Добровольский Виктор НиколаевичДобровольский Виктор Николаевич Виктор Добровольский родился в Одессе в семье священнослужителя. Вскоре после этого его отца Николая Михайловича перевели в город Лысая гора настоятелем церкви, где и прошло раннее детство Виктора. В 1914 году Виктор стал учеником Елисаветградского земского реального училища, во время учёбы в котором произошло его увлечение театром. Однако всерьёз думать о сцене, в силу юных лет, он тогда не смел, и после окончания училища в 1918 году поступил в Одесский электроинститут. Отучившись там два года, молодой человек окончательно убедился в том, что его мало привлекает карьера связиста и всё больше тянет в другую, совершенно противоположную технике стихию – театр. В один прекрасный момент он решил освободиться от всех предрассудков относительно серьёзности актёрской профессии и в 1922 году покинул стены электроинститута, навсегда связав свою жизнь с искусством. Первыми творческими коллективами на пути Виктора Добровольского были полупрофессиональные Одесский народный театр и Одесский Робсельтеатр. Затем – Одесский украинский драматический театр, студийцем которого он стал. Там произошло знакомство Добровольского с Василием Степановичем Василько и его женой Любовью Михайловной Гаккебуш, ставшими его учителями и партнёрами по сцене. Василько занимал Добровольского во многих своих постановках, благодаря участию в которых начинающий артист получил первые серьёзные уроки актёрского мастерства. Последующие несколько лет творческой деятельности Виктора Добровольского после окончания студии были также связаны с именем Василия Василько. Перейдя в Харьковский Краснозаводской рабочий украинский театр, а затем в Сталинский украинский драматический театр Василий Степанович взял с собой своего ученика, доверив ему ведущие роли в своих новых спектаклях. Уже тогда определилось основное амплуа Добровольского – сильный мужественный герой, целеустремлённый, решительный. Таковы были и сыгранные им образы: Егор Булычов («Егор Булычов и другие»), Гайдай («Гибель эскадры»), Платон Кречет («Платон Кречет») и другие. В 1939 году в жизни Виктора Добровольского произошло знаменательное событие, открывавшее новый этап его актёрской карьеры: он был приглашён вступить в труппу Киевского украинского драматического театра имени И.Я. Франко. Приняв предложение, Добровольский приехал в Киев, но за неимением собственного жилья вынужден был поселиться в гостинице «Континенталь», где вскоре неожиданно был арестован органами НКВД. Ему поставили в вину организацию покушения на Лазаря Кагановича во время гастролей Сталинского театра в Москве и отправили в тюрьму. Следствие, продолжавшееся целый год, так и не выявило состава преступления, в результате чего Добровольский был оправдан и освобождён. Вернувшись на свободу, Виктор Николаевич был восстановлен в Театре имени И.Я. Франко и вскоре стал одним из ведущих артистов его труппы. К сыгранным ранее героическим образам в свою творческую копилку актёр добавил драматические и характерные роли, наиболее яркие из которых: Гурман («Украденное счастье»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Дульчин («Последняя жертва»), Лопахин («Вишнёвый сад»), Ричард («Ученик дьявола»), сэр Тоби («Двенадцатая ночь»), Борейко («Порт-Артур»), Прохор («Угрюм-река»), Юлиус Фучик («Прага остаётся моей»), Несвятипаска («Дума про Британку»), а также главные роли во всех пьесах известного в то время украинского писателя и драматурга Александра Корнейчука («Фронт», «Богдан Хмельницкий», «Макар Дубрава», «Калиновая роща» и других). Начало служения в Театре имени И.Я. Франко было ознаменовано для Виктора Николаевича не только новыми интересными ролями, но и изменением семейного положения. Свою избранницу Зою Петровну он знал с юных лет (они жили в одном дворе), поэтому их женитьба в 1940 году ни для кого не стала неожиданностью. Зоя Петровна окончила Донецкий медицинский институт, работала медиком. В феврале 1941 года в их семье родился сын Николай, который впоследствии окончил Киевский политехнический институт по специальности «автоматика и телемеханика». В кино Виктор Добровольский дебютировал ещё в 1920-е годы («Тарас Шевченко», 1926), однако первое его признание как киноактёра произошло только в конце 1930-х годов после исполнения ролей Федьки и Ягужинского в имевшем большой зрительский успех фильме «Пётр Первый» (1937-1938) режиссёра Владимира Петрова. В этих работах удачно сочетались ранее найденные актёром на театральной сцене героические и характерные интонации, очень точно подошедшие для создания этих двух разных по характеру образов. Впоследствии Виктор Добровольский так же, как и в театре, воплотил на экране немало героических персонажей, людей в погонах, начальников, среди которых особенно выделялись: Макар Нечай («Макар Нечай»), Николай Аникеев («Большая земля»), Рубан («Щедрое лето»), вице-адмирал Серов («Командир корабля»), Богдан Хмельницкий («300 лет тому…»), Ян Ковач («Без вести пропавший»), полковник Малинин («Игра без правил») и другие. В качестве режиссёра Добровольский совместно с Исааком Шмаруком экранизировал историко-революционную пьесу Александра Корнейчука «Правда» (1957), сыграв в ней роль пана Чубатенко. После 25 лет служения Театру имени И.Я. Франко в 1964 году Виктор Николаевич перешёл в труппу Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки, с которым были связаны последние двадцать лет его жизни. Помимо актёрской работы в театре и кино Виктор Добровольский много работал на радио, выступал на эстраде как мастер художественного слова. Занимался общественной деятельностью: был членом ЦК профсоюза работников искусств Украинской ССР, председателем профкома в театре, участником конгрессов Международной федерации актёров. Виктор Николаевич отдавал всего себя служению сцене, был постоянно занят работой, фактически не имел простоев. Поэтому когда в 1982 году перед гастрольной поездкой Театра имени Леси Украинки врачи поставили ему диагноз «гангрена ноги», это стало для него настоящим ударом. Актёру ампутировали ногу, и последние два года жизни он провёл дома, ни разу больше не выйдя на сцену. Чтобы морально поддержать Добровольского в постигшей его беде руководство театра выдвинуло актёра на соискание Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко за созданные им роли в спектаклях «Предел спокойствия», «Кафедра» и «Тема с вариациями». Эта награда стала для пожилого артиста небольшой отдушиной и своеобразной данью признания коллег за оставленное Виктором Добровольским большое творческое наследие. Фильмы и роли: 1926: «Тарас Шевченко» (Александр II); 1928: «Глаза, которые видели» (фельдфебель); 1937-1938: «Петр Первый» (Федька и Ягужинский); 1939: «Эскадрилья № 5» (комбриг); 1940: «Макар Нечай» (Макар Нечай); 1942: «Славный малый» (Клод, француз-летчик); 1944: «Большая земля» (Аникеев); 1945: «Украинские мелодии» (Богдан Хмельницкий); 1947: «Голубые дороги» (Сергей Константинович, капитан торгового флота), «Подвиг разведчика» (генерал); 1950: «В мирные дни» (адмирал), «Щедрое лето» (Рубан); 1952: «В степях Украины» (секретарь обкома Петренко), «Неразлучные друзья» (директор школы), «Украденное счастье» (Михайло); 1953: «Калиновая роща» (Батура); 1954: «”Богатырь” идет в Марто» (боцман Бутенко), «Командир корабля» (вице-адмирал Серов); 1956: «Без вести пропавший» (Ян), «300 лет тому…» (Богдан Хмельницкий); 1957: «Кровавый рассвет» (Лукьян Пидпара), «Правда» (Чубатенко); 1959: «Небо зовет» (Демченко); 1960: «Люди моей долины» (Товкач); 1962: «Сейм выходит из берегов» (Буслай); 1965: «Игра без правил» (полковник Малинин). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru