Дорохин Николай ИвановичДорохин Николай Иванович Николай Дорохин родился в Луганске в семье Ивана Кирилловича Дорохина (1880–?) и Прасковьи Артемьевны Дорохиной (в девичестве – Ачкасовой; 1882–?), был вторым ребёнком из четырёх их детей. В мае 1920 года, желая быть полезным молодой стране советов, поступил добровольцем в Красную армию, но поскольку ещё не достиг совершеннолетнего возраста, был определён в переписчики 3-го стрелкового батальона. Уйдя из армии в августе 1921-го, учился в школе II ступени и одновременно работал счетоводом Елецкого коммунального отдела, в качестве статиста принимал участие в постановках Елецкого городского театра. В 1924 году, окончив школу, уехал в Москву учиться на артиста. Вот как, несколько иначе, вспоминала об этом моменте вдова Николая Дорохина Софья Станиславовна Пилявская: «Из родительского дома в Ельце он почти убежал в Москву – “в артисты”. Было это осенью 1923 года. Подал заявление и документы одновременно на медицинский факультет и в театральное училище, которое впоследствии преобразовалось в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На медицинский факультет был принят в силу крестьянского происхождения, а учиться пошёл в театральное». По окончании театрального техникума, 31 августа 1927 года Николай Дорохин прошёл большой конкурс и был принят в труппу МХАТа. Оставался там до конца жизни, сформировавшись в интересного разнопланового артиста. Играл, как правило, людей из народа, социальных героев, характерно-комедийные роли. Обладал немного простоватой внешностью, но благодаря обаянию, открытости, оригинальному юмору, музыкальности создавал яркие живые образы. «Дорохин был очень музыкален, играл по слуху на рояле, гитаре, даже на скрипке, и особенно хорошо на “ливенке”», — вспоминала С.С. Пилявская. В театре Николай Дорохин играл много и плодотворно как в советских пьесах, так и в постановках классических произведений. Среди его сценических образов: Андронов («Блокада» Вс.В. Иванова), Безайс («Наша молодость» С.М. Карташова), Вася («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), Стёпа и Бублик («Платон Кречет» А.Е. Корнейчука), Греков («Враги» М. Горького), Рябинин («Достигаев и другие» М. Горького), Федотик («Три сестры» А.П. Чехова), Веретенников («Офицер флота» А.А. Крона), шофёр Минутка («Победители» Б.Ф. Чирскова), Ванин («Дни и ночи» К.М. Симонова) и другие. В кино Дорохин ярко о себе заявил в фильме Юлия Райзмана «Последняя ночь» в роли Петра Захаркина, одного из лидеров рабочего восстания в Москве. Эта работа принесла актёру широкую известность и Сталинскую премию II степени. За ней последовал ряд интересных образов людей из народа и военных, воплощённых Дорохиным с большой искренностью и теплотой. Среди них: партизан Андрей («Волочаевские дни», режиссёры Братья Васильевы), пекарь Осип Шатунов («Мои университеты», режиссёр Марк Донской), авиаконструктор Кочин («Ошибка инженера Кочина», режиссёр Александр Мачерет), первопечатник Иван Фёдоров в одноимённом фильме Григория Левкоева, рядовой Сизов («Малахов курган», режиссёры Иосиф Хейфиц и Александр Зархи) и другие. Николай Дорохин и Софья Пилявская поженились в 1933 году, прожили вместе двадцать лет, до момента кончины актёра. Семейная жизнь этой четы была непростой, проходила в дни тяжёлых политических событий в стране. Когда в 1937 году был арестован отец Софьи Станиславовны, Николай Иванович заработал свой первый инфаркт. Тогда он оправился, но сердце актёра с тех пор постоянно давало сбой. В начале 1950-х, чтобы не подвергать его нагрузкам, врачи запретили Николаю Ивановичу сниматься и пытались оградить от активной работы в театре. Но Дорохин не мог ограничиться созерцанием творческого процесса со стороны. В начале сезона 1953/1954 годов он принял на себя обязанности заведующего труппой и начал репетировать роль солдата в «Залпе “Авроры”» М.В. Большинцова и М.Э. Чиаурели в постановке Михаила Кедрова, однако успел выйти на сцену в этом образе всего один раз – 30 декабря 1953 года. По традиции, на следующий день, около двенадцати часов вечера вместе с женой Софьей Пилявской он отправился для встречи нового года к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Едва переступив порог её квартиры, Николай Иванович почувствовал себя плохо, упал и вскоре умер. 4 января 1954 года его похоронили на Новодевичьем кладбище. Софья Пилявская больше никогда не выходила замуж, свято хранила память о муже. Фильмы и роли: 1925: «Сигнал» (эп.); 1936: «Последняя ночь» (Петр Захаркин); 1937: «Волочаевские дни» (Андрей), «На Дальнем Востоке» (Лубенцов); 1939: «Комендант птичьего острова» (командир катера «Смелый»), «Мои университеты» (Осип Шатунов), «Ошибка инженера Кочина» (Кочин); 1941: «Первопечатник Иван Федоров», к/м (Иван Федоров); 1944: «Малахов курган» (Сизов), «Морской батальон» (Курский); 1947: «Сельская учительница» (Стрекопытов); 1948: «Драгоценные зерна» (Бережной); 1949: «Сталинградская битва» (Н.С. Хрущёв). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru