
Доронин Михаил Иванович
Михаил Доронин родился в селе Озёрах Московской губернии в семье ткача текстильной фабрики. Среднее образование получил в Московском реальном училище И.И. Фидлера. В 1901 году поступил в школу Московского Художественного театра и одновременно начал играть на его сцене. Через год с группой молодых артистов он покинул МХТ, работал в труппе Введенского народного дома, затем на его основе организовал театр, в котором играл до 1910 года. За этот период исполнил большое количество ведущих ролей в постановках классических пьес: Карандышева («Бесприданница» А.Н. Островского), Фердинанда («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Константина Ванюшина («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Василия Николаевича Жадова («Доходное место» А.Н. Островского), Егора Дмитрича Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) и многих других. В 1910-м Михаил Доронин организовал первый профессиональный союз актёров, который существовал до 1913 года в полулегальных условиях, поскольку полиция в 1911 году запретила деятельность подобных организаций. Также Доронин занимался и другой общественной деятельностью: избирался председателем местного комитета Введенского народного дома и Товарищества артистов (бывшего Театра Корша). Покинув Введенский народный дом, Михаил Доронин один сезон играл в Театре К.Н. Незлобина и несколько месяцев – в Ярославском театре. Затем, с 1910 по 1915 годы, Михаил Иванович выходил на сцену театра миниатюр «Летучая мышь», а сезон 1915/16 гг. – Театра Корша. Существует свидетельство Александра Ханжонкова о том, что в 1908 году он пытался привлечь артистов Введенского народного дома к съёмкам в кино, среди которых был и Михаил Доронин, но получил отказ. Однако после того как отечественные фильмы стали чаще появляться на экранах кинотеатров, актёр решил попробовать себя в новой ипостаси и в 1910 году дебютировал в экранизации еврейской песни «Л’Хайм», осуществлённой московским отделением Братьев Пате. По всей видимости, собственный кинодебют не слишком впечатлил Доронина, потому как следующее его появление на экране случилось только через два года и опять у того же Кая Ганзена, постановщика «Л’Хайма», в картине «Тайна дома № 5», где он выступил партнёром Веры Пашенной. Время шло. Русское кинопроизводство активно развивалось, вовлекая в свои жернова всё новые и новые силы. Не устоял перед его тягой и Михаил Доронин. С 1915 года он начал активно работать в кино в качестве актёра и режиссёра, и уже в 1916-м оставил театр ради дальнейшей кинокарьеры. В «Русской золотой серии» снялся в роли Долохова в «Войне и мире» Владимира Гардина и Якова Протазанова, Базарова в «Отцах и детях» Вячеслава Висковского, одной из ролей в «Шведской спичке» Александра Уральского. Но ещё больше Михаил Доронин преуспел на поприще кинорежиссёра. В 1915 году он выступил сопостановщиком самого Всеволода Мейерхольда в экранизации «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда (роль матроса Джима Вэна), получившего неоднозначные отзывы критики, а в 1917-м вновь встретился с ним на съёмочной площадке, но уже в качестве актёра, сыграв Борсука в его кинопостановке «Сильный человек», экранизации романа С. Пшибышевского. С 1916 по 1919 годы Михаил Доронин активно снимал на кинофабрике «Тиман и Рейнградт», в киноателье «Эра», АО «Нептун». Многие его картины нещадно ругались критикой, некоторые из них причислялись к числу постановок, на которых оказал влияние «Потрет Дориана Грея». Режиссёрские пристрастия Доронина составляли психологические драмы, иногда с эротическим уклоном, экранизации литературных произведений. Среди его режиссёрских работ: «Цветы неба и земли» (1916, по роману С. Жеромского «История греха»), «И раб дерзнул» (1916), «От уст греховных» (1916), «Юность не простила страсти запоздалой» (1917), «Грозный неумолимый суд» (1917), «Четыре» (1917, по рассказу А. Каменского), «Жизни немые узоры» (1917), «Последние приключения Арсена Люпена» (1918, по роману «813» М. Леблана), «Перстень зла» (1919). С упразднением частного кинопроизводства Михаил Доронин попытался вернуться в театр. Один сезон отработал в Большом Дмитровском театре, затем ещё один – в Театре РСФСР 1-м под руководством В.Э. Мейерхольда, но полностью отстраниться от кино он уже не мог. В 1919 году Доронин поддержал идею создания 1-й Госкиношколы (в будущем – ВГИК) и затем до 1922 года преподавал там мастерство актёра и руководил актёрским факультетом (педагогическая деятельность была для него не в новинку, поскольку в 1909–1914 гг. он уже пробовал себя в этом качестве в драматической школе Ухова). Среди его учеников, знаковые для отечественного кино имена: Лев Кулешов, Александра Хохлова, Борис Барнет, Сергей Комаров, Владимир Фогель, Порфирий Подобед. Параллельно, в 1920–1923 гг., Михаил Иванович был художественным руководителем киношколы при МОНО. Благодарные ученики, встав на ноги, не забыли Михаила Ивановича. Один из них, Лев Кулешов, в конце 1920-х – начале 1930-х гг. занимал его фактически в каждой своей картине, благодаря чему Доронин раскрылся как интересный характерно-эксцентричный артист. Самые яркие его образы в кулешовских картинах: дядя Лёвы Горизонта в «Горизонте»; сразу четыре персонажа – трактирщик, прокурор, управляющий и инспектор – в «Великом утешителе»; кулак в уничтоженном фильме «Кража зрения». В середине 1920-х Михаил Доронин вернулся в кинорежиссуру, но ни один из его вновь поставленных фильмов не стал событием в советском кино. Среди новаторских работ Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, ФЭКСов они смотрелись слишком обыденно и не выразительно. Только лишь предпоследняя его картина – агитка «Последняя обида» (Межрабпомфильм, 1930), осуждающая родителей за телесные наказания своих детей, имела небольшой общественный резонанс, за что режиссёр был награждён от союза Рабис бюстом И.В. Сталина и грамотой почётного ударника. В сентябре 1935 года Михаил Доронин скоропостижно скончался в период съёмок фильма Николая Экка «Груня Корнакова». Актёр также должен был сняться в роли жениха сестры Ларисы в «Бесприданнице» Якова Протазанова, сыграть одну из ролей в «Гобсеке» Константина Эггерта, но эти работы остались неосуществлёнными. Некролог на смерть актёра в газете «Кино» подписали Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Анатолий Головня, Пётр Ермолов, Порфирий Подобед, Дзига Вертов, что говорит о значимости фигуры Михаила Доронина в области советского киноискусства в 1920-е – 1930-е годы. Первым браком Михаил Иванович был женат на Ольге Фёдоровне Щербаковой (умерла в 1907 году). Их сын Игорь Доронин (1903–1950) был драматическим артистом, играл в Театре имени Евг. Вахтангова, снимался в кино. Фильмы и роли: 1910: «Л’Хайм (За жизнь)» (Шлема); 1912: «Тайна дома № 5» (любовник Эльзы); 1914: «Кривой объектив № 2 – Любовь клеилась, но супружество расклеилось, штаны приклеились, но… и т.д. Лирик» (роль); 1915: «Война и мир», версия «Русской золотой серии» (Долохов), «Елена Павловна и Серёжа» (роль), «Отцы и дети» (Базаров), «Портрет Дориана Грея» (Джим Вэн, матрос), «Шведская спичка» (роль); 1916: «Есть ли счастье на свете сильнее любви» (актёр Сумерков), «Отдай мне эту ночь» (Павел), «Удары сердца» (роль); 1917: «Лицо судьбы» (доктор Леонид Маров), «Сильный человек» (Борсук), «Юность не простила страсти запоздалой» (роль); 1918: «Когда мы, мёртвые, воскреснем?» (Рубек, скульптор); 1924: «Камергер его величества» (Сергей Шатов), «Конец рода Лунич» (Д’Омарен), «Руки прочь» (Константин Серов); 1927: «Вторая жена» (Садыгбай); 1929: «Веселая канарейка» (начальник контрразведки), «Разлом» (адмирал Вирен); 1932: «Горизонт» (дядя Лёвы Горизонта); 1933: «Великий утешитель» (трактирщик, прокурор, управляющий и инспектор); 1934: «Кража зрения» (кулак), «Марионетки» (политик); 1935: «Гибель сенсации» (мастер); 1936: «Груня Корнакова» (Модест Петрович Новостьянов). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru