
Домашева Мария Петровна
Мария Домашева родилась в Москве. Её отец в течение двадцати пяти лет служил заведующим гардеробом Большого театра (умер в 1885 году), мать занималась домашним хозяйством и воспитанием десятерых детей (умерла в 1919 году). Фактически все они с малых лет бывали в театре, видели закулисную жизнь, поэтому нет ничего удивительного, что многие из них захотели посвятить себя творческой деятельности. Отец, всем сердцем любивший искусство, старался, чтобы его отпрыски полюбили театр так же, как и он, способствовал их учёбе в балетной и драматической школах. В итоге, трое из десяти стали артистами. Старший сын Николай Домашев (1861–1916) танцевал в Большом театре, преподавал в Московском театральном училище. Младшая дочь Анна Домашева (1877 – ?) играла на драматических сценах Москвы и Петербурга (в том числе в Малом театре). Средняя, Мария Домашева, в 1893 году окончила драматические курсы Александра Филипповича Федотова при Московском филармоническом училище и поступила в Театр Корша. За проведённые там два сезона у неё сложился дуэт с Павлом Николаевичем Орленевым, вместе с которым в 1895 году по приглашению Алексея Сергеевича Суворина она перешла в театр Литературно-художественного общества в Санкт-Петербурге (Петербургский малый театр). На его сцене в паре с Орленевым Домашева пользовалась огромным зрительским успехом в ролях инженю и субреток во множестве одноактных пьес («Школьная пара», «Летняя картинка», «Под душистою веткой сирени» и др.). Ежегодно она получала бенефис, проходивший при полных аншлагах. Молва о Домашевой распространилась по всему Петербургу. Всё это заставило обратить на актрису внимание более серьёзных театральных деятелей. В 1899 году Мария Домашева была приглашена в труппу Александринского театра, где после трёх дебютов (Варя – «Дикарка» А.Н. Островского; Рози – «Бой бабочек» Г. Зудермана; Снегурочка – «Снегурочка» А.Н. Островского) заняла положение одной из ведущих актрис. Здесь ей удалось выйти за рамки закрепившегося за ней амплуа инженю и доказать, что она способна создавать более глубокие образы. Домашева переиграла множество героинь классических пьес: Таню в «Плодах просвещения» Л.Н. Толстого, Машеньку в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, мисс Анну в «Виндзорских насмешницах» В. Шекспира, Софью в «Невольницах» А.Н. Островского, Полю в «Мещанах» М. Горького, Сюзанну в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Клару в «Соломенной шляпке» Э. Лабиша, Марью Антоновну в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Лизу в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Любовь Гордеевну в «Бедности – не пороке» А.Н. Островского, Анютку во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, Варвару в «Грозе» А.Н. Островского, Липочку в «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского и других. С приходом советской власти и реорганизации театра в Ленинградский государственный академический драматический театр (с 1937 года – имени А.С. Пушкина) Мария Домашева продолжила в нём служить с прежним успехом. Постепенно она переходила на возрастные роли, создавала яркие по характерности и драматизму образы. Среди её поздних работ: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), Агафья Тихоновна («Женитьба» Н.В. Гоголя), Улита («Лес» А.Н. Островского), Кукушкина («Доходное место» А.Н. Островского), Ида («Очная ставка» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина), княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Таланова («Нашествие» Л.М. Леонова), миссис Эйнсфорд Хилл («Пигмалион» Б. Шоу). Новый виток популярности у Марии Домашевой случился после участия в фильме Иосифа Хейфица и Александра Зархи «Депутат Балтики», в котором она сыграла жену профессора Полежаева. В её кроткой, малоразговорчивой героине чувствовался сильный характер, любовь и забота о муже, высокая интеллигентность, чувство собственного достоинства. Никогда до этого не снимавшаяся, Домашева выглядела на экране органично и естественно, чем сразу расположила к себе зрителя. Вслед за этой работой актрисе последовали новые предложения, но они были уже менее интересными. В основном, ей приходилось играть почтенных матерей. Наиболее значительной из них стала Марья Петровна Маркина в фильме Александра Файнциммера и Адольфа Минкина «Морской батальон». Проводившая на фронт всё своё семейство, она сама погибала, исполняя гражданский долг перед Родиной. Что это значит, Домашева знала не понаслышке. В начале Великой Отечественной войны Мария Петровна осталась в осаждённом Ленинграде, пережила все тяготы блокады. С группой артистов участвовала в концертах от штаба МПВО, выступала на радио в программе «Театр у микрофона», работала в Ленинградском доме военно-морского флота по обслуживанию действующих кораблей и частей КБФ. Когда в октябре 1942 года был создан Городской (Блокадный) театр, Мария Домашева активно принимала участие в его деятельности. За заслуги перед Отечеством её наградили медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В феврале 1949 года на сцене Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина Мария Петровна торжественно отметила 55-летие своей сценической деятельности. Поздравить её пришли представители творческих организаций Ленинграда, сказавших в её адрес множество тёплых слов. После этого актриса прослужила в театре ещё три года и сыграла только одну премьеру – миссис Кидд в спектакле «Голос Америки» по пьесе Б.А. Лавренёва (1950). В этот период она уже тяжело болела и не могла играть с прежней активностью. Скончалась Мария Домашева на семьдесят седьмом году жизни. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Фильмы и роли: 1936: «Депутат Балтики» (жена Полежаева), «Чудесный корабль», к/м (экономка); 1938: «Одиннадцатое июля» (тетка Павлючиха); 1939: «Четвертый перископ» (мать братьев Крайневых); 1944: «Морской батальон» (Марья Петровна Маркина); 1946: «Сыновья» (мать Яниса). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru