Добронравова Елена Борисовна

dobr-glavДобронравова Елена Борисовна
Заслуженная артистка РСФСР (1968)
Родилась 21 июля 1932 года.
Умерла 24 января 1999 года.

Елене Добронравовой самой судьбой было предначертано стать актрисой. Родившаяся в театральной семье, она с самого раннего детства впитала в себя дух сцены, дух лицедейства. Её отец – знаменитый артист МХАТа Борис Георгиевич Добронравов (1896-1949) жил театром и умер на сцене. Мать – артистка вокально-драматической части МХАТа Мария Юльевна Добронравова (1900-1964). Тётка, родная сестра отца, — одна из представительниц выдающейся когорты вахтанговской школы Елизавета Георгиевна Алексеева (1901-1972). Это были знаковые имена отечественного театрального искусства. Их любили, ими восхищались, их актёрское мастерство было примером для многих последующих поколений артистов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и юная Лена, буквально выросшая за кулисами, тоже «загорелась» сценой. И, конечно же, после окончания школы её взоры были устремлены на МХАТ, где так ярко блистал её отец. Она была принята в Школу-студию, но через два года перевелась в Театральное училище имени Щукина на курс Анны Алексеевны Орочко, где влилась в компанию известных в будущем артистов: Антонины Дмитриевой, Юлиана Панича, Татьяны Надеждиной, Леонида Сатановского, Александра Шворина, Григория Абрикосова, Гарри Дунца. С двумя последними однокурсниками после окончания училища в 1954 году она была принята в труппу Театра имени Вахтангова и осталась там на всю жизнь. Сразу же стала много и интересно играть. Рубен Николаевич Симонов старался максимально разносторонне раскрыть её лирико-драматическое дарование, доверяя ей роли центральных героинь в классических и советских пьесах. В первый же год своего пребывания на вахтанговской сцене она сыграла Урсулу в «Двух веронцах» и Катерину в «Человеке с ружьём». За ними последовали Саша в «Фоме Гордееве», Офелия в «Гамлете», Наташа в «Городе на заре», Саша в «Живом трупе», Ольга Книппер в «Насмешливом моём счастье». А подоспевшая вскоре работа в кино окончательно закрепила успех начинающей актрисы. Её Катя Травникова в «Большой семье» пленила зрителей своей женственностью, нежностью, красотою, решительностью. И совершённая ею подлость в отношении главного героя вместо справедливого негодования вызывала жалость и сочувствие. «Большая семья» стала одним из предвестников приближающейся оттепели и имела большой зрительский успех. Алексей Баталов и Елена Добронравова, исполнившие главные роли, прославились на весь Советский Союз. Но если кинокарьера Баталова успешно продолжилась целым рядом ярких и интересных работ, то у Добронравовой было всё наоборот. Она снималась время от времени, но все её последующие роли на экране были уже менее значительны. Валя в «Город зажигает огни», Надя в «Золотом эшелоне», Фрося в «Рабочем посёлке», Вильма Мартинелли в «Их знали только в лицо», Нина Савина в «Повести о чекисте», Елена Флетчер-Жданович в «Миссии в Кабуле», Елена Николаевна в «Москва, любовь моя» были сыграны Добронравовой на высоком профессиональном уровне, поддержали интерес к ней режиссёров и зрителей, но для самой актрисы событием не стали.

После ухода из жизни Рубена Симонова начался спад в театральной деятельности Елены Добронравовой, успешно длившейся на протяжении четырнадцати лет. Сыгранная ей в 1968 году Елена Николаевна в «Детях солнца» стала последней звёздной ролью актрисы на сцене Театра имени Вахтангова. Сменивший Рубена Николаевича на посту главного режиссёра его сын Евгений Симонов видел своими фаворитками других актрис, а Добронравовой отныне доставались лишь роли второго плана: Октавия («Антоний и Клеопатра»), мадемуазель де Розье («Лето в Ноане»), Роза Интрульи («Великая магия»), княгиня Бетси Тверская («Анна Каренина») и другие. Свою последнюю роль – Матильду в «Великой магии» — она получила в 1988 году.

Личная жизнь Елены Борисовны, как и творческая, тоже сначала складывалась хорошо. Брак с писателем Эдуардом Юрьевичем Шимом (Шмидтом) (1930-2006) преподнёс ей интересный круг знакомств, благодаря которому она окунулась в новую для себя писательскую стихию. Участвовала в долгих беседах об искусстве, о театре, о прочитанных книгах.

В жизни Добронравова была, с одной стороны, флегматичной и отстранённой, с другой – энергичной и пробивной. Если ей что-то было нужно, она этого добивалась. Была очень наблюдательной, могла охарактеризовать человека несколькими меткими словами. Обладала хорошим чувством юмора, любила посмеяться. Прекрасно водила машину, специально выучившись этому у профессиональных специалистов. К бытовой стороне жизни была не очень приспособлена. Долгие годы ей помогала по хозяйству домработница Настя, готовившая ей и убиравшаяся в её квартире, которая была заставлена красивой дорогой мебелью, с расстеленной на полу большой медвежьей шкурой и развешанными на стенах фотографиями.

Некогда активная творческая жизнь Елены Добронравовой к концу восьмидесятых сменилась невостребованностью. Ролей в театре ей больше не предлагали, в кино прекратили снимать ещё на рубеже семидесятых-восьмидесятых. Брак с Эдуардом Шимом распался. Детей у них не было. Актриса осталась совершенно одна. Её, как могли, поддерживали друзья и коллеги. Но навалившееся со всей силой одиночество и отсутствие ролей окончательно подорвали её здоровье. Елена Добронравова ушла из жизни в полном забвении. Ни в прессе, ни на телевидении не появилось ни одного сообщения о кончине некогда известной актрисы.

Фильмы и роли:

1954: «Большая семья» (Катя Травникова); 1956: «300 лет тому…» (Соломия); 1958: «Город зажигает огни» (Валя); 1959: «Золотой эшелон» (Надя); 1963: «Завтрашние заботы» (Агния); 1965: «Рабочий поселок» (Фрося); 1966: «Их знали только в лицо» (Вильма Мартинелли), «Я родом из детства» (Люся); 1967: «Щит и меч» (глухонемая); 1968: «Портрет Дориана Грея», тв (Герцогиня); 1969: «Обвиняются в убийстве» (Васина), «Повесть о чекисте» (Нина Савина); 1970: «Миссия в Кабуле» (Елена Флетчер-Жданович); 1972: «Командир счастливой “Щуки”» (Веденина); 1974: «Москва, любовь моя» (Елена Николаевна); 1976: «Здесь мой причал», тв (Анна Сергеевна); 1980: «Мелодия на два голоса», тв (сотрудница ЗАГСа), «Тегеран-43» (мадмуазель Эраль).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru