Дорофеев Владимир АндреевичДорофеев Владимир Андреевич Владимир Дорофеев родился в Нижнем Новгороде в многодетной семье, состоявшей из пяти детей (четыре брата и сестра). О его родителях не осталось никакой информации. В сохранившейся анкете рукой актёра указано, что вышли они из крестьян, до и после революции были служащими. Так ли это, уже не узнать. Истинное происхождение своих родственников многие тогда тщательно скрывали. Если верить документам, учиться Владимир пошёл только в двенадцатилетнем возрасте, в 1907 году, в 1-ю нижегородскую гимназию, а окончил её в 1917-м (хотя в одном из листков им же приписано, что учился он восемь классов). Человек творческий, артистичный, Дорофеев хотел стать актёром, поэтому первым же делом отправился в Москву и поступил в Музыкально-драматическое училище по классу драмы. Учёба, проходившая в смутное военное время, продлилась всего полтора года. Как военнообязанный в январе 1919 года Дорофеев был призван для прохождения воинской повинности, служил в качестве помощника контролёра в штабе полевого контроля Восточного фронта в Арзамасе и Симбирске. Через семь месяцев он перевёлся на ту же должность в Нижний Новгород, в рабоче-крестьянскую инспекцию и трудился там чуть более года. В октябре 1920 года Владимир Дорофеев оставил службу и полностью посвятил себя сцене. Его творческая деятельность началась с 1-го драматического театра Горрайполитпросвета в Москве, затем продолжилась в Большом драматическом театре в Казани. За свои первые два сезона начинающий артист набрался опыта, сыграл первые роли. В сентябре 1922 года он вернулся в Москву и поступил в Камерный театр, к Александру Яковлевичу Таирову. Казалось бы, его индивидуальность мало подходила к утончённому стилю режиссёра, но тогда Дорофеев ещё не придавал этому большого значения. Через год актёр перешёл в 4-ю Студию МХАТа, где сыграл первые значимые роли. Именно здесь Владимир Андреевич нащупал свой фирменный острохарактерный стиль игры, благодаря которому стал узнаваем в будущем. Им были сыграны Астиком в «Кофейне» Д. Миллера, Бирюлькин в «Своей семье, или Замужней невесте» А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого и А.С. Грибоедова, Епишкин в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского, бродяга Володька в «Горьком цвете» А.Н. Толстого и другие роли. В 1925 году Владимир Дорофеев, пройдя большой конкурс, был принят в труппу Театра Революции (будущего Театра имени Вл. Маяковского), которым в тот момент руководил Алексей Львович Грипич. Артист сразу же пришёлся ко двору, вошёл в текущий репертуар. Роли ему поручались небольшие, но вполне соответствовавшие его комедийному дарованию: Белогубов («Доходное место» А.Н. Островского), Игнат Витковский («Озеро Люль» А.М. Файко), Старовойтов («Ужовка» М.В. Шимкевича), Бергман («Конец Криворыльска» Б.С. Ромашова), Салфеткин («Рост» А.Г. Глебова) и другие. Там же, в 1928 году, Дорофеев сыграл одну из первых возрастных ролей – профессора Андросова в «Человеке с портфелем» А.М. Файко, открывшего галерею его колоритных стариков. В 1931 году, спустя шесть сезонов, Владимир Андреевич перешёл в Камерный театр, где когда-то сделал свои первые шаги. Теперь у него уже был опыт работы в разных коллективах и статус оригинального характерного артиста. Таирову импонировал комедийный дар Дорофеева, поэтому он с интересом задействовал его в своих постановках. В Камерном театре актёр играл Шапку в «Патетической сонате» Н.Г. Кулиша, Дика Смита в «Машиналь» С. Тредуэлла, Менаса в «Египетских ночах», Лимона в «Аристократах» Н.Ф. Погодина, Вожака пополнения в «Оптимистической трагедии» В.В. Вишневского, Сашку в «Кочубее» А.А. Первенцева, Майка в «Чёртовом мосте» А.Н. Толстого и других героев. Во второй половине 1930-х гг. Владимир Дорофеев начал активно сниматься в кино, хотя первые свои шаги на экране сделал ещё в 1923 году (название той картины актёр, к сожалению, не зафиксировал в творческой карточке). Первая же большая роль – дед Щукарь в экранизации романа Михаила Шолохова «Поднятая целина» (1939, режиссёр Юлий Райзман) принесла артисту огромную популярность и узнаваемость. Его весёлый, задорный герой покорил зрительскую аудиторию. Он был настолько органичен и достоверен, что никто не сомневался в его подлинности. Примечательно, что через двадцать лет актёра позвали на ту же роль в новую экранизацию «Поднятой целины», предпринятую Александром Ивановым. Это уникальный случай, примеров которому единицы. К тому моменту артист настолько слился со своим персонажем, что спустя годы невозможно было представить в образе Щукаря другого исполнителя. Кино волшебным образом изменило творческую судьбу Владимира Дорофеева. К нему проявился повышенный интерес, посыпались новые предложения. С одной стороны, это открывало перед ним перспективы, а с другой – заковывало в определённые рамки. За актёром прочно закрепилось амплуа человека из народа. Режиссёрам нравилась его манера исполнения, используемые им сочные комедийные краски, лёгкость, с которой он существовал на экране, поэтому они один за другим предлагали ему образы рабочих и крестьян. По возрасту совсем ещё не старому, Дорофееву приходилось играть возрастные роли, в которых он был неподражаем. До начала войны актёр снялся у многих режиссёров, в том числе у Всеволода Пудовкина («Минин и Пожарский», «Суворов»), Бориса Барнета («Старый наездник») и везде играл стариков. Таким он и вошёл в историю кино, поскольку камера ни разу не зафиксировала его молодым, без грима, в современной одежде. Если кинематограф захватил Владимира Дорофеева своим мощным потоком, то в театре у него наметился заметный спад. Годы творческих поисков, проба себя в различных жанрах и образах окончательно укрепили в нём стремление в сторону комедии. Отработав восемь лет в Камерном театре и оставаясь, по сути, на вторых, маловыразительных ролях, в 1939 году Дорофеев решился его покинуть и перейти в менее престижный театр «Комедия», название которого говорит само за себя. Отныне артист работал исключительно в своём излюбленном жанре и на протяжении тридцати пяти лет оставался одним из самых востребованных характерно-комедийных актёров. Однако новый подъём творческой деятельности случился у Дорофеева только в конце 1940-х – начале 1950-х годов. А пока же, после года работы в театре «Комедия», Владимир Андреевич перешёл в состав Ансамбля НКВД СССР и оставался там на протяжении пяти лет. Вместе с ним он встретил войну, выезжал на фронт, выступал перед бойцами и ранеными, в 1943 году в течение трёх месяцев находился в блокадном Ленинграде. В ноябре 1945 года Владимир Дорофеев перевёлся во фронтовой филиал Малого театра, отслужил там пару сезонов, после чего на протяжении двух лет работал исключительно в кино. В 1947 году у того же Юлия Райзмана, выведшего его в ранг популярных артистов, он снялся в небольшой роли дяди Егора в фильме «Поезд идёт на Восток» (это исключительный случай, поскольку Райзман предпочитал не снимать дважды одних и тех же актёров), затем сыграл ряд крохотных эпизодов. Переломным же для Владимира Дорофеева стал 1949 год. На «Беларусьфильме» он снялся в роли подпольщика Шурмина в героической картине Владимира Корш-Саблина и Александра Файнциммера «Константин Заслонов», принесшей ему Сталинскую премию III степени, на «Мосфильме» – в роли озорного дяди Кузьмы в «Кубанских казаках» Ивана Пырьева, а в сентябре того же года вошёл в труппу Московского театра Сатиры, где его актёрская карьера достигла настоящего триумфа. 12 марта 1950 года там состоялась премьера знаменитого спектакля «Свадьба с приданым» по пьесе Н.М. Дьяконова в постановке Бориса Ровенских, в котором Владимир Андреевич блистательно исполнил роль Авдея Спиридоновича Мукосеева. Спектакль имел оглушительный успех, много сезонов не сходил со сцены, а все его герои, в том числе и Авдей, пользовались большой зрительской любовью. За эту работу актёр получил вторую Сталинскую премию, а в 1953 году сыграл Мукосеева в снятом на основе спектакля полнометражном художественном фильме. С момента его выхода в широкий прокат в декабре 1953-го слава и почёт стали неотъемлемыми атрибутами Владимира Дорофеева. 3 июня 1954 года он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР, продолжал много играть на сцене. Среди его последующих работ: Пустославцев («Лев Гурыч Синичкин» А.М. Бонди), Яков Петрович Надежнов («Не ваше дело» В.С. Полякова), Авдеев («Подруги» А.Д. Симукова), Утюгов («Рыцари мыльных пузырей» Н.Ф. Погодина), Роберто Перетти («Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо), Кай Юлий Цезарь («Золотой телёнок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова), Голутвин («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), дед Плавунец («Яблоко раздора» М.А. Бирюкова) и другие. К сожалению, со временем отношения Владимира Дорофеева и художественного руководителя Театра Сатиры Валентина Плучека испортились. Режиссёр, обладавший непростым характером, всё реже занимал Дорофеева в репертуаре, а актёр, считавший себя антисемитом (со слов внучки), не всегда мог мириться с несправедливым к себе отношением. После всех недомолвок в мае 1964 года Владимир Андреевич написал заявление об уходе, в котором попросил походатайствовать о назначении ему персональной пенсии. Таковая, не смотря на разногласия с Плучеком, была выхлопотана, после чего артист мог в своё удовольствие заниматься концертной деятельностью и сниматься в кино. Дорофееву по-прежнему присылали сценарии, предлагали однотипные, похожие друг на друга роли, в которых главными оставались его индивидуальность, природная органика, наличие живого, оригинального юмора. Думаю, что сам актёр давно с этим смирился. Из большого перечня его работ 1950–1970-х гг., пожалуй, только одна не была похожа на остальные. Это роль коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича в экранизации «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, сыгранная артистом с большой проникновенностью и драматизмом. Актёр доказал, что может спокойно выходить за рамки комедийного жанра, но, к сожалению, это никто не оценил. Подобных работ в его фильмографии больше не случалось. Сегодня многие зрители хорошо представляют Владимира Дорофеева как артиста, но совершенно ничего не знают о нём как о человеке. Оказалось, что он значительно отличался от своих экранных героев, людей простых, малограмотных. Под рабоче-крестьянскими одеяниями, тулупами, шапками-ушанками скрывался человек спортивного телосложения, с хорошей фигурой, которую довелось лицезреть только самым близким людям. Чистоплотный до крайности, Дорофеев любил порядок всегда и во всём. Проживая на пятом этаже дома в Богословском переулке он дважды в неделю собственноручно отмывал лестничную клетку от первого до пятого этажа, не терпел любое подобие грязи и пыли. То же самое касалось его квартиры, в которой он был главным контролёром чистоты. Со своей супругой Ириной Никитичной (1902–?), работавшей хирургической медсестрой в поликлинике Академии наук СССР, актёр прожил в браке более тридцати лет. У них родились две дочери – Татьяна (1929–2008) и Елена (1932 г.р.). Не смотря на семейное благополучие, Владимир Андреевич слыл большим любителем женского пола, не упускавшим возможности пофлиртовать с красивыми девицами. По воспоминаниям внучки актёра у него был долгий роман с певицей Галиной Дмитриевной Рождественской (1925–2001), да и не только с ней. Когда же в первой половине 1960-х Ирина Никитична ушла из жизни, Дорофеев надолго один не остался. Через несколько лет во время очередных съёмок он случайно познакомился с привлекательной дежурной одной из гостиниц и, спустя некоторое время, предложил ей руку и сердце. Молодую женщину нисколько не смутила большая разница в возрасте (около тридцати лет), она ответила согласием. Поскольку Александра (так звали избранницу актёра) проживала в Ленинграде, имела комнату в коммуналке, она подвигла пожилого супруга к обмену его московской квартиры на улице Телевидения и её ленинградской жилплощади на полноценную квартиру. Обмен состоялся, и последние несколько лет жизни Владимир Андреевич прожил с молодой женой в Ленинграде, на улице Тухачевского. Он продолжал концертировать и сниматься в кино фактически до последних дней, пока хватало сил. После его кончины 2 июля 1974 года дочери актёра настояли на том, чтобы тело отца обрело упокоение в Москве, на Введенском кладбище. Там его и похоронили. Фильмы и роли: 1936: «Гобсек» (писарь графа), «Заключённые» (капитан парохода), «Последняя ночь» (начальник станции); 1938: «Великий счёт», к/м (дед с лошадкой в метро), «Друзья из табора», к/м (Кузьмич), «Честь» (Прохор Кузьмич, железнодорожник); 1939: «Девушка с характером» (сторож зверосовхоза), «Ленин в 1918 году» (Петров), «Минин и Пожарский» (Нелюб Овцин), «Поднятая целина» (дед Щукарь), «Степан Разин» (дьяк); 1940: «Старый наездник» (дед Давыд), «Суворов» (Авдеич, старый солдат); 1945: «Это было в Донбассе» (старик); 1946: «Большая жизнь», 2-я серия (Дорофеев, старый шахтёр), «Во имя жизни» (Назаркин); 1947: «Поезд идёт на Восток» (дядя Егор), «Сказание о земле Сибирской» (старик); 1948: «Путь славы» (член приёмной комиссии), «Страницы жизни» (Ковриков), «Три встречи» (колхозник); 1949: «Великая сила» (Владимир Андреевич), «Константин Заслонов» (Шурмин), «Кубанские казаки» (дед Кузьма); 1950: «Смелые люди» (Капитон Капитонович, ветеринарный врач); 1953: «Свадьба с приданым» (Авдей Спиридонович Мукосеев); 1954: «Аттестат зрелости» (дядя Ваня), «Повесть о лесном великане» (дядя Яша); 1955: «Мексиканец» (Диего), «Повесть об агрономе» (дед); 1956: «Разные судьбы» (Сергейчук), «Своими руками» (эп.); 1957: «Борец и клоун» (шпрехшталмейстер), «Они встретились в пути» (дворник); 1958: «Капитанская дочка» (Иван Кузьмич), «Олеко Дундич» (священник); 1959: «Девочка ищет отца» (лесник), «Солнце светит всем» (Пётр Михайлович); 1959–1961: «Поднятая целина» (дед Щукарь); 1960: «Девичья весна» (Иван Васильевич, дед); 1961: «Наш общий друг» (Архип Крячко); 1962: «Большая дорога» (Пётр Петрович), «Яблоко раздора» (дед Плавунец); 1965: «Пущик едет в Прагу» (Прохор Иванович); 1967: «Пароль не нужен» (старик), «Скуки ради» (Ягодка); 1968: «Беглец из “Янтарного”» (сторож), «Варькина земля», тв (Иван Мартынович Гребенюк), «Виринея» (старик с петухом); 1969: «Деревенские каникулы», тв, к/м (дед Прохор), «Король гор и другие» (Гаврилыч), «Эти невинные забавы» (резчик); 1970: «Счастье Анны» (Макеев, железнодорожник); 1971: «Двенадцать стульев» (сторож клуба), «Тени исчезают в полдень», тв (доктор); 1972: «Спасённое имя» (дед Иким); 1973: «Возле этих окон» (Яков Ефимович), «Докер» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru