Дмитриева Антонина ИвановнаДмитриева Антонина Ивановна Народная артистка РСФСР (1987) Антонина Дмитриева родилась в Ивантеевке Московской области в семье провинциального актёра Ивана Дмитриевича Кремлёва (умер в 1936 году), человека пьющего, неуравновешенного. Как только представилась возможность, в 1931 году его супруга Евдокия Михайловна Дмитриева (1899–1978) сбежала в Москву с маленькой дочерью на руках, устроилась секретчицей на фабрику «Освобождённый труд», проработала там много лет. В одиночку, как могла, подымала дочь. В 1936 году Антонина Дмитриева поступила в среднюю школу № 428 Сокольнического района Москвы и окончила её в 1949-м. Училась дольше положенного времени, поскольку из-за войны пришлось пропустить много занятий. Успешная в учёбе, активная участница художественной самодеятельности, в старших классах она стала задумываться о будущем ремесле и всё больше склонялась в сторону актёрской профессии. Едва получив аттестат зрелости, Антонина с первой же попытки поступила на актёрский факультет ГИТИСа к Ольге Ивановне Пыжовой, однако отношения с учёбой сложились не лучшим образом. После первого же курса она была отчислена с формулировкой «за профнепригодность». К счастью, это не остановило Дмитриеву. Уверенная в своих возможностях, она успешно прошла вступительные испытания в Театральное училище имени Б.В. Щукина и была принята на курс Анны Алексеевны Орочко. Этот набор подарил отечественному искусству целую плеяду замечательных артистов: Елену Добронравову, Григория Абрикосова, Гарри Дунца, Юлиана Панича, Александра Шворина, Леонида Сатановского, Татьяну Надеждину, Леонида Калиновского, Нину Белобородову. Среди них была и Антонина Дмитриева. Правда, Орочко её недолюбливала, называла «девкой с окраины». Зато режиссёр-педагог Елена Дмитриевна Понсова к ней благоволила, вкладывала в студентку всю душу. И, видимо, не зря, поскольку в дальнейшем Дмитриева пошла по стопам Понсовой, став выдающейся острохарактерной актрисой. После выпуска 1954 года вчерашние студенты разошлись по разным театральным коллективам. Дмитриева вместе с однокурсницей Татьяной Надеждиной попала в труппу Центрального детского театра, который в тот период был на слуху. Его главный режиссёр Мария Осиповна Кнебель смогла поднять театр на очень высокую планку. Во многом это удалось благодаря пришедшему в ЦДТ Анатолию Васильевичу Эфросу. На протяжении девяти лет он ставил там успешные спектакли, которые вошли в золотой фонд театрального искусства. Эфрос стал главным режиссёром в жизни Антонины Дмитриевой. В ЦДТ она блистала в его постановках: «Мы втроём поехали на целину» Н.Ф. Погодина (Стелла Перчаткина), «В поисках радости» В.С. Розова (Марина), «Друг мой, Колька!» А.Г. Хмелика (Лидия Михайловна), «Бывшие мальчики» Н.А. Ивантер (жена), «Женитьба» Н.В. Гоголя (Агафья Тихоновна). Лидия Михайловна в «Друг мой, Колька!» во многом стала для Дмитриевой знаковой ролью. Сыграна она была настолько достоверно, что вызывала бурю ненависти как у взрослых, так и маленьких зрителей. Дети из зрительного зала стреляли в неё из рогатки, подкарауливали на улице, а учителя на полном серьёзе на страницах «Учительской газеты» обвиняли актрису в том, что она опорочила честь педагога. Это был настоящий успех! Он закрепился, когда в 1961 году пьеса Хмелика была экранизирована. Как и спектакль, фильм прозвучал, а героиню Антонины Дмитриевой стало ненавидеть ещё большее количество зрителей. Подобная слава рикошетом отразилась на актрисе. В кино ей стали предлагать исключительно отрицательные роли. Повторяться Дмитриевой не хотелось, поэтому в дальнейшем она снималась крайне редко, в основном, в ролях второго плана и эпизодах. Несмотря на это, отрицательная героиня в её фильмографии всё же появилась – жена Егора Трубникова в «Председателе» Алексея Салтыкова. Склочная, неумная, она за пару минут настраивала против себя всю зрительскую аудиторию. Пожалуй, эти две работы стали самыми яркими кинообразами Антонины Дмитриевой. Ни эксцентричная тётя Маша из «Пропало лето» Ролана Быкова, ни крошечные роли у Петра Тодоровского в «Верности» и «Городском романсе», ни ведущая розыгрыша лотереи в «Зигзаге удачи» Эльдара Рязанова, ни мама Жени в «Нейтральных водах» Владимира Беренштейна не смогли хоть сколько-нибудь раскрыть богатые актёрские возможности Дмитриевой. Дальнейшая театральная жизнь Антонины Дмитриевой была вплотную связана с перемещениями Анатолия Васильевича Эфроса. Когда в 1963 году он перешёл в Театр имени Ленинского комсомола, актриса отправилась вслед за ним. Наиболее успешной для неё на новой сцене стала роль Нюры в пьесе Виктора Розова «В день свадьбы». Многие театральные критики и коллеги отмечали в этом образе её зрелое мастерство, а выкрикнутую фразу «Отпускаю!» возвели в ранг шедевров. Также актриса сыграла там Ингу в «Снимается кино» Э.С. Радзинского, Эльзу в «Каждому своё» С.И. Алёшина, Машу в «Чайке» А.П. Чехова. Все – в постановке Анатолия Эфроса. Когда в 1967 году Эфрос был отстранён от руководства Театром имени Ленинского комсомола и отправлен в качестве режиссёра-постановщика в Театр на Малой Бронной, Антонина Дмитриева снова последовала за ним. Но если ранее в ЦДТ и Ленкоме режиссёр часто делал ставку именно на неё, то теперь в его постановках в большей степени солировала его новая муза – Ольга Яковлева. В репертуаре Дмитриевой стали всё чаще преобладать вторые роли, которые, тем не менее, были ей сыграны с невероятной виртуозностью. Среди них: Бочкарёва в «Платоне Кречете» А.Е. Корнейчука, Кормилица в «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, Полина в «Трибунале» А.Е. Макаёнка, Фёкла Ивановна в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Мурзавецкая в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Мотря в «Занавесках» М.А. Варфоломеева, Плюшкин в «Дороге» по «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, Старуха в «Куриных головах» Д. Шпиро, тётя Саша в «Моём загляденье» А.Н. Арбузова и другие. В 1984 году Анатолий Эфрос ушёл в Театр на Таганке. Дмитриева, в отличие от предыдущих случаев, не стала менять одну сцену на другую и осталась служить в Театре на Малой Бронной. Это стало началом трудного периода в её жизни. Пришедшие на смену Эфросу режиссёры не баловали актрису ролями. Несколько лет она вообще ничего не играла. Такая ситуация, безусловно, ранила её самолюбие и пагубно отражалась на состоянии здоровья. К счастью, рядом с ней были близкие люди, всегда и во всём её поддерживавшие. С супругом, артистом эстрады Евгением Анатольевичем Кравинским (1913–1999) Антонина Дмитриева прожила долгие годы. Его уход из жизни 19 мая 1999 года стал для неё трагедией, которую она не смогла пережить. Через три месяца не стало и самой актрисы. Константин Кравинский (1961–2004), сын Антонины Ивановны и Евгения Анатольевича, как и родители, был актёром, выходил с матерью на одни подмостки, работал на радио. Век его оказался недолгим. Он пережил родителей всего на пять лет. Все вместе они упокоены на Введенском кладбище. Фильмы и роли: 1961: «Друг мой, Колька!» (Иванова); 1963: «Пропало лето» (Марья Ивановна – тётя Маша), «Трудные дети» (мать); 1964: «Председатель» (жена Трубникова); 1965: «Верность» (мать Зои), «Комэск», к/м (Зиночка); 1968: «Зигзаг удачи» (ведущая розыгрыша лотереи), «Нейтральные воды» (Пелагея Ивановна Гридасова); 1970: «Городской романс» (Вера Ивановна); 1971: «Задачка», к/м (мать Володи), «Золотая карета», тв (Дашенька Непряхина), «Следствие ведут знатоки. Несчастный случай», тв (Локтева), «Что делать?», тв (Мария Алексеевна); 1972: Платон Кречет», тв (Бочкарёва); 1973: «В номерах», тв (сваха), «Горячий камень», к/м (Катерина, мать Никиты), «Ребята с нашего двора», тв (тётя Дуся), «Трибунал», тв (Полина); 1974: «Вот такие истории», тв (Ручкина), «Ночь ошибок», тв (Доротея Харткестль), «Свадьба как свадьба», тв (мать невесты); 1975: «Возвращение», тв (мать Полины и Нэрет); 1976: «Дневник Карлоса Эспинолы» (мать), «Сибирь», тв (Анфиса Криворукова); 1977: «Лунёв сегодня и завтра», тв (Ткачёва), «Любовь Яровая», тв (Марья), «Ситуация», тв (Пелагея Филатовна), «Школьный вальс» (директор школы); 1979: «Месяц длинных дней», тв (Мария Петровна), «Мой первый друг» (бабушка Пузырёва); 1980: «Незнакомец», тв (Татьяна Гурьевна Карпонос); 1982: «Не ждали, не гадали», тв (мать Анны); 1984: «Институт бабушек», тв (баба Поля); 1985: «Следствие ведут затоки. Пожар», тв (Уварова, директор склада); 1986: «Птичье молоко», тв (тётя Маша); 1988: «Муж и дочь Тамары Александровны» (тётя Саша и ее сестра-близнец), «Трагедия в стиле “рок”» (бабушка Виктора); 1989: «Женщины, которым повезло», тв (мать Дружининой), «Сердце не камень», тв (Огуревна); 2000: «Дом для богатых» (Нюра). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru