Добровольский Виктор Николаевич

DobrovolskiyДобровольский Виктор Николаевич
Народный артист СССР (1960)
Лауреат Сталинской премии (1951), Государственной премии Украинской ССР (1983) за театральные работы
Родился 10 (23) января 1906 года.
Умер 28 июля 1984 года.

Виктор Добровольский родился в Одессе в семье священнослужителя. Вскоре после этого его отца Николая Михайловича перевели в город Лысая гора настоятелем церкви, где и прошло раннее детство Виктора.

В 1914 году Виктор стал учеником Елисаветградского земского реального училища, во время учёбы в котором произошло его увлечение театром. Однако всерьёз думать о сцене, в силу юных лет, он тогда не смел, и после окончания училища в 1918 году поступил в Одесский электроинститут. Отучившись там два года, молодой человек окончательно убедился в том, что его мало привлекает карьера связиста и всё больше тянет в другую, совершенно противоположную технике стихию – театр. В один прекрасный момент он решил освободиться от всех предрассудков относительно серьёзности актёрской профессии и в 1922 году покинул стены электроинститута, навсегда связав свою жизнь с искусством.

Первыми творческими коллективами на пути Виктора Добровольского были полупрофессиональные Одесский народный театр и Одесский Робсельтеатр. Затем – Одесский украинский драматический театр, студийцем которого он стал. Там произошло знакомство Добровольского с Василием Степановичем Василько и его женой Любовью Михайловной Гаккебуш, ставшими его учителями и партнёрами по сцене. Василько занимал Добровольского во многих своих постановках, благодаря участию в которых начинающий артист получил первые серьёзные уроки актёрского мастерства.

Последующие несколько лет творческой деятельности Виктора Добровольского после окончания студии были также связаны с именем Василия Василько. Перейдя в Харьковский Краснозаводской рабочий украинский театр, а затем в Сталинский украинский драматический театр Василий Степанович взял с собой своего ученика, доверив ему ведущие роли в своих новых спектаклях. Уже тогда определилось основное амплуа Добровольского – сильный мужественный герой, целеустремлённый, решительный. Таковы были и сыгранные им образы: Егор Булычов («Егор Булычов и другие»), Гайдай («Гибель эскадры»), Платон Кречет («Платон Кречет») и другие.

В 1939 году в жизни Виктора Добровольского произошло знаменательное событие, открывавшее новый этап его актёрской карьеры: он был приглашён вступить в труппу Киевского украинского драматического театра имени И.Я. Франко. Приняв предложение, Добровольский приехал в Киев, но за неимением собственного жилья вынужден был поселиться в гостинице «Континенталь», где вскоре неожиданно был арестован органами НКВД. Ему поставили в вину организацию покушения на Лазаря Кагановича во время гастролей Сталинского театра в Москве и отправили в тюрьму. Следствие, продолжавшееся целый год, так и не выявило состава преступления, в результате чего Добровольский был оправдан и освобождён.

Вернувшись на свободу, Виктор Николаевич был восстановлен в Театре имени И.Я. Франко и вскоре стал одним из ведущих артистов его труппы. К сыгранным ранее героическим образам в свою творческую копилку актёр добавил драматические и характерные роли, наиболее яркие из которых: Гурман («Украденное счастье»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Дульчин («Последняя жертва»), Лопахин («Вишнёвый сад»), Ричард («Ученик дьявола»), сэр Тоби («Двенадцатая ночь»), Борейко («Порт-Артур»), Прохор («Угрюм-река»), Юлиус Фучик («Прага остаётся моей»), Несвятипаска («Дума про Британку»), а также главные роли во всех пьесах известного в то время украинского писателя и драматурга Александра Корнейчука («Фронт», «Богдан Хмельницкий», «Макар Дубрава», «Калиновая роща» и других).

Начало служения в Театре имени И.Я. Франко было ознаменовано для Виктора Николаевича не только новыми интересными ролями, но и изменением семейного положения. Свою избранницу Зою Петровну он знал с юных лет (они жили в одном дворе), поэтому их женитьба в 1940 году ни для кого не стала неожиданностью. Зоя Петровна окончила Донецкий медицинский институт, работала медиком. В феврале 1941 года в их семье родился сын Николай, который впоследствии окончил Киевский политехнический институт по специальности «автоматика и телемеханика».

В кино Виктор Добровольский дебютировал ещё в 1920-е годы («Тарас Шевченко», 1926), однако первое его признание как киноактёра произошло только в конце 1930-х годов после исполнения ролей Федьки и Ягужинского в имевшем большой зрительский успех фильме «Пётр Первый» (1937-1938) режиссёра Владимира Петрова. В этих работах удачно сочетались ранее найденные актёром на театральной сцене героические и характерные интонации, очень точно подошедшие для создания этих двух разных по характеру образов. Впоследствии Виктор Добровольский так же, как и в театре, воплотил на экране немало героических персонажей, людей в погонах, начальников, среди которых особенно выделялись: Макар Нечай («Макар Нечай»), Николай Аникеев («Большая земля»), Рубан («Щедрое лето»), вице-адмирал Серов («Командир корабля»), Богдан Хмельницкий («300 лет тому…»), Ян Ковач («Без вести пропавший»), полковник Малинин («Игра без правил») и другие. В качестве режиссёра Добровольский совместно с Исааком Шмаруком экранизировал историко-революционную пьесу Александра Корнейчука «Правда» (1957), сыграв в ней роль пана Чубатенко.

После 25 лет служения Театру имени И.Я. Франко в 1964 году Виктор Николаевич перешёл в труппу Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки, с которым были связаны последние двадцать лет его жизни.

Помимо актёрской работы в театре и кино Виктор Добровольский много работал на радио, выступал на эстраде как мастер художественного слова. Занимался общественной деятельностью: был членом ЦК профсоюза работников искусств Украинской ССР, председателем профкома в театре, участником конгрессов Международной федерации актёров.

Виктор Николаевич отдавал всего себя служению сцене, был постоянно занят работой, фактически не имел простоев. Поэтому когда в 1982 году перед гастрольной поездкой Театра имени Леси Украинки врачи поставили ему диагноз «гангрена ноги», это стало для него настоящим ударом. Актёру ампутировали ногу, и последние два года жизни он провёл дома, ни разу больше не выйдя на сцену. Чтобы морально поддержать Добровольского в постигшей его беде руководство театра выдвинуло актёра на соискание Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко за созданные им роли в спектаклях «Предел спокойствия», «Кафедра» и «Тема с вариациями». Эта награда стала для пожилого артиста небольшой отдушиной и своеобразной данью признания коллег за оставленное Виктором Добровольским большое творческое наследие.

Фильмы и роли:

1926: «Тарас Шевченко» (Александр II); 1928: «Глаза, которые видели» (фельдфебель); 1937-1938: «Петр Первый» (Федька и Ягужинский); 1939: «Эскадрилья № 5» (комбриг); 1940: «Макар Нечай» (Макар Нечай); 1942: «Славный малый» (Клод, француз-летчик); 1944: «Большая земля» (Аникеев); 1945: «Украинские мелодии» (Богдан Хмельницкий); 1947: «Голубые дороги» (Сергей Константинович, капитан торгового флота), «Подвиг разведчика» (генерал); 1950: «В мирные дни» (адмирал), «Щедрое лето» (Рубан); 1952: «В степях Украины» (секретарь обкома Петренко), «Неразлучные друзья» (директор школы), «Украденное счастье» (Михайло); 1953: «Калиновая роща» (Батура); 1954: «”Богатырь” идет в Марто» (боцман Бутенко), «Командир корабля» (вице-адмирал Серов); 1956: «Без вести пропавший» (Ян), «300 лет тому…» (Богдан Хмельницкий); 1957: «Кровавый рассвет» (Лукьян Пидпара), «Правда» (Чубатенко); 1959: «Небо зовет» (Демченко); 1960: «Люди моей долины» (Товкач); 1962: «Сейм выходит из берегов» (Буслай); 1965: «Игра без правил» (полковник Малинин).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru