Драновская Лидия Дмитриевна

Dranovskaya-2Драновская Лидия Дмитриевна
Заслуженная артистка РФ (1999)
Родилась 18 октября 1922 года.
Умерла 11 июля 2008 года.

Лидия Драновская родилась на хуторе Москаленки Харьковской области Белопольского района в семье учителей. Её отец Дмитрий Иванович (1889–1943) был директором сельской школы, мать Мария Тимофеевна (1897–1974) работала учительницей начальных классов.

Детство Лиды прошло в Москалёнках, там же она пошла в первый класс начальной школы. В 1929 году Дмитрия Ивановича перевели в город Сумы, а затем в поселок Ленино-Дачное Московской области, где он вместе с супругой продолжил преподавательскую деятельность.

Окончив начальную школу, последующее образование Лида получала уже в Москве в средней школе № 397 Молотовского района. Тогда же произошло её увлечение театром. Сначала она участвовала в постановках школьного драмкружка, а затем стала заниматься в театральной студии Центрального дома пионеров, куда была направлена районным домом художественного воспитания. Эта студия была тогда очень известной, и для школьников занятия в ней считались почётными. Частенько туда заглядывали киношники в поисках исполнителей детских ролей. Однажды одного из ассистентов режиссёра фильма «Голубое и розовое», запускавшегося на киностудии «Союздетфильм», привлекла юная Лида Драновская, и он пригласил школьницу сняться в кино. Юная актриса попала в компанию известных актёров – Вениамина Зускина, Янины Жеймо, Евгении Мельниковой. Но этой картине так и не суждено было выйти на экран – в процессе съёмок она была закрыта.

Возможно, на этом кинематографическая судьба Лиды Драновской могла и закончиться, но ей повезло. Во время съёмок «Голубого и розового» её заметил режиссер Яков Протазанов и пригласил на роль Жени в свой фильм «Семиклассники». Учитывая то, что детских картин тогда снималось мало, «Семиклассники» имели успех у юных зрителей, но не у критиков, которые сочли фильм Протазанова неудачным. Тем не менее, для самой Драновской он явился путёвкой на большой экран и заявкой на будущую профессию.

Вслед за «Семиклассниками» последовала роль Ани в фильме «Брат героя», экранизации повести Льва Кассиля «Черемыш – брат героя». Юная очаровательная Аня, героиня Драновской, полюбилась всем мальчишкам Советского Союза и добавила популярности её исполнительнице.

В 1940 году, в год выхода на экраны «Брата героя», Лидия Драновская с отличием окончила десятилетку и чётко для себя определилась с выбором профессии. В 1941 году она попала в зимний набор ВГИКа и поступила на актёрский факультет в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.

С наступлением Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Алма-Ату, где, несмотря на трудные условия жизни, студенты продолжали занятия. Там Лидия получила из дома горькую весть – от голода скончался её отец Дмитрий Иванович.

В 1946 году Лидия Драновская окончила ВГИК и была принята в штат киностудии «Мосфильм» и вновь созданного Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра). Уже через год она была утверждена на главную роль в картину «Поезд идёт на Восток» режиссёра Юлия Райзмана, где блистательно сыграла молодого биолога Зинаиду Соколову. В игре актрисы было столько непосредственности, обаяния, достоверности, что с первых же кадров она сразу располагала к себе, заставляла сопереживать её героине. Сам по себе фильм получился очень живым, динамичным, наполненный хорошим добрым юмором. И хотя идеология того времени всё равно в нем присутствовала, она не была столь навязчивой, как в других картинах конца 1940-х–начала 1950-х годов.

Как уже известно, «Поезд идёт на Восток» не понравился И.В. Сталину. Во время просмотра он встал и сказал свою знаменитую фразу: «Я сойду на следующей станции». Однако присутствующий на этом же просмотре его сын Василий ответил отцу: «А я бы с ней до конца доехал».

Фильм всё же выпустили на экраны в июне 1948 года, при этом подвергнув сокрушительной критике режиссёра и исполнителей главных ролей. И хотя яркий талант Лидии Драновской был очевиден, путь к новым большим работам в кино для неё был закрыт решением «сверху».

В этот период Лидия Дмитриевна получила предложение вступить в труппу Центрального детского театра, которым тогда руководила Ольга Пыжова, бывший мастер курса Драновской во ВГИКе. Она, как никто другой, знала все актёрские возможности своей ученицы и, видимо, пожалела её после всех нападок на неё в прессе. Пыжова сразу же дала ей главную роль в пьесе «Тайна вечной ночи» И. Луковского, но сыграть её актрисе так и не было суждено. В театре проводилось сокращение, и чтобы Драновская могла в нём работать, надо было уволить кого-то из старых актрис. Лидия Дмитриевна не смогла пойти на такой шаг и добровольно покинула театр.

Дальнейшая актёрская судьба Лидии Драновской не сложилась. Вначале ей ещё предлагали небольшие роли в кино, такие как Шура в картине «В мирные дни», Леночка в «Жуковском», Алмазова в «Римском-Корсакове». Была интересная работа в экранизации спектакля Театра-студии киноактёра «Нахлебник» по пьесе И.С. Тургенева, где актриса сыграла помещицу Ольгу Петровну Елецкую, была роль Ядвиги в незавершённом фильме Амо Бек-Назарова «Второй караван». Затем наступило долгое молчание и лишь со второй половины 1950-х годов Драновскую вновь стали снимать, но уже в эпизодах. Так длилось на протяжении сорока лет, пока об актрисе не вспомнил известный театровед Виталий Вульф и не посвятил ей одну из своих телепрограмм. И все вдруг заново открыли для себя замечательную актрису Лидию Драновскую. Впервые за долгую актёрскую биографию ей устроили творческий вечер в Центральном доме работников искусств, затем она получила звание Заслуженной артистки России. Режиссёр Игорь Апасян пригласил Драновскую на одну из центральных ролей в свой фильм «Вино из одуванчиков», экранизацию повести Рэя Бредбери.

Казалось бы, всё стало налаживаться. Драновская получила пусть запоздалое, но всё же признание. Ей стали предлагать новые роли, приглашать на различные вечера. Но, видимо, сама актриса не была готова к такому чрезмерному вниманию к своей персоне, приносившему ей слишком много волнений. В один из вечеров, собираясь на вручение очередной премии, у Лидии Дмитриевны случился инсульт, после которого она так и не оправилась. Последние годы жизни актриса сильно болела и уже из дома больше не выходила.

Мужем Лидии Драновской был её однокурсник, а впоследствии режиссёр научно-популярного кино Агаси Арутюнович Бабаян (1921–1995), снявший известную серию фильмов о похождениях рыси «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается» и «Рысь идет по следу». Дочь актрисы и режиссёра Екатерина Бабаян не пошла по стопам родителей, а выбрала свой собственный путь в жизни – окончила факультет иностранных языков и сейчас работает в Министерстве иностранных дел.

Похоронена Лидия Драновская на Ореховском кладбище.

Фильмы и роли:

1938: «Семиклассники» (Женя); 1939: «Высокая награда» (зрительница в цирке); 1940: «Брат героя» (Аня); 1947: «Поезд идет на восток» (Соколова); 1950: «В мирные дни» (Шура), «Жуковский» (Леночка); 1952: «Римский-Корсаков» (Алмазова); 1953: «Нахлебник» (Ольга Петровна); 1956: «Человек родился» (роженица Тоня); 1957: «Коля один дома», к/м (роль); 1958: «Жених с того света» (машинистка), «На дальних берегах» (Планичка); 1959: «Потерянная фотография» (экскурсовод); 1961: «Мишка, Серега и я» (Лиза Верезина, мать Гарика); 1962: «Третий тайм» (жена Рязанцева); 1964: «Большая руда» (врач); 1965: «Сквозь ледяную мглу», тв (Санни), «Человек без паспорта» (Наталья Григорьевна); 1966: «Дядюшкин сон» (дама), «Скверный анекдот» (вдова Млекопитаева); 1967: «Крепкий орешек» (мать Орешкиной); 1970: «Море в огне» (работница почты); 1971: «Долгие проводы» (Елизавета Андреевна Выходцева), «Смертный враг» (казачка); 1972: «Инженер Прончатов», тв (Любовь Яковлевна); 1973: «Дела сердечные» (мама Евгения); 1974: «Небо со мной» (гостья); 1975: «Алмазы для Марии» (гостья); 1976: «Два капитана», тв (провожающая на вокзале), «Предательница» (учительница), «Солдаты свободы» (женщина, удочерившая девочку-сироту); 1977: «Позови меня в даль светлую» (гостья), «Служебный роман» (сотрудница статистического учреждения), «Трясина» (жительница деревни); 1979: «Взлет» (преподавательница); 1982: «Домой!» (женщина в очереди); 1983: «Витя Глушаков – друг апачей» (женщина в очереди), «Среди серых камней» (нищая аристократка); 1984: «Парад планет» (жительница дома престарелых); 1987: «Где находится нофелет?» (родственница Эммы); 1990: «Враг народа – Бухарин» (Крупская); 1998: «Притяжение солнца» («Вино из одуванчиков»), тв (мисс Бентли).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru