
Добронравова Елена Борисовна
Елене Добронравовой самой судьбой было предначертано стать актрисой. Родившаяся в театральной семье, она с самого раннего детства впитала в себя дух сцены, дух лицедейства. Её отец – знаменитый артист МХАТа Борис Георгиевич Добронравов (1896–1949) жил театром и умер на сцене. Мать – артистка вокально-драматической части МХАТа Мария Юльевна Добронравова (1900–1964). Тётка, родная сестра отца, – одна из представительниц выдающейся когорты вахтанговской школы Елизавета Георгиевна Алексеева (1901–1972). Это были знаковые имена отечественного театрального искусства. Их любили, ими восхищались, их актёрское мастерство было примером для многих последующих поколений артистов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и юная Лена, буквально выросшая за кулисами, тоже «загорелась» сценой. И, конечно же, после окончания школы её взоры были устремлены на МХАТ, где так ярко блистал её отец. Она была принята в Школу-студию, но через два года перевелась в Театральное училище имени Б.В. Щукина на курс Анны Алексеевны Орочко, где влилась в компанию известных в будущем артистов: Антонины Дмитриевой, Юлиана Панича, Татьяны Надеждиной, Леонида Сатановского, Александра Шворина, Григория Абрикосова, Гарри Дунца. С двумя последними однокурсниками после окончания училища в 1954 году она была принята в труппу Театра имени Евг. Вахтангова и осталась там на всю жизнь. Сразу же стала много и интересно играть. Рубен Николаевич Симонов старался максимально разносторонне раскрыть её лирико-драматическое дарование, доверяя ей роли центральных героинь в классических и советских пьесах. В первый же год своего пребывания на вахтанговской сцене она сыграла Урсулу в «Двух веронцах» В. Шекспира и Катерину в «Человеке с ружьём» Н.Ф. Погодина. За ними последовали Саша в «Фоме Гордееве» по М, Горькому, Офелия в «Гамлете» В. Шекспира, Наташа в «Городе на заре» А.Н. Арбузова, Саша в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, Ольга Книппер в «Насмешливом моём счастье» Л.А. Малюгина. А подоспевшая вскоре работа в кино окончательно закрепила успех начинающей актрисы. Её Катя Травникова в «Большой семье» пленила зрителей своей женственностью, нежностью, красотою, решительностью. И совершённая ею подлость в отношении главного героя вместо справедливого негодования вызывала жалость и сочувствие. «Большая семья» стала одним из предвестников приближающейся оттепели и имела большой зрительский успех. Алексей Баталов и Елена Добронравова, исполнившие главные роли, прославились на весь Советский Союз. Но если кинокарьера Баталова успешно продолжилась целым рядом ярких и интересных работ, то у Добронравовой было всё наоборот. Она снималась время от времени, но все её последующие роли на экране были уже менее значительны. Валя в «Город зажигает огни», Надя в «Золотом эшелоне», Фрося в «Рабочем посёлке», Вильма Мартинелли в «Их знали только в лицо», Нина Савина в «Повести о чекисте», Елена Флетчер-Жданович в «Миссии в Кабуле», Елена Николаевна в «Москва, любовь моя» были сыграны Добронравовой на высоком профессиональном уровне, поддержали интерес к ней режиссёров и зрителей, но для самой актрисы событием не стали. После ухода из жизни Рубена Симонова начался спад в театральной деятельности Елены Добронравовой, успешно длившейся на протяжении четырнадцати лет. Сыгранная ей в 1968 году Елена Николаевна в «Детях солнца» М. Горького стала последней звёздной ролью актрисы на сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Сменивший Рубена Николаевича на посту главного режиссёра его сын Евгений Симонов видел своими фаворитками других актрис, а Добронравовой отныне доставались лишь роли второго плана: Октавия («Антоний и Клеопатра» В. Шекспира), мадемуазель де Розье («Лето в Ноане» Я. Вашкевича), Роза Интрульи («Великая магия» Э. де Филиппо), княгиня Бетси Тверская («Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого) и другие. Свою последнюю роль – Матильду в «Великой магии» – она получила в 1988 году. Личная жизнь Елены Борисовны, как и творческая, тоже сначала складывалась хорошо. Брак с писателем Эдуардом Юрьевичем Шимом (Шмидтом) (1930–2006) преподнёс ей интересный круг знакомств, благодаря которому она окунулась в новую для себя писательскую стихию. Участвовала в долгих беседах об искусстве, о театре, о прочитанных книгах. В жизни Добронравова была, с одной стороны, флегматичной и отстранённой, с другой – энергичной и пробивной. Если ей что-то было нужно, она этого добивалась. Была очень наблюдательной, могла охарактеризовать человека несколькими меткими словами. Обладала хорошим чувством юмора, любила посмеяться. Прекрасно водила машину, специально выучившись этому у профессиональных специалистов. К бытовой стороне жизни была не очень приспособлена. Долгие годы ей помогала по хозяйству домработница Настя, готовившая ей и убиравшаяся в её квартире, которая была заставлена красивой дорогой мебелью, с расстеленной на полу большой медвежьей шкурой и развешанными на стенах фотографиями. Некогда активная творческая жизнь Елены Добронравовой к концу 1980-х гг. сменилась невостребованностью. Ролей в театре ей больше не предлагали, в кино прекратили снимать ещё на рубеже семидесятых–восьмидесятых. Брак с Эдуардом Шимом распался. Детей у них не было. Актриса осталась совершенно одна. Её, как могли, поддерживали друзья и коллеги. Но навалившееся со всей силой одиночество и отсутствие ролей окончательно подорвали её здоровье. Елена Добронравова ушла из жизни в полном забвении. Ни в прессе, ни на телевидении не появилось ни одного сообщения о кончине некогда известной актрисы. Фильмы и роли: 1954: «Большая семья» (Катя Травникова); 1956: «300 лет тому…» (Соломия); 1958: «Город зажигает огни» (Валя); 1959: «Золотой эшелон» (Надя); 1963: «Завтрашние заботы» (Агния); 1965: «Рабочий поселок» (Фрося); 1966: «Их знали только в лицо» (Вильма Мартинелли), «Я родом из детства» (Люся); 1967: «Щит и меч» (глухонемая); 1968: «Портрет Дориана Грея», тв (Герцогиня); 1969: «Обвиняются в убийстве» (Васина), «Повесть о чекисте» (Нина Савина); 1970: «Миссия в Кабуле» (Елена Флетчер-Жданович); 1972: «Командир счастливой “Щуки”» (Веденина); 1974: «Москва, любовь моя» (Елена Николаевна); 1976: «Здесь мой причал», тв (Анна Сергеевна); 1980: «Мелодия на два голоса», тв (сотрудница ЗАГСа), «Тегеран-43» (мадмуазель Эраль). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru