов. Это был маленький, малозначительный театр, изначально имевший функцию передвижного коллектива. Проработав в его составе три сезона, Любовь Дмитревская вернулась в Центральный театр Красной армии и оставалась в нём до конца жизни. Вместе с ней туда перешёл и Ворошилов. Этот период в жизни актрисы в творческом плане стал наиболее значительным. Новый художественный руководитель Алексей Дмитриевич Попов, расширивший художественное направление театра, увидел в Дмитревской большие перспективы и вывел её в число ведущих актрис труппы. Она играла Жукову в «Я вас люблю» И.Л. Прута, Глафиру Фирсовну в «Последней жертве» А.Н. Островского, Акулину Ивановну в «Мещанах» М. Горького, Мотылькову в «Славе» В.М. Гусева, тётю Шуру в «Годе девятнадцатом» И.Л. Прута, Мурзавецкую в «Волках и овцах» А.Н. Островского. Однако после 1937 года в послужном списке Любови Дмитревской стали появляться большие паузы в работах. До своей кончины в 1942 году она сыграла всего лишь две новые роли: Степаниду в «Полководце Суворове» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского и Манефу в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Причём последнюю героиню – за четыре месяца до ухода из жизни. Возможно, это связано с возросшей востребованностью других актрис: Нины Ольшевской, Любови Добржанской, Веры Окуневой, возможно, плохим состоянием здоровья самой Дмитревской. На этот вопрос уже не найти точный ответ. Кино в творческой судьбе Любови Ивановны присутствовало эпизодически. Первой картиной в её фильмографии обозначена «Жрица любви и смерти» (1917), о которой почти ничего неизвестно, кроме краткой аннотации в справочнике Вениамина Вишневского. Там указано, что это «порнографическая картина по сценарию А. Каменского», демонстрировавшаяся летом 1918 года в Петроградском кинотеатре «Форум». Информация крайне противоречивая, вызывающая сомнение в участии в ней Дмитревской. В период немого кино актриса снялась в фильмах: «Иола» (режиссёр Владислав Старевич), «Метель» (режиссёр Николай Маликов) – оба по сценарию Ольги Гзовской; «Девьи горы» (режиссёры Юрий Желябужский, Александр Санин). В некоторых источниках ещё указывается картина «Грех и искупление» (1919), но, если верить справочнику того же Вишневского, там снималась А. Дмитровская. В звуковом же кинематографе Любовь Дмитревская появилась лишь однажды – перед самой войной сыграла мать сестёр Мурашовых в комедии «Сердца четырёх» режиссёра Константина Юдина. К сожалению, увидеть свою работу актриса не успела, поскольку картина вышла на экраны только в январе 1945 года. Фильмы и роли: 1917: «Жрица любви и смерти» (роль); 1918: «Иола» (роль), «Метель» (девушка); 1919: «Девьи горы» (девушка из слободы); 1941: «Сердца четырёх» (Антонина Васильевна, мать Мурашовых). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru